|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Методика внедрения Adempiere/iDempiere
Специалисты Исполнителя отработали и успешно применяют технологию ведения проектов аналогичную методологии Oracle AIM for Business Flows - методику внедрения приложений, основанную на использовании стандартных библиотек процессов, адаптированную под архитектуру Adempiere и используемые в ней библиотеки процессов. В ходе внедрения используются те же типы документов, поскольку они изначально вытекают из рекомендаций по ведению проектов PMBoK и SEBoK. • Сознательный отказ от трудоёмкой фазы формализации бизнес-процессов и требований к информационной системе "на бумаге" • Исключение фазы описания бизнеса "как есть" (as is) и акцент на интенсивное моделирование бизнес-процессов "как будет" (to be) • Активное использование работающего прототипа будущей системы, претерпевающего развитие от некоторой типовой конфигурации до максимально соответствующей требованиям бизнеса системы • Максимальное стремление к реализации нестандартных требований бизнеса имеющимися средствами настройки системы Основным регламентирующим документом является Устав проекта, согласуемый сторонами на первом этапе. Он содержит общие требования заказчика, подробную спецификацию работ и план-график, правила взаимодействия команд проекта со стороны Заказчика и Исполнителя, порядок внесения изменений, общее понимание рисков проекта и способов их снижения и т. п. Основной формой взаимодействия консультантов и ключевых пользователей системы (владельцев бизнес-процессов) является серия демонстрационных сессий. В ходе сессии консультант демонстрирует пользователю возможности системы и фиксирует отклонения от бизнес-процесса заказчика, согласует необходимые изменения. Изменения обобщаются, вносятся в конфигурацию системы, выполняется следующая итерация. Внедрение проходит в несколько установленных этапов, на каждом из которых устанавливаются базовые настройки. Сразу после прохождения регламентированных процессом установки этапов можно начинать работу в системе и вводить первые хозяйственные операции. Рассмотрим основные понятия методики. Задача в терминах данной методики представляет собой элементарный (неделимый) объём работ, который обязательно заканчивается каким-либо результатом (в большинстве случаев - документом). Все задачи проекта разделены и сгруппированы по фазам и процессам проекта. Фаза - это группа задач, выполнение которых приводит к достижению важного рубежа в ходе проекта. Фазы делят проект на "вертикальные" (временные) части и создают естественные вехи для контроля выполнения проекта. Выделяют 5 фаз проекта:
Процесс - это группа задач, объединенная общей функцией и приводящая к разработке ключевых выходных документов, связанных единой темой. Задачи в рамках процесса тесно связаны между собой, задачи одного процесса могут занимать почти весь проект. Выделяют следующие основные процессы проекта:
В результате методикой внедрения предлагается следующий алгоритм внедрения: Алгоритм внедрения Adempiere. В тестовую среду системы вводятся данные, позволяющие демонстрировать все возможности приложения. Проектная группа начинает активно тестировать преднастроенный работающий прототип системы (сессия CRP1). В ходе CRP1 возможности приложения консультанты-специалисты по приложению демонстрируются по заранее проработанным сценариям показа (что именно кому и с какими данными выполнять). Зрителями и активными участниками CRP1 являются участники проектной группы от предприятия: бизнес-эксперты. При этом достигаются следующие цели:
На втором этапе проекта прототип системы настраивается на все процессные и структурные особенности бизнеса, реализуемые путем настройки. Корректируются сценарии использования системы в привязке к особенностям бизнеса. Система, максимально настроенная на особенности бизнеса повторно "прокручивается" по максимально приближенным к реалиям бизнеса сценариям (сессия CRP2). Главной целью CRP2 является разъяснить представителям бизнеса, что использование заложенных в приложение бизнес-процессов эффективно для практики предприятия. В ходе CRP1 и CRP2 выявляются и документируются все особенности бизнеса, которые не могут быть удовлетворены настройкой приложения и требуют его доработки (если таковые существуют). Одновременно разрабатываются новые сценарии, позволяющие продемонстрировать / протестировать работу системы в "доработанном" варианте. На второй и третьей фазе выполняются задачи по доработке приложения. На третьей фазе проекта прототип системы, настроенный и доработанный под все особенности бизнеса, опять "прогоняется" проектной группой уже на полностью реальных сценариях (сессия CRP3). Устраняются все замечания и недоработки системы. Цель CRP3 - убедиться в полной работоспособности бизнес-процессов, построенных на использовании системы. На четвертой фазе проекта все настройки и доработки системы переносятся со среды тестового прототипа в среду промышленной эксплуатации системы. Происходит ввод начальных данных в систему, тренинги для всех пользователей. На пятой фазе система запускается в эксплуатацию. Проводится интенсивная "работа над ошибками" в течение первого периода эксплуатации системы. В целях приведения предлагаемого методикой алгоритма внедрения в соответствие со сложившейся практикой внедрения информационных систем в российских организациях весь Проект был разбит на четыре основных Этапа, критерием разбиения является основной значимый результат, достигаемый в ходе выполнения работ Этапа. Главной задачей данного этапа является выполнение работ по общему планированию проекта, определению его рамок, организационной структуры, способов взаимодействия команды Проекта и т.д. Соответствие Этапа 1 работам алгоритма внедрения указано на нижеследующем рисунке Соответствие Этапа 1 работам алгоритма внедрения
Главной задачей данного этапа является показ работы демонстрационного экземпляра Системы, и получение согласованных предложений по структуре ключевым настройкам Системы. Соответствие Этапа 2 работам алгоритма внедрения указано на нижеследующем рисунке. Соответствие Этапа 2 работам алгоритма внедрения Этап 3. Развёртывание опытного экземпляра Системы и проведение тренингов специалистов Заказчика. Главной задачей данного этапа является развёртывание на программно-аппаратных средствах Заказчика опытного экземпляра Системы, сконфигурированного с учётом специфики деятельности Заказчика, а также проведение тренингов бизнес-экспертов Заказчика по базовой функциональности внедряемых модулей. Соответствие Этапа 3 работам алгоритма внедрения указано на нижеследующем рисунке. Соответствие Этапа 3 работам алгоритма внедрения
Главной задачей данного этапа является тестирование процедур интеграции с существующими бухгалтерской и PDM-системами на опытном экземпляре Системы, сконфигурированного с учётом специфики деятельности Заказчика, проведение технических и организационных мероприятий по формированию среды промышленной эксплуатации Системы, создание промышленного экземпляра Системы и загрузка данных для начала промышленной эксплуатации и проведение тренингов для конечных пользователей. Соответствие Этапа 4 работам алгоритма внедрения указано на нижеследующем рисунке.
Соответствие Этапа 4 работам алгоритма внедрения Этап 5. Начало промышленной эксплуатации Системы. Главной задачей данного этапа является поддержка промышленной эксплуатации Системы, оказание консультаций и разрешение проблем, связанных с запуском Системы в промышленную эксплуатацию. Соответствие Этапа 5 работам алгоритма внедрения указано на нижеследующем рисунке. Соответствие Этапа 5 работам алгоритма внедрения Общая схема соответствия Этапов Проекта алгоритму внедрения представлена на нижеследующем рисунке. Общее соответствие Этапов проекта алгоритму внедрения В результате предложенное разбиение Проекта на Этапы является эффективным способом управления сложностью реализуемого Проекта, обеспечит нарастающее планомерное развитие и позволит эффективно проконтролировать ход выполнения Проекта и, как следствие, достигнуть основных целей и задач Проекта. Организационная структура Проекта Организационная структура Проекта Проект, как временный институт, создаваемый для достижения поставленных целей, должен иметь четкую организационную структуру, обеспечивающую успешное функционирование, коммуникацию и учет интересов основных лиц, вовлеченных в осуществление и управление происходящими переменами. Для ведения Проекта принята следующая его организационная структура. Организационная структура Проекта Для выполнения любой задачи Проекта назначается функциональная роль (одна или несколько), представляющая собой совокупность обязанностей и выполняемых в Проекте функций. Методика ведения Проекта предлагает набор стандартных ролей, например - Спонсор Проекта, Руководитель Проекта, Бизнес-эксперт и т.д. На основе распределения ролей на Проекте определяются тип и количество необходимых ресурсов. Рассмотрим подробнее описание обязанностей, соответствующих указанным ролям. Куратор Проекта (со стороны Исполнителя) - это руководитель высшего звена Исполнителя, обеспечивающий поддержку Проекта, определяющий стратегию ведения Проекта, обеспечивающий его ресурсами и участвующий в разрешении проблем проекта, вынесенных на уровень Управляющего совета Проекта. Основные функции Куратора Проекта:
Спонсор Проекта (со стороны Заказчика) - это руководитель высшего звена Заказчика, обеспечивающий поддержку Проекта со стороны руководства. Роль Спонсора проекта особенно значительна, поскольку он несёт ответственность за то, чтобы средства, выделенные на проект, расходовались разумно, и выполняемые задачи действительно были направлены на создание полезных для Заказчика выходных результатов Проекта. Спонсор Проекта принимает окончательное решение в случае возникновения противоречий в подходах к работе и задачах проекта. Основные функции Спонсора Проекта:
Руководитель Проекта (со стороны Исполнителя) - ответственный за выполнение работ Проекта. Руководитель проекта на регулярной основе доводит до Управляющего совета информацию о состоянии Проекта, о наиболее значительных проблемах, возникших в ходе проекта, и ключевых документах, подготовленных проектной группой. Он информирует Спонсора проекта о мерах, необходимых для обеспечения своевременного и качественного выполнения задач проекта. Обязанности Руководителя Проекта со стороны Исполнителя:
Координатор Проекта (со стороны Заказчика) - ответственный руководитель Заказчика, контролирующий и координирующий ход работ Проекта со стороны Заказчика. Помимо обязанностей, указанных для Руководителя Проекта со стороны Исполнителя, Руководителя Проекта со стороны Заказчика:
Консультант - специалист, ответственный за корректную постановку автоматизируемых бизнес-процессов Заказчика и их методическое обеспечение, непосредственно выполняющий работы по конфигурированию и настройке Системы. Основные обязанности бизнес-аналитика:
В Проекте представлены бизнес-аналитики со стороны Исполнителя. В целях передачи знаний и более эффективных коммуникаций в Проект могут быть введены консультанты со стороны Заказчика. Системный архитектор - специалист, непосредственно выполняющий работы по установке и администрированию Системы, а также отвечающий за техническую архитектуру Системы. В Проекте представлен системный архитектор со стороны Исполнителя. В целях передачи знаний и более эффективных коммуникаций в Проект может быть введен системный архитектор со стороны Заказчика. Функциональный архитектор - специалист, отвечающий за:
Разработчик - специалист, непосредственно выполняющий работы по разработке дополнительной функциональности Системы. Бизнес-эксперт - это ключевой предметный специалист Заказчика, обеспечивающий экспертизу в соответствующей предметной области бизнеса для создания выходных результатов Проекта. Как правило, бизнес-эксперт не выполняет самостоятельно работы на Проекте, а обеспечивают необходимой информацией бизнес-аналитиков, которые готовят выходные результаты Проекта. Исключение составляют целевые сессии-совещания по тестированию бизнес-процессов в Системе, на которых бизнес-эксперт выступает в качестве ключевого специалиста, ответственного за корректность отражения предметной области и автоматизируемых бизнес-процессов в Системе. Основные обязанности бизнес-эксперта:
Перечисленные выше функциональные роли объединены в управляющую (Управляющий совет) и исполнительную (Команда Проекта) структуры Проекта. В соответствии с организационной структурой Проекта в состав Управляющего совета входят:
Управляющий совет выступает как коллективный эксперт Проекта. Управляющий совет обеспечивает движение Проекта в соответствующих областях бизнеса и способствует достижению целей Проекта, определённых в Уставе Проекта. В частности, Управляющий совет должен способствовать созданию благоприятного климата для реализации Проекта и проведению требуемых изменений. Управляющий совет имеет полномочия поднимать вопросы, связанные с изменением рамок Проекта и выделением финансирования на Проект. Работа управляющего совета происходит путем регулярных заседаний. На данном Проекте Управляющий совет должен собираться не реже 1 раза в 4 недели. Собрания Управляющего совета могут быть приурочены к знаковым событиям (вехам) Проекта. Основные обязанности участников Управляющего совета:
Команда Проекта состоит из специалистов Исполнителя и выделенных сотрудников Заказчика. Каждый участник Команды Проекта должен выполнять конкретные задачи по подготовке рабочих продуктов Проекта и отчитываться за свою работу перед соответствующим Руководителем Проекта (со стороны Исполнителя, со стороны Заказчика). Все члены Команды Проекта, работая в тесном сотрудничестве и обмениваясь полученными знаниями при взаимодействии, обеспечивают достижение целей Проекта. Работа проектной группы базируется на следующих принципах:
|
|