|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Дистанционное внедрение ERP: фантастика или реальность?Источник: adempiere
Эфир "ERP Академии", передача "Эксперт у микрофона". А.C.: Сегодня в гостях у "ERP Академии" Денис Кузнецов. Денис - руководитель группы внедрения ERP-системы ADempiere. Здравствуйте, Денис! Д.К.: Здравствуйте! А.C.: Тема нашего сегодняшнего разговора "Дистанционное внедрение ERP-систем". Неужели такое возможно?! Без переездов, без потери времени и сил, экономя ресурсы и внедряя по всей нашей большой стране и даже по всему миру. Узнаем это прямо сейчас! А.C.: Обращаем ваше внимание, что на веб-страничке нашей передачи вы найдете инфографику касательно темы разговора. Заходите на наш сайт www.erpacademy.ru прямо сейчас! А.C.: Внедрить ERP-систему - это не запустить программу-инсталлятор и пять раз нажать на кнопку "Далее", это нечто больше. Это анализ бизнес-процессов, это сложная настройка самой системы, т.е. запуск СУБД и подключение клиентских частей, установка функциональных параметров, настройка пользовательского интерфейса, отчетов, прав доступа к данным, и часто - написание программного кода и ко-что еще. Неужели все это, или хотя бы часть можно делать удаленно - прямо из офиса внедренческой фирмы, и не менее эффективно? Я в это не верю! Д.К.: Внедрение ERP-системы, как вы правильно сказали, это многоэтапный процесс, который начинается даже не с анализа бизнес-процессов, а, если смотреть более широко, с поиска клиента-заказчика. ERP-система - это сложный продукт, который подразумевает сложные продажи, а это предварительные телефонные переговоры и конечно презентация. Современные средства связи (скоростной интернет, Skype) позволяют проводить качественные видеоконференции и презентации вдали от аудитории. Это существенно экономит средства фирмы-подрядчика для поиска своих клиентов. С другой стороны, потенциальный клиент с этого момента, с начала презентации, начинает знакомиться со своим потециальным подрядчиком и с его профессионализмом, с его умением проводить удалённую работу с системой и пользователями, умением ориентироваться в разных ситуациях и с возможностями технических средств связи, которые способоен реализовывать подрядчик при решении технических задач удалённо. После успешной презентации начинаются стандартные этапы внедрения системы. Это обследование, анализ и реинженириг бизнес-процессов, согласование технического задания, программирование, настройка, обучение, поддрежка. Все этапы могут быть выполнены удалённо, прямо из офиса внедренческой фирмы. Если говорить более подробно по каждому этапу, то, например, удалённое обследование включает в себя подготовку опросных анкет, которые отсылаются по электронной почте сотрудникам всем обследуемым участкам. После анализа ответов, обычно проводится конференция по скайпу, как один на один с интересующим сотрудником, так и общие конференции по отделам, на которых руководство предприятия задаёт и озвучивает при всех цель внедрения, решаемые задачи, способы решения задач, совместно обсуждаются возможные трудности и пути их решения, назначаются ответственные лица, т.е. деловые переговоры удалённо проходят все те же, что и при общении вживую. Даже обучение пользователей можно проводить удалённо, т.к. системы связи позволяют видеть экран пользователя, контролировать и руководить его действиями голосом и даже перехватывая курсор мыши. Хотя именно этот этап я предпочитаю проводить вживую, если есть возможность. Никакие суперсовременные технологии не заменят живого общения, когда можно почувствовать настрой и эмоции человека, вовремя сказать нужное слово, увидеть непонимание, поддержать затухающий энтузиазм.
Д.К.: Действительно есть ряд обязательных требований. Это:
Д.К.: Очень желательно, чтобы ERP-система имела веб-интерфейс, это очень удобно, но это необязательно, т.к. с помощью терминального сервера, удалённого рабочего стола и другого подобного программного обеспечения можно получить доступ к системе, не имеющей веб-интерфейса.
Д.К.: Мы применяем стандартую методологию внедрения - обследование, анализ, реинжениринг, программирование, настройка, обучение, поддержка. Ничего экстраординарного нет. Состав участников проекта и их роли тоже все как обычно, но удалённое внедрение накладывет обязательность на одно важное условие, которое влияет на успех проекта - со стороны заказчика обязательно должен быть руководитель проекта внедрения, свой человек, имеющий авторитет среди пользователей, чьё слово должно быть для них закон. Дело в том, что удалённые эксперты-консультанты, какие-бы они не были высококвалифицированными, иногда вопринимаются пользователями не более, чем виртуальные сущности, которые к реальной работе не имеют никакого отношения, и поэтому просьбы и указания удалённого консультанта могут просто игнорироваться. Вот тогда нужен действенный рычаг воздействия и важную роль играет руководитель проекта внедрения со стороны заказчика.
Д.К.: Даже когда консультант находится вживую на предприятии, для общения с пользователями он всё равно часто использует ICQ, Jabber, Skype или простой телефон, потому что по кабинетам много не набегаешься. Поэтому для пользователя, своевременно получающего ответ на вопрос, или отвечающего на вопрос, заданный по аське, нет никакой разницы где находится консультант - в соседнем кабинете или за 1000 километров. Наличие статуса "онлайн" в аське или скайпе и своевременные ответы создают ощущение постоянного присутствия консультанта, поэтому пользователь не чувствует себя брошенным. При этом удалённый консультант может общаться с несколькими пользователями одновременно, что существенно экономит время - и консультанта и пользователей, тогда как вживую общение происходит тет-а-тет. Хотя есть и отрицательные моменты и связаны они в первую очередь с отсутствием полного контроля заказчика за работой консультантов. Другими словами - заказчик может видеть консультанта онлайн, но на самом деле он не может с уверенностью сказать, чем сейчас на самом деле занят консультант - общается с другими пользователями, пишет ТЗ или просто пьёт чай. В этой ситуации выходом для заказчика служит еженедельные отчёты, представляемые консультантом заказчику, договорённости о сроках выполнения работ, оплата работ по факту их выполнения, а не предоплатой. Кроме того, есть, конечно же, обязательный контроль за своими консультантами и программистами и со стороны самого подрядчика.
Д.К.: Некоторые директора предприятий, наоборот, считают, что узкая специализация компании - это залог успеха, потому что такая стратегия позволяет не распыляться на широкий спектр оказываемых услуг, а сосредоточить свои ресурсы на своей основной деятельности, что существенно повышает качество и позволяет выбиться в лидеры в определённой сфере деятельности. Что же касается системы, которую предлагаем мы, АDempiere ERP/CRM, то она создавалась и создаётся международным сообществом, с миру по нитки - голому рубаха. Зачастую сами разработчики и являются консультантами при внедрении своей системы. Большое количество консультантов создаёт конкурентную борьбу и заполняет множество рыночных ниш, поэтому заказчик может выбрать наиболее подходящую команду внедрения по соотношению цена/качество. Очень важно выбрать не только саму ERP-систему, но и профессионалов, которые знают, как с ней обращаться и как общаться с пользователями.
Д.К.: Удалённое внедрение существенно снижает накладные расходы. Не секрет, что в стоимость внедрения ERP-системы подрядчик закладывает расходы на командировочные консультантам, транспорт в обе стороны с ежемесячным отпуском, съём жилья, надбавку к зарплате. В случае с удалённым внедрением эти расходы отсутствуют. В процентном отношении трудно сказать, зависит от масштабов проекта. Я думаю, в некоторых случаях удалённое внедрение может в два раза снизить затраты на услуги внедрения. Что касается продолжительности работ, то удалённость на сроки влияет незначительно при полной занятости консультантов одним проектом - и, в среднем, они остаются такими же. Т.к. консалтинговая компания получает деньги после выполнения работ, то консультанты стараются выполнить работы как можно быстрее и качественнее.
Д.К.: Да, я занимался консалтингом в разных моделях: Другой очень интересный проект, он сейчас в завершающей стадии, это внедрение комплексной системы учёта, тоже на базе ADempiere, для целого консорциума, в который входит несколько предприятий, занимающихся монтажом телекоммуникационных вышек, производством и продажей химпрепаратов, перепродажей трансформаторного оборудования. Штаб-квартира заказчика находится в Казахстане, в Алмате. Хотя я был в Алмате и вживую общался со всеми участниками процесса внедрения, всё равно, бОльшую часть времени внедрение происходило удалённо. А особенностью данного проекта является удалённое внедрение нескольких больших и серьёзных модулей - таких как зарплата и кадры, складской учёт, управление снабжением, заявочная кампания, учёт финансов, управление проектами и другие. Ещё один проект, который у нас сейчас на начальном этапе - это интернет-магазин в городе Братске, это очень далеко, особо не налетаешься, поэтому всё внедрение планируется осуществлять удалённо.
Д.К.: Самое трудное - это поиск высококвалифицированных консультантов и программистов, одновременно являющихся профессионалами и готовых работать в жёстких условиях удалённой работы, что может включать: Наибольшее количество проблем возникает на этапе обучения пользователей, плохо знакомых, вообще, с компьютером. Здесь очень хорошо выручают нас специалисты заказчика, которые общаются с пользователем вживую, хотя, при их отсутствии, мы стараемся говорить с пользователем самым простым языком, стараясь создать атмосферу, максимально приближенную к общению вживую.
Д.К.: Спасибо! До свидания!
|
|