Элементарен ли IBM Watson?Источник: osp
Годы работы сотен ученых плюс огромные инвестиции позволили создать работающую в реальном времени вопрос-ответную систему контентной аналитики Watson. В СМИ игру Watson часто пытаются представить как самостоятельный феномен, на самом же деле перед нами побочный результат серьезной академической работы, с богатой предысторией, а участие в Jeopardy! стало для нее потрясающей маркетинговой кампанией. История искусственного интеллекта насчитывает несколько попыток создания машин, способных отвечать на задаваемые им вопросы, и исторически первой была вопрос-ответная система, разработанная Робертом Симмонсом в Техасском университете в 1969 году. Следующая значимая работа была связана с именем Дугласа Лената и его компанией Cycorp, где была создана база знаний Cус, которая действительно работала, но ее приходилось составлять вручную. С 2002 года ведутся работы по проекту Halo, который можно рассматривать как развитие Cyc, но под патронажем агентства DARPA (среди участников - Стэнфордский исследовательский институт и несколько ведущих американских и европейских университетов). Своим путем к построению машины, отвечающей на вопросы, пришел Стивен Вольфрам, создатель программного продукта Mathematica.
Ближайшим предком Watson можно считать систему AQUAINT (Advanced Question Answering for Intelligence), созданную под патронажем Национального института стандартов (NIST). В IBM оценили ее перспективность и продолжили ее развитие, начав с того, что адаптировали этот проект под свои технологии, в результате получился практический вариант AQUAINT под именем PIQUANT (Practical Intelligent Question Answering Technology). Наследником PIQUANT является проект OpenEphyra, осуществленный IBM совместно с Университетом Карнеги-Меллона. От Watson он отличается возможностью поиска ответа в Web.
После шахматной эпопеи "Deep Blue против Каспарова", привлекшей к себе всемирное внимание, IBM требовалось что-то новое, и тогда выбор пал на систему PIQUANT, которая на тот момент могла отвечать только на 35% заданных вопросов, тратя на каждый десятки минут. Но скрытый потенциал был, и тогда в 2006 году была образована группа из 15 человек, которой поручили за пять лет довести систему "до ума". В 2008 году Watson начал вполне успешно играть в Jeopardy!, а в заданный срок вышел и на телевизионный экран. Сверхплановой добавкой оказался созданный модным дизайнером Джошуа Дэвисом аватар, который способен изображать "эмоции" в процессе обдумывания системой Watson своих ответов. |