(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Деревянная автоматизация

Источник: expert
Андрей Симаев

В лесной отрасли по уровню развития ИТ лидируют ЦБК и ЛДК. Предприятия, занимающиеся лесозаготовками и первичной обработкой сырья, серьезно отстают

Процесс автоматизации на лесопромышленных предприятиях Северо-Запада крайне неоднороден. Ведущие компании отрасли уже выстроили мощную инфраструктуру и активно внедряют бизнес-приложения для оптимизации управления. Однако значительная часть лесопромышленников все еще пользуется устаревшими ИТ-решениями 1990−х годов, многие процессы выполняются вручную и не подкреплены никакими средствами автоматизации. Серьезной модернизации в сфере ИТ препятствует финансовое положение этих предприятий, связанное с их медленным развитием.

Надолго ли сохранится такая ситуация? Некоторые эксперты предполагают, что изменение правил игры на лесном рынке повысит требования к эффективности управления на предприятиях ЛПК, а значит, расширит спрос на современные ИТ-решения. Но этот фактор, видимо, повлияет на уровень автоматизации лишь косвенно. Пожалуй, главное, что может увеличить роль ИТ в ЛПК, - ускорение процесса консолидации в отрасли: новые владельцы старых предприятий обычно добиваются большей прозрачности бизнес-процессов и более эффективного финансового контроля.

Они такие разные

Спрос на автоматизацию в ЛПК серьезно различается в зависимости от подотрасли. «Если говорить о системах управления бизнесом, то для производителей конечной продукции такие ИТ-решения пока более актуальны, чем для производителей сырья, - говорит руководитель управления маркетинга и продаж Северо-Западного отделения корпорации „Галактика" Ян Кротов. - Причина, вероятно, в том, что лесозаготовка и первичная переработка - весьма темный, нередко криминализованный бизнес. Таким компаниям прозрачность управления, которую обеспечивают информационные системы, не нужна».

По словам коммерческого директора компании «Монолит-Инфо» Алексея Жигулева, «на небольших лесозаготовительных предприятиях обычно используются системы на базе 1С или „самописные" программы». Крупные лесозаготовители, играющие по более прозрачным правилам, берут и продукты классом повыше - скажем, Тихвинский комплексный леспромхоз (принадлежит финской UPM) внедрил решение на базе «Галактики».

Более «продвинутый» подход - в сфере производства древесных плит и пиломатериалов. Здесь, как отмечает ведущий консультант практики «Производство» компании Columbus IT Russia Юрий Моисеенко, «в большинстве случаев задачи формирования финансовой отчетности решены». На недавно построенных или прошедших модернизацию комбинатах ERP-системы уже внедрены и интегрированы с системами управления производством (MES), а на более старых предприятиях речь идет только о первичном учете материалов и средств. Между тем единая система с ядром в виде ERP уже крайне необходима таким компаниям, так как без нее трудно, например, прогнозировать продажи в связи с сезонной неустойчивостью и прочими колебаниями спроса.

Пожалуй, наиболее оптимистично выглядит ситуация на целлюлозно-бумажных предприятиях. В рамках ЛПК они отличаются самым высоким уровнем рентабельности, что создает определенный простор для инвестиций. Поэтому ЦБК нередко выступали в отрасли как передовики автоматизации - к примеру, Сегежский ЦБК еще в 2002 году внедрил CRM-систему Sales Expert. Конечно, большая часть свободных средств направляется на модернизацию производства, однако и ИТ-проекты получают достаточно серьезное для отрасли финансирование, до 1% от оборота компании.

На ЦБК, по словам Юрия Моисеенко, задачи построения ИТ-инфраструктуры в целом решены. Сегодня на первый план выходят вопросы финансового планирования на базе ERP-системы с учетом специфики непрерывного производства и особенностей поставок. К примеру, в текущих планах Архангельского ЦБК стоит «создание новой системы планирования и расчета себестоимости, а также результатов для всех основных производств», по словам заместителя главного инженера АЦКБ по АСУ Сергея Дубова. Также предполагается создание системы электронного взаимодействия с поставщиками и некоторые другие проекты.

Весьма актуальна для целлюлозно-бумажных производств оптимизация управления основными фондами, работой и ремонтом техники. «В прошедшем году мы завершили очень серьезный проект по автоматизации процесса управления техобслуживанием и ремонтом оборудования. Уже к концу года был получен впечатляющий эффект от оптимизации закупки и сокращения запасов материалов и запчастей», - рассказывает заместитель генерального директора по ИТ компании «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» Илья Садовенко.

Железом по дереву

 

ИТ-инфраструктура в ЛПК приобретает особую роль. Многие из компаний отрасли отличаются территориально распределенной организацией, и практически все испытывают потребность в отлаженной централизованной системе коммуникаций.  Растет роль ИТ и в сфере лесопользования. Как говорит Садовенко, на МБП Сыктывкарском ЛПК реализуется несколько проектов по оптимизации работы лесозаготовительного дивизиона. В связи с этим компании интересны программно-аппаратные решения на основе геоинформационных систем (GIS), которые помогут эффективно управлять имеющимися лесными ресурсами.

В случае когда предприятие входит в состав холдинга (особенно если это холдинг иностранный), добавляется спрос на новые интернет-шлюзы, линии связи и прочие средства для интеграции с головным офисом. «Железные» решения также востребованы в связи с организацией системы информационной безопасности - защиты серверов и данных, контроля доступа, видеонаблюдения, аутентификации пользователей и т.д.

Важное обстоятельство, определяющее спрос на инфраструктурные решения в ЛПК, - внедрение систем для автоматизации бизнеса. Эти продукты генерируют большой поток данных, и особенно остро этот вопрос встает при установке «тяжелых» ERP-систем вроде SAP на ЦБК и ЛДК. «Для производства продукции глубокого передела сейчас актуально создание центров обработки данных и качество их инженерного исполнения - бесперебойное электропитание, кондиционирование, защита», - комментирует директор по развитию компании DocsVision Сергей Курьянов.

Уровень спроса на ИТ-инфраструктуру, конечно, зависит от того, к какой подотрасли относится компания, но в конечном счете определяется масштабом тех вложений, которые предприятие может себе позволить в сфере ИТ. При этом необходимость модернизации «железа» осознается быстрее, чем потребность в автоматизации управления, в том числе и потому, что компьютерный парк и каналы связи на многих предприятиях ЛПК действительно сильно устарели.

В более успешных компаниях описанные трудности в основном преодолены. Как говорит Илья Садовенко, «с инфраструктурой мы уже практически  закончили, сейчас занимаемся сравнительно небольшими проектами развития или модернизации существующих систем». Но для небольших и средних предприятий эти проблемы весьма актуальны, и решать их придется в комплексе, развивая инфраструктуру одновременно с внедрением бизнес-софта, отмечает технический директор компании «Тринити» Дмитрий Гриневич.

Трудности большого пути

Автоматизация лесопромышленных предприятий почти неизбежно сопряжена с трудностями, часть которых вытекает из самой организации производственного процесса. Во-первых, это уже упомянутое территориально распределенное производство - в составе предприятия может быть значительное число небольших производственных подразделений или отдельных юридических лиц, причем общей ИТ-инфраструктуры, их объединяющей, зачастую нет. «Серьезной проблемой является отсутствие качественной связи в лесозаготовительных предприятиях, где основное производство находится, по сути дела, в лесу, - говорит Ян Кротов. - Связь делянка - лесопункт - леспромхоз доставляет много хлопот специалистам по ИТ».

Все эти обстоятельства затрудняют автоматизацию как на уровне управленческих процессов, так и в плане инфраструктуры, побуждают к нетривиальным решениям. К примеру, на Соломбальском ЦБК для обновления ПО ИТ-специалистам приходилось неоднократно объезжать большую территорию; в конце концов было принято решение перевести удаленные цеха с полноценных ПК на терминальные решения, позволяющие обновлять программы сразу с сервера.

Вторая проблема состоит в самой специфике бизнеса лесопромышленников. К примеру, в производстве ДСП, ДВП и пиломатериалов, как отмечает Юрий Моисеенко, ИТ-решение должно поддерживать как непрерывный тип производства, так и производство под заказ, учитывать колебания спроса. В России есть примеры проектов для ЛПК на базе таких систем, как SAP Business Suite, Scala, Baan, Microsoft Dynamics, «Галактика», 1С и др. «Однако несмотря на общую отраслевую специфику, которую можно реализовать в соответствующих решениях, существуют уникальные особенности каждого предприятия, требующие серьезной доработки или переработки отраслевого продукта», - говорит Моисеенко. Например, на Санкт-Петербургском картонно-полиграфическом комбинате (входит в корпорацию «Илим Палп») при внедрении ERP-системы Baan пришлось полностью переписывать модули сбора затрат и расчета себестоимости, были существенно доработаны и другие элементы системы.

Немалые сложности возникают в связи с тем, что, по словам Алексея Жигулева, в рамках одной компании может использоваться разнообразное и зачастую несовместимое друг с другом программное обеспечение. Его интеграция - одна из первоочередных задач при оптимизации управления. Независимо от того, на что делает ставку компания, - на доработку существующих приложений или на внедрение новой интегрированной системы - затраты будут большими. Первый путь может оказаться дешевле и проще для сотрудников, но лишь отсрочит замену продукта, второй путь дороже и связан с новыми рисками, такими как сопротивление персонала. Впрочем, как показывает опыт «Илим Палп», внедрявшей ERP-решение iScala, новая система в любом случае будет лишь базой. Разработки для специфических бизнес-процессов (управление производством, ремонтами и пр.) лучше оставить в прежнем виде и делать ставку на их интеграцию с ERP.

В конечном счете, как полагает Ян Кротов, виноваты не объективные обстоятельства, а «недостаточное внимание к ИТ, непонимание их выгод и преимуществ со стороны руководства и собственников бизнеса». По словам Алексея Жигулева, на крупных лесопромышленных предприятиях эти проблемы постепенно решаются при наличии грамотного ИТ-менеджмента. Поэтому процесс автоматизации в ЛПК может идти только эволюционным путем, по мере «вызревания» современных управленческих подходов.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 19.03.2007 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
DevExpress / ASP.NET Subscription
ABViewer Professional пользовательская
Microsoft Windows Professional 10, Электронный ключ
SAP Crystal Reports XI R2 Dev 2006 INTL WIN NUL License (Version 11)
Nero 2018 Platinum ESD
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
Компьютерный дизайн - Все графические редакторы
СУБД Oracle "с нуля"
Один день системного администратора
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100