|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Реализация стратегииИсточник: Top-manager Вениамин Марковский
Опыт стратегического управления показывает, что разработать хороший стратегический план намного проще, чем реализовать его на практике. Вот цитата из журнала, издаваемого Американской академией менеджмента: "Нам не составило большого труда определить направление, в котором мы собираемся развиваться. Намного сложнее было заставить организацию действовать в соответствии с новыми приоритетами". К большому сожалению, реализация стратегии − это наименее структурированный и малоизученный раздел стратегического менеджмента, поэтому любая книга по стратегическому менеджменту, как правило, состоит из 300−500 страниц текста, подробно описывающего технику разработки стратегического плана, а способам его реализации обычно посвящается 10−20 страниц весьма общих и расплывчатых рекомендаций. Это связано с тем, что успех или неудача в реализации стратегии в основном определяется не общей теорией, а конкретными особенностями компании, личными и профессиональными качествами руководителя, ситуацией, сложившейся на рынке, внутрифирменной культурой... Поэтому сценарий реализации стратегического плана является в некотором смысле уникальным, и то, что принесло блестящий успех одной компании, может с треском провалиться в другой. Нужно все время помнить, что самые хорошие стратегии, разработанные лучшими консультантами, могут провалиться на стадии внедрения. Всегда следует опасаться революционных стратегий, требующих от организации слишком быстрых и глубоких изменений, достижения в течение короткого времени качественно нового уровня бизнеспроцессов и квалификации сотрудников организации. Эволюционная стратегия, предполагающая последовательные и медленные изменения, всегда предпочтительнее. Иногда случается, что эволюционная стратегия малоприемлема изза требований конкурентной среды, и революционная стратегия становится практически неизбежной. Делая такой выбор, руководство компании должно полностью осознавать высокую степень риска и принимать все меры к тому, чтобы организация не была взорвана изнутри, взявшись за реализацию стратегии, которая ей не по зубам. Существуют некоторые общие принципы и подходы, понимание и использование которых при осуществлении стратегии поможет сфокусироваться на важных вещах и избежать ошибок: Жесткий подход к реализации стратегии заключается в том, что высшее руководство разрабатывает стратегию и старается внедрить ее в неизмененном виде, действуя при этом жестко и энергично, практически не реагируя на мнение сотрудников организации и их сопротивление. Мягкий подход рассматривает внедрение стратегии как процесс, в котором руководство организации разрабатывает необходимые процедуры и политику для внедрения стратегии, а процесс внедрения стратегии рассматривается как циклическая последовательность практических шагов, когда результаты одного шага инициируют анализ и действие для следующего шага. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, и выбор подхода в конкретной ситуации зависит от стиля руководства, личности первого лица и конкретного содержания реализуемой стратегии. Следует иметь в виду, что реализация стратегии, требующей изменений в компании, − это задача, которая по силам только лидерам. Необходимо четко осознавать разницу между лидером и менеджером. Задача менеджера заключается в поддержании эффективной работы существующей структуры и снижении возможных рисков, а изменения, по определению, требуют создания новых систем и умения и желания рисковать. Можно быть замечательным менеджером, но не обладать выраженными качествами лидера. С другой стороны, можно быть лидером, но не обладать необходимым набором знаний и навыков для осуществления изменений. Таким образом, идеальный руководитель, берущийся за реализацию стратегии, −- это выраженный лидер, обладающий опытом и техническим арсеналом для осуществления изменений. Очень часто бывает так, что хорошую стратегию просто некому реализовать. Американские специалисты по стратегиям, более десяти лет изучающие успехи и неудачи тысяч компаний, пришли к выводу, что с реализацией стратегии могут справиться:
Поэтому приглашение лидера со стороны − это прием, часто применяемый компаниями, входящими в список Fortune500. А что делать небольшой частной российской компании, где владелец одновременно является генеральным директором? Прежде всего необходимо понять, что стратегическое управление и осуществление изменений − это высший уровень менеджерского искусства, прочное овладение которым невозможно без многолетнего опыта практической работы. Если уж так получилось, что лидера со стороны пригласить нельзя, но вы чувствуете в себе лидерский талант и готовы взять ответственность на себя, - необходима интенсивная программа самообразования, осуществление которой обязательно должно предшествовать всем действиям по реализации стратегии. Таким образом, решающую роль будут играть способности к самообразованию и умение постоянно выкраивать для этого дополнительное время. Другая причина, делающая невозможным реализацию стратегии, -− отсутствие глубокого осознания важности и срочности изменений. Именно по этой причине около 50 процентов всех компаний, начинающих реализовывать новые стратегии, терпят неудачу через несколько месяцев после начала работы. Сложности реализации стратегии напрямую зависят от величины разрыва между тем, чем является компания в настоящее время, и тем, чем она должна стать. Мы хотим обратить внимание на то, что если разработка стратегии осуществлялась, исходя из внутренних конкурентных преимуществ компании, то разрыв между настоящим и будущим будет очень небольшим. Если же разработка стратегии осуществлялась с помощью работы с Видением, такой разрыв может оказаться очень велик. Поэтому перед началом реализации стратегии необходимо определить величину этого разрыва по основным факторам, влияющим на эффективную работу компании. Основные поля для проведения диагностики
Готовность руководителя организации быть лидером внедрения стратегии
Культура компании
Кадры
Условия труда
Система оплаты труда
Знания и навыки
Структура Новая стратегия, как правило, приводит к изменениям структуры компании. Для небольших компаний, не имеющих представительств в десятках стран, разработка новой структуры не является сложным вопросом. Как пишет П. Друкер, следует выбирать самую простую структуру, которая позволит работать с новой стратегией. Необходимо все время помнить о естественном сопротивлении изменениям, свойственном большинству людей, и работать с этим сопротивлением психологически грамотно, проявляя такт и настойчивость. Нельзя забывать о том, что за каждой клеточкой в структуре компании скрываются живые люди, офисное пространство, столы, стулья, телефонные линии и многое другое. Невнимательное отношение к практической реализации новой структуры может стать причиной серьезных стрессов и дискомфортов, вплоть до желания сменить работу. Нужно задать следующие вопросы:
Зона неизвестного Нет ли внутри организации чегото такого, о чем ее руководитель не догадывается, что может неожиданно проявиться при реализации новой стратегии и стать фактором первостепенной важности. Как об этом узнать? Кто в этом может помочь? На основании диагностики вышеперечисленных факторов составляется программа действий по реализации стратегии, включающая в себя мероприятия по каждому пункту. Такая программа может быть подготовлена в виде сетевого графика, общий контроль выполнения которого осуществляет руководитель компании. Б. Карлоф и С. Седенберг в своем бестселлере "Вызов лидеров" дают следующие рекомендации по внедрению стратегий: Как провалить внедрение стратегии
Как успешно осуществить внедрение стратегии
|
|