(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Agile как IT-форма современного менеджмента

Цепков Максим

Прошедшая конференция AgileDays-2012 естественным образом сфокусировала мои мысли на теме Agile-практик как таковых, их развития и соотнесения с традиционным менеджментом.

Практики менеджмента безусловно следует рассматривать в контексте тех способов производства, тех организаций, на основе которых они выработаны. При этом надо понимать, что это естественным образом реактивный процесс. То есть сначала некоторые практики складываются, потом - анализируются и описываются, потом они транслируются и применяются более осознанно. Но при этом за время анализа и описания жизнь уходит вперед.

Так вот, традиционный менеджмент вырос в условиях больших предприятий, в которых путь наверх был статистически доступен немногим. Соответственно, этот шаг делали люди, имеющие достаточно высокие способности в том, что составляло суть менеджмента. Такие люди достигали успеха, за ними наблюдали другие люди, учась у них непосредственно или публикуя книги, предназначенные для тех, кто хочет стать успешным менеджером. И сами успешные менеджеры тоже писали книги - как был достигнут успех. Таким образом формировался стереотип успешного менеджера, по которому производился отбор, и к которому стремились желающие, вырабатывая у себя соответствующие качества.

Однако, важным является тот факт, что способных успешных менеджеров, а также желающих, готовых на достаточно большие усилия, чтобы стать успешным менеджером, было не так много. И пока организация производства могла обходиться таким количеством менеджеров, система более-менее работала. Это, по моим ощущениям, 60-70-е годы. А затем произошло следующее. Повышение потребности в квалифицированном труде позволило достаточно большому количеству людей подниматься вверх альтернативным путем. Не стремясь стать успешным менеджером ценой больших усилий. В ответ на это - появилась идея обучения регулярным образом, без существенных затрат собственной энергии, которая, в конце концов, вылилась в идею MBA. Теоретически там учат тех же самых успешных менеджеров на основе анализа опыта и методов. Но практически тех самых менеджеров, которые служили образцом - не получается, потому что составляющие самомотивации и самореализации в должной мере не присутствуют у всех обучающихся. Хотя тем, у кого он присутствует в силу личных склонностей, такое обучение безусловно помогает.

Аналогичная проблема, кстати, с воспроизводством советских управленцев, которые проводили развитие промышленности и науки. Эти руководители формировались в условиях жесткого давления при Сталине. Когда давление упало, то процент людей, избиравших такой путь и шедших по нему с большими личными усилиями - сильно уменьшился. И хотя ряд механизмов, обеспечивающих давление, таких как конкуренция нескольких предприятий в каждой из оборонных областей, сохранился, следствием стала общее снижение уровня руководителей. Были попытки изучить стиль работы управленцев и на основании его выработать методы работы. которые затем сознательно применять. К ним относится и СМД-подход. Но, несмотря на построение теории, практическое восприятие такого подхода среди руководителей - невелико. Оно определяется количеством людей, для которых достижение целей является важным с точки зрения самореализации, и которые согласны на большую внутренюю работу ради этого. А их количество при отсутствии большого внешнего давления - невелико.

Возвращаемся в область IT. Она отличается от других материалом, из которого изготавливаются конечные изделия. Он имеет преимущественно нематериальную природу, так как изделие - исполняемая программа, написанная на некотором языке. В этом смысле IT ближе к научной области - НИР и НИОКР, однако требуется от нее производственная деятельность. Менеджмент пытался решить эту потребность через все большую и большей регламентацией. К началу 2000-х этот путь достиг своего апогея в виде unify process, но требуемый результат в виде гарантированного завершения, пусть даже ценой больших денег - достигнут не был.

А сама потребность - многократно возросла с наступлением эры персональных компьютеров. Все-таки, до 80-х годов нематериальная природа компьютерных кодов, отличающая отрасль, нивелировалась тем, что для кода нужен-таки был материальный носитель в виде компьютера, который присутствовал только в достаточно крупных организациях. Персоналки качественно изменили ситуацию, потребность в реализации IT-проектов с их распространением выросла многократно. И выработка способа управления ими, обеспечивающая результат стала насущной необходимостью. Это был вызов эпохи.

И в 90-х решение было найдено - Agile-технологии. Возникнув первоначально как протест против доведенных до абсурда процедур регламентации в виде XP, они с появлением SCRUM дали легкий и эффективный способ управления IT-проектами, обеспечивающий приемлемое качество и при этом сделавший управление IT-проектами доступным достаточно широкому кругу людей в отрасли без чрезмерных усилий по освоению. И этот способ завоевывал мир де-факто. При этом первоначальная цель XP - вытеснить за рамки IT процедурное администрирование и вообще классических управленцев - также была во многом достигнута за счет внедрения собственной, оригинальной терминологии и практик. В результате IT-шники получили возможность самостоятельно управлять своими проектами или, во всяком случае, обрекли менеджеров на разбор со спецификой отрасли. Хотя сами практики, если разобраться внимательнее, впитали в себя позитивный опыт "обычного" менеджмента который тоже интенсивно развивается.

После успеха де-факто началось признание де-юре. Артефактами этого являются SWEBOK 3 версии (2004) и PMBOK 4 версии (2008) в которых явно упоминаются agile- методологии и сделана оговорка, что структура самого документа повторяет стадии классической (водопадной) модели лишь по совпадению. PMBOK-4 читать особенно забавно - итеративность новые веяния вписаны в книгу явно на живую нитку, точки сшива и провалы целостности, возникшие из-за этого - видны. И этот процесс завершается сейчас понятийной сшивкой с менеджментом вне IT, которая необходима для Agile-управления IT-проектами в мегакорпорациях. Проявления этой сшивки - доклад Dan Rawsthorne. Scrum: the Big Picture на AgileDays-2012, в котором показана реализация в Agile "общепринятой" иерархии уровней Software Development - Product Development - Project Management - Portofolio Management. И доклад Джефа Сазерленда на SECR-2011, в котором правильный SCRUM позиционирован как высшая и последняя стадия CMMI-5.

Если же говорить о широких массах, то IT-шники относятся к управлению так же как к технологиям. Они знают, что серебряных пуль - нет. Они знают, что новые идеи могут давать много полезного, и за ними надо следить. И чтобы их использовать вовсе не обязательно углубляться в теорию - можно применять на практике и без этого. Хотя если интересно - то почему бы не разобраться в теории - это прикольно, полезно и поучительно. Но во всей теории разбираться - никакого времени не хватит. Поэтому новые идеи вспыхивают, оказавшись удачными - распространяются, становятся общеизвестными, в их ограничениях разбираются, после чего они осыпаются в багаже полезнымии практиками. Так же и в технологиях: вспыхивает функциональное программирование, F# и Haskel, обретает последователей, интенсивно развивается, а потом опадает новыми элементами в C# или занимает подобающую, хотя и неожиданную нишу как Erlang. И практики управления и технологии по пути могут обрастать евангелистами и ярыми сторонниками. А сам цикл от прихода до обретения места - стремителен, порядка полутора лет.

Как я уже говорил, оригинал управленческих практик часто приходит извне. Но попав в IT - он сильно изменяется. Например, Канбан в IT обернулся тремя практиками ведения проекта: доска, ограничения на ней, измерение скорости потока. Который сосуществует в сознании с "большим" Канбаном как методом оптимизации процессов. Схема формирования команды - стадии Storming-Forming-Norming-Performing тоже стали более простыми и формальными, скрестившись по пути с IT-командами. Поэтому многие говорят об отсутствии принципиально нового или искажении оригинальных, якобы правильных идей и процессов. Но это неправильно. Потому что реально процессы впитывают специфику IT-разработки. А еще - приобретают нужный уровень легкости и схематичности, который и обеспечивает их успешное применение в проектах.

Ну и в заключении - отрасль меняется очень быстро. Тезис о том, что "в ней надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте" - уже давно является самоочевидным. И использование схем, облегченных практик там, где они подходят, без вникания в теоретические детали как раз и обеспечивает способ быстро бежать, оставляя время для того, что интересно - для решения сложных задач и создания новых проектов. На мой взгляд, это - данность, объективная реальность. И если ее игнорировать - то тебя обгонят.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 01.08.2012 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Quest Software. SQL Navigator Professional Edition
ABBYY FineReader 14 Standard Full
SAP CRYSTAL Reports 2013 WIN INTL NUL
CAD Import .NET Professional пользовательская
Symantec Endpoint Protection Small Business Edition, Initial Hybrid Subscription License with Support, 1-24 Devices 1 YR
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
Компьютерный дизайн - Все графические редакторы
СУБД Oracle "с нуля"
Компьютерные книги. Рецензии и отзывы
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100