|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Я, ритейл-робот: Пермские инженеры поставляют торговцам андроидовИсточник: secretmag
Promobot ($6 000) умеет кокетничать, читать лекции и рекламировать товарДва года назад трое программистов из Перми собрали в своём гараже первого российского автономного робота. Они назвали его Promobot и презентовали в местном торговом центре: робот ездил вокруг цветочного магазина, предлагал посетителям розы и продал в 2,5 раза больше, чем под силу промоутеру-человеку. Робота снимали на смартфоны, а девушки краснели, принимая комплименты машины. Партию из 20 роботов, собранных вручную, продали за 9 млн рублей; Promobot стал резидентом "Сколково". В 2014 году компания заработала 9 млн рублей и собрала 139 предварительных заказов на Promobot второй версии. Кому нужны роботы-продавцы? ИдеяОлег Кивокурцев впервые столкнулся с роботом-андроидом на Дне города в Перми. Столкнулся в буквальном смысле - вышел из трамвая и чуть не наступил на железную штуковину, похожую на автомат. Штуковина обернулась и поехала дальше, потом начала сигналить, как полицейское авто, потом проехала по кочкам и застряла в выбоине. Так сломался робот-полицейский компании Rbot, а Кивокурцев решил пойти учиться на инженера-конструктора в Пермский политехнический университет. К третьему курсу у него был свой бизнес - компания "Чайна таун", которая каждый месяц поставляла 20-40 кг элитного китайского чая в 11 местных ресторанов. Дело приносило 30 000-50 000 рублей в месяц. Предпринимательство увлекало начинающего инженера, он смотрел на ютьюбе "Бизнес-секреты" Олега Тинькова и мечтал когда-нибудь также уверенно рассказывать про монетизацию, кэш-аут и баксы. Однажды в институте Кивокурцев получил задание - создать концепт полезного робота - и решил, что нужно не только получить отличную оценку, но и сделать хороший продукт на продажу. Он зашёл в Google и узнал, что каждый пятый робот в Европе на 2012 год - робот-пылесос. На форумах писали: "В робототехнике активно используется Arduino", и Олег заказал плату Arduino. Она идеально подходила, чтобы собрать и запрограммировать отпугиватель для кошки, дверной звонок и даже систему "умный дом". Кивокурцев хотел смастерить робота для нанесения дорожной разметки. Но он был инженером, а не программистом, поэтому начал искать помощников - зашёл в группу Arduino в социальной сети "ВКонтакте", нашёл в ней восемь пермяков. Ответил один - Игорь Еремеев, для магистерской диссертации он делал робота-пожарного. На встречу позвали третьего специалиста по робототехнике - однокурсника Кивокурцева Максима Утева, лучшего инженера-конструктора на потоке. Стали думать: что также нескончаемо, как пыль? В Перми это снег. Утев не спешил ударить по рукам - его звали в конструкторское бюро крупной компании, отвлекаться на сторонний проект не было бы времени. Тогда Кивокурцев вспомнил всё, чему научили его бизнес-уроки на ютьюбе. Он стал считать: "Сейчас ты устроишься в КБ, сначала младшим конструктором, будешь получать 25 000 рублей и возьмёшь Renault Logan в кредит. К 30 годам получишь должность главного конструктора, тебе поднимут зарплату до 30 000, ты продашь Renault Logan и возьмёшь Renault Duster в кредит. А тут гляди, какая ниша. Никогда не поздно остановиться и уйти в КБ". Через месяц они создали прототип. Фотография: Ильяс Фархутдинов/"Секрет Фирмы" Первый вариантПрототип робота-снегоуборщика OMI Plow обошёлся в 5 000 рублей. Инженеры распилили шкаф, сбили из досок корпус, достали двигатели от ВАЗа, купили на рынке колёса для тележки, тросы и веб-камеру. Машину задумали как робот телеприсутствия: оснастили камерой, разработали мобильное приложение для смартфонов и программный продукт для PС. "Это как твой личный марсоход", - думал Еремеев. Снегоуборщик стал участвовать в стартап-конкурсах: от Фонда Бортника и конкурса "Большая разведка" получил 430 000 рублей. Затем одержал победу на региональном этапе Generation S, а на финале в Москве проиграл. Зато о нём написали в газете РБК и сняли сюжет на телеканале Russia Today, и с инженерами связался инвестор Игорь Мацанюк: он предложил сотрудничество с его стартап-инкубатором Farminers, выделил деньги на доработку прототипа. Сколько Мацанюк инвестировал в проект, ребята держат в секрете. Робот получил новый каркас из стеклопластика, его отливали в Перми. По тяге (2 килоньютона) робот получился сопоставимым с тракторами малой механизации, но не требовал регулярной замены масла и бензина, для управления роботом не нужны водительские права. Гелиевые аккумуляторы позволяли OMI Plow работать на морозе в 50 градусов, пока водитель - человек с мобильным телефоном, направляющий робота на борьбу с сугробами, - сидел в тёплой квартире. Инженеры создали сайт и установили цену - 180 000 рублей за машину. В Политехническом университете Кивокурцев познакомился с гендиректором компании "Интеллект-строй" Алексеем Южаковым. Южаков читал студентам лекции о том, как продавать инновации. С 2004 года его компания занималась интеграцией системы "умный дом" и была крупным игроком на пермском рынке. Компания Южакова заключала контракт с департаментом образования Перми на 40,9 млн рублей, с Политехом - на 1,7 млн рублей. На момент встречи Южакова с Кивокурцевым выручка "Интеллект-строя" (за 2013 год) составила 85,3 млн рублей. Кроме того, Южаков выращивал розы. Ему принадлежал автоматизированный тепличный комплекс в деревне под Пермью. Там на 2 300 кв метрах росли кусты роз, к каждому была подведена капельница с автополивом и автоматической подачей удобрений. Всем необходимым эту большую голландскую теплицу оснастил "Интеллект-строй". Это была "умная теплица". В 2013 году выручка "Интеллект-агро" составила 9,1 млн рублей, и Южаков мечтал об увеличении прибыли. Кивокурцев хотел предложить Южакову поработать со снегоуборщиком: "Вашим "умным домам" не помешала бы дистанционная уборка снега". Бизнесмен ответил: "У меня есть другие мысли".
|
|