Годы работы сотен ученых плюс огромные инвестиции позволили создать работающую в реальном времени вопрос-ответную систему контентной аналитики Watson.
В СМИ игру Watson часто пытаются представить как самостоятельный феномен, на самом же деле перед нами побочный результат серьезной академической работы, с богатой предысторией, а участие в Jeopardy! стало для нее потрясающей маркетинговой кампанией. История искусственного интеллекта насчитывает несколько попыток создания машин, способных отвечать на задаваемые им вопросы, и исторически первой была вопрос-ответная система, разработанная Робертом Симмонсом в Техасском университете в 1969 году. Следующая значимая работа была связана с именем Дугласа Лената и его компанией Cycorp, где была создана база знаний Cус, которая действительно работала, но ее приходилось составлять вручную. С 2002 года ведутся работы по проекту Halo, который можно рассматривать как развитие Cyc, но под патронажем агентства DARPA (среди участников - Стэнфордский исследовательский институт и несколько ведущих американских и европейских университетов). Своим путем к построению машины, отвечающей на вопросы, пришел Стивен Вольфрам, создатель программного продукта Mathematica.
Wolfram Alpha - знающий компьютер
Если знания каким-то образом вложить в компьютер и научиться извлекать именно то, что нужно, заставив его отвечать на поставленные перед ним вопросы, то можно получить машину, вычисляющую знания. И это не фантастика. |
Ближайшим предком Watson можно считать систему AQUAINT (Advanced Question Answering for Intelligence), созданную под патронажем Национального института стандартов (NIST). В IBM оценили ее перспективность и продолжили ее развитие, начав с того, что адаптировали этот проект под свои технологии, в результате получился практический вариант AQUAINT под именем PIQUANT (Practical Intelligent Question Answering Technology). Наследником PIQUANT является проект OpenEphyra, осуществленный IBM совместно с Университетом Карнеги-Меллона. От Watson он отличается возможностью поиска ответа в Web.
Открытые системы и проблемы сложности
Десять лет назад казалось, что между открытыми системами в техническом смысле и открытыми системами в биологическом и философском понимании нет ничего общего. Однако эволюция аппаратных и программных технологий привела к тому, что открытость в первом значении оказалась пройденным этапом, превратившись в обязательное качество практически всех составляющих компьютерных систем. Открытость же во втором значении целесообразно рассматривать как реальную цель на будущее. |
После шахматной эпопеи "Deep Blue против Каспарова", привлекшей к себе всемирное внимание, IBM требовалось что-то новое, и тогда выбор пал на систему PIQUANT, которая на тот момент могла отвечать только на 35% заданных вопросов, тратя на каждый десятки минут. Но скрытый потенциал был, и тогда в 2006 году была образована группа из 15 человек, которой поручили за пять лет довести систему "до ума". В 2008 году Watson начал вполне успешно играть в Jeopardy!, а в заданный срок вышел и на телевизионный экран. Сверхплановой добавкой оказался созданный модным дизайнером Джошуа Дэвисом аватар, который способен изображать "эмоции" в процессе обдумывания системой Watson своих ответов.