Деревянная автоматизация

Источник: expert
Андрей Симаев

В лесной отрасли по уровню развития ИТ лидируют ЦБК и ЛДК. Предприятия, занимающиеся лесозаготовками и первичной обработкой сырья, серьезно отстают

Процесс автоматизации на лесопромышленных предприятиях Северо-Запада крайне неоднороден. Ведущие компании отрасли уже выстроили мощную инфраструктуру и активно внедряют бизнес-приложения для оптимизации управления. Однако значительная часть лесопромышленников все еще пользуется устаревшими ИТ-решениями 1990−х годов, многие процессы выполняются вручную и не подкреплены никакими средствами автоматизации. Серьезной модернизации в сфере ИТ препятствует финансовое положение этих предприятий, связанное с их медленным развитием.

Надолго ли сохранится такая ситуация? Некоторые эксперты предполагают, что изменение правил игры на лесном рынке повысит требования к эффективности управления на предприятиях ЛПК, а значит, расширит спрос на современные ИТ-решения. Но этот фактор, видимо, повлияет на уровень автоматизации лишь косвенно. Пожалуй, главное, что может увеличить роль ИТ в ЛПК, - ускорение процесса консолидации в отрасли: новые владельцы старых предприятий обычно добиваются большей прозрачности бизнес-процессов и более эффективного финансового контроля.

Они такие разные

Спрос на автоматизацию в ЛПК серьезно различается в зависимости от подотрасли. «Если говорить о системах управления бизнесом, то для производителей конечной продукции такие ИТ-решения пока более актуальны, чем для производителей сырья, - говорит руководитель управления маркетинга и продаж Северо-Западного отделения корпорации „Галактика" Ян Кротов. - Причина, вероятно, в том, что лесозаготовка и первичная переработка - весьма темный, нередко криминализованный бизнес. Таким компаниям прозрачность управления, которую обеспечивают информационные системы, не нужна».

По словам коммерческого директора компании «Монолит-Инфо» Алексея Жигулева, «на небольших лесозаготовительных предприятиях обычно используются системы на базе 1С или „самописные" программы». Крупные лесозаготовители, играющие по более прозрачным правилам, берут и продукты классом повыше - скажем, Тихвинский комплексный леспромхоз (принадлежит финской UPM) внедрил решение на базе «Галактики».

Более «продвинутый» подход - в сфере производства древесных плит и пиломатериалов. Здесь, как отмечает ведущий консультант практики «Производство» компании Columbus IT Russia Юрий Моисеенко, «в большинстве случаев задачи формирования финансовой отчетности решены». На недавно построенных или прошедших модернизацию комбинатах ERP-системы уже внедрены и интегрированы с системами управления производством (MES), а на более старых предприятиях речь идет только о первичном учете материалов и средств. Между тем единая система с ядром в виде ERP уже крайне необходима таким компаниям, так как без нее трудно, например, прогнозировать продажи в связи с сезонной неустойчивостью и прочими колебаниями спроса.

Пожалуй, наиболее оптимистично выглядит ситуация на целлюлозно-бумажных предприятиях. В рамках ЛПК они отличаются самым высоким уровнем рентабельности, что создает определенный простор для инвестиций. Поэтому ЦБК нередко выступали в отрасли как передовики автоматизации - к примеру, Сегежский ЦБК еще в 2002 году внедрил CRM-систему Sales Expert. Конечно, большая часть свободных средств направляется на модернизацию производства, однако и ИТ-проекты получают достаточно серьезное для отрасли финансирование, до 1% от оборота компании.

На ЦБК, по словам Юрия Моисеенко, задачи построения ИТ-инфраструктуры в целом решены. Сегодня на первый план выходят вопросы финансового планирования на базе ERP-системы с учетом специфики непрерывного производства и особенностей поставок. К примеру, в текущих планах Архангельского ЦБК стоит «создание новой системы планирования и расчета себестоимости, а также результатов для всех основных производств», по словам заместителя главного инженера АЦКБ по АСУ Сергея Дубова. Также предполагается создание системы электронного взаимодействия с поставщиками и некоторые другие проекты.

Весьма актуальна для целлюлозно-бумажных производств оптимизация управления основными фондами, работой и ремонтом техники. «В прошедшем году мы завершили очень серьезный проект по автоматизации процесса управления техобслуживанием и ремонтом оборудования. Уже к концу года был получен впечатляющий эффект от оптимизации закупки и сокращения запасов материалов и запчастей», - рассказывает заместитель генерального директора по ИТ компании «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» Илья Садовенко.

Железом по дереву

 

ИТ-инфраструктура в ЛПК приобретает особую роль. Многие из компаний отрасли отличаются территориально распределенной организацией, и практически все испытывают потребность в отлаженной централизованной системе коммуникаций.  Растет роль ИТ и в сфере лесопользования. Как говорит Садовенко, на МБП Сыктывкарском ЛПК реализуется несколько проектов по оптимизации работы лесозаготовительного дивизиона. В связи с этим компании интересны программно-аппаратные решения на основе геоинформационных систем (GIS), которые помогут эффективно управлять имеющимися лесными ресурсами.

В случае когда предприятие входит в состав холдинга (особенно если это холдинг иностранный), добавляется спрос на новые интернет-шлюзы, линии связи и прочие средства для интеграции с головным офисом. «Железные» решения также востребованы в связи с организацией системы информационной безопасности - защиты серверов и данных, контроля доступа, видеонаблюдения, аутентификации пользователей и т.д.

Важное обстоятельство, определяющее спрос на инфраструктурные решения в ЛПК, - внедрение систем для автоматизации бизнеса. Эти продукты генерируют большой поток данных, и особенно остро этот вопрос встает при установке «тяжелых» ERP-систем вроде SAP на ЦБК и ЛДК. «Для производства продукции глубокого передела сейчас актуально создание центров обработки данных и качество их инженерного исполнения - бесперебойное электропитание, кондиционирование, защита», - комментирует директор по развитию компании DocsVision Сергей Курьянов.

Уровень спроса на ИТ-инфраструктуру, конечно, зависит от того, к какой подотрасли относится компания, но в конечном счете определяется масштабом тех вложений, которые предприятие может себе позволить в сфере ИТ. При этом необходимость модернизации «железа» осознается быстрее, чем потребность в автоматизации управления, в том числе и потому, что компьютерный парк и каналы связи на многих предприятиях ЛПК действительно сильно устарели.

В более успешных компаниях описанные трудности в основном преодолены. Как говорит Илья Садовенко, «с инфраструктурой мы уже практически  закончили, сейчас занимаемся сравнительно небольшими проектами развития или модернизации существующих систем». Но для небольших и средних предприятий эти проблемы весьма актуальны, и решать их придется в комплексе, развивая инфраструктуру одновременно с внедрением бизнес-софта, отмечает технический директор компании «Тринити» Дмитрий Гриневич.

Трудности большого пути

Автоматизация лесопромышленных предприятий почти неизбежно сопряжена с трудностями, часть которых вытекает из самой организации производственного процесса. Во-первых, это уже упомянутое территориально распределенное производство - в составе предприятия может быть значительное число небольших производственных подразделений или отдельных юридических лиц, причем общей ИТ-инфраструктуры, их объединяющей, зачастую нет. «Серьезной проблемой является отсутствие качественной связи в лесозаготовительных предприятиях, где основное производство находится, по сути дела, в лесу, - говорит Ян Кротов. - Связь делянка - лесопункт - леспромхоз доставляет много хлопот специалистам по ИТ».

Все эти обстоятельства затрудняют автоматизацию как на уровне управленческих процессов, так и в плане инфраструктуры, побуждают к нетривиальным решениям. К примеру, на Соломбальском ЦБК для обновления ПО ИТ-специалистам приходилось неоднократно объезжать большую территорию; в конце концов было принято решение перевести удаленные цеха с полноценных ПК на терминальные решения, позволяющие обновлять программы сразу с сервера.

Вторая проблема состоит в самой специфике бизнеса лесопромышленников. К примеру, в производстве ДСП, ДВП и пиломатериалов, как отмечает Юрий Моисеенко, ИТ-решение должно поддерживать как непрерывный тип производства, так и производство под заказ, учитывать колебания спроса. В России есть примеры проектов для ЛПК на базе таких систем, как SAP Business Suite, Scala, Baan, Microsoft Dynamics, «Галактика», 1С и др. «Однако несмотря на общую отраслевую специфику, которую можно реализовать в соответствующих решениях, существуют уникальные особенности каждого предприятия, требующие серьезной доработки или переработки отраслевого продукта», - говорит Моисеенко. Например, на Санкт-Петербургском картонно-полиграфическом комбинате (входит в корпорацию «Илим Палп») при внедрении ERP-системы Baan пришлось полностью переписывать модули сбора затрат и расчета себестоимости, были существенно доработаны и другие элементы системы.

Немалые сложности возникают в связи с тем, что, по словам Алексея Жигулева, в рамках одной компании может использоваться разнообразное и зачастую несовместимое друг с другом программное обеспечение. Его интеграция - одна из первоочередных задач при оптимизации управления. Независимо от того, на что делает ставку компания, - на доработку существующих приложений или на внедрение новой интегрированной системы - затраты будут большими. Первый путь может оказаться дешевле и проще для сотрудников, но лишь отсрочит замену продукта, второй путь дороже и связан с новыми рисками, такими как сопротивление персонала. Впрочем, как показывает опыт «Илим Палп», внедрявшей ERP-решение iScala, новая система в любом случае будет лишь базой. Разработки для специфических бизнес-процессов (управление производством, ремонтами и пр.) лучше оставить в прежнем виде и делать ставку на их интеграцию с ERP.

В конечном счете, как полагает Ян Кротов, виноваты не объективные обстоятельства, а «недостаточное внимание к ИТ, непонимание их выгод и преимуществ со стороны руководства и собственников бизнеса». По словам Алексея Жигулева, на крупных лесопромышленных предприятиях эти проблемы постепенно решаются при наличии грамотного ИТ-менеджмента. Поэтому процесс автоматизации в ЛПК может идти только эволюционным путем, по мере «вызревания» современных управленческих подходов.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=4407