(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

О Концепции региональной информатизации

Источник: gosbook
Александр Гусев

8 января 2015 г. Правительство РФ опубликовало распоряжение №2769-р от 29 декабря 2014 года, которым утверждена "Концепция региональной информатизации" (ссылка на PDF-версию документа, далее - "Концепция").

Как сказано на сайте "Экспертного центра электронного государства" (ссылка на материал), Концепция определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации (РФ) на период до 2018 года, а также организационную модель управления региональной информатизации.

В концепции предложены основные принципы развития ИКТ по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов РФ, включая здравоохранение.

В основу концепции легли результаты исследования, проведенного Экспертным центром электронного государства в конце 2012 года. В ходе этой работы, совместно с экспертным сообществом были определены приоритетные направления информатизации различных социально значимых сфер, в том числе и здравоохранения. В результате достаточно длительной работы в документе были учтены мнения экспертов регионального и муниципального уровней, специалистов IT-компаний, представителей общественных организаций, а также созданного в Минкомсвязи "Совета по региональной информатизации",http://minsvyaz.ru/ru/activity/advisories/5/.

Документ состоит из нескольких разделов, всего в нем 43 страницы. Краткий абстракт документа представлен тут: http://d-russia.ru/koncepciya-regionalnoj-informatizacii-o-chem-ona.html

В самом начале документа имеется п. 6, который гласит: " Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации, предусмотрев финансирование на их реализацию ". Это означает, что региональные органы власти не обязаны дословно исполнять документ, им это рекомендуется . А вот относительно федеральных органов власти имеется п.4, в котором сказано: " Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам руководствоваться положениями Концепции при решении задач использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Российской Федерации ". Другими словами, Федеральный Минздрав  обязан выполнять  предусмотренные положения и требования документа.

Так как положения Концепции распространяются в том числе и на Российское здравоохранение, то для нас (тех, кто так или иначе занимается автоматизацией медицины), документ представляет особую важность. Фактически, разрабатывая и реализовывая федеральные и региональные программы информатизации медицины, мы должны теперь делать это в соответствии с Концепцией - не противореча ей, не игнорируя ее положения, но может быть расширяя и дополняя предусмотренные ею отдельные пункты.

Большая часть документа сформулирована таким образом, чтобы каждое предложение или тезис в нем мог быть применим в любой из рассматриваемых Концепцией сфер. Для того, чтобы сделать эти положения более понятными и предметными для тех, кто занимается информатизацией медицины, мы подготовили сжатый пересказ основных положений документа именно для системы здравоохранения. И вот что получилось:

Глава 1. Введение.

Основными целями региональной информатизации здравоохранения являются:

  • повышение качества жизни граждан за счет использования информатизации;
  • выравнивание уровня развития информатизации медицинских организаций в субъектах Российской Федерации;
  • формирование эффективной системы государственного управления здравоохранением на основе использования информационных технологий.

Комментарий: в настоящее время Департамент информационных технологий и связи Минздрава на всех своих выступлениях подчеркивает, что информатизация осуществляется в интересах 3-х основных групп: медицинских сотрудников, пациентов и системы управления. В Концепции в разделе о целях информатизации текст сформулирован так, что информатизация делается в интересах пациентов (граждан) и системы управления. Практическое звено (врачи, медсестры - основные пользователи внедряемых медицинских информационных систем) в тексте документа не упомянуты, однако дальнейшие пункты и требования этого документа, в том числе специальный раздел, посвященный здравоохранению, однозначно указывают на то, что информатизация должна проводится в том числе и для этой группы пользователей .

Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:

  • комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов
  • повышение качества и доступности оказываемой медицинской помощи с помощью информационных технологий;
  • повышение доступности для граждан информации о деятельности органов управления здравоохранением;
  • формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
  • обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.

Положения концепции соответствуют основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в:

  • Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена президентом России 7 февраля 2008 года, http://kremlin.ru/ref_notes/3383)
  • Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года (распоряжение правительства от 1 ноября 2013 года №2036-р,http://government.ru/docs/8024/)
  • Государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" (утверждена постановлением правительства от 15 апреля 2014 года №313,http://government.ru/docs/11937/).

Глава II. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития регионов

Субъекты РФ при внедрении ИКТ в здравоохранении должны руководствуются следующими общими принципами:

  • организация учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, получателей медицинской помощи и других) и формирование механизмов автоматизированного анализа и контроля, что позволит повысить качество и прозрачность управленческих решений [ прим.: другими словами - внедрение таких систем, как "Паспорт МО", "Регистр медработников", "Регистр медицинского оборудования и техники", создание региональных систем учета пациентов, региональных информационно-аналитических систем и т.д. ];
  • обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от дублирующего ведения государственных и муниципальных информационных ресурсов в электронной форме и на бумажном носителе и сократить расходы на эту деятельность, увеличить оперативность доступа к информационным ресурсам, одновременно повысив достоверность и актуальность размещаемых в них сведений;
  • обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме [ прим.: видимо, сюда можно отнести и юридически значимую электронную медицинскую карту - основу основ информатизации медицины ], в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, с отказом от дублирования документооборота на бумажном носителе, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов [ прич.: другими словами - нужно внедрять переход на электронный медицинский документооборот и отказ от бумажных медицинских записей, что на сегодняшний день строго говоря невозможно по многим причинам, в том числе - несоответствии этому тезису нормативно-правовой базы, подробнее об этом сказано в нашей с Н.А. Храмцовской публикации тут: http://www.gosbook.ru/node/88040 ];
  • сокращение временных и финансовых расходов граждан и медицинских организаций на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с помощью повышения доли удаленных способов взаимодействия с использованием Интернет при информировании граждан и организаций, предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций, что позволит сократить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки взаимодействий и снизить коррупционные риски;
  • повышение производительности труда медицинских сотрудников и работников органов управления здравоохранением путем автоматизации выполнения ими типовых операций, что позволит повысить эффективность их деятельности.

Региональные информационные системы, используемые в здравоохранении, целесообразно создавать с учетом необходимости автоматизации функций, отнесенных законодательством РФ к региональным и муниципальным полномочиям, включая интеграцию с Единой государственной медицинской информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ).

Требуется исключение дублирования функций в создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральных и региональных информационных системах.

Комментарий: федеральные и региональные компоненты ЕГИСЗ как раз относятся к таким системам. Данное требование, с учетом еще некоторых положений документа, имеющихся на стр. 6, фактически, означает - что должно быть исключено дублирование не только одних и тех же функций, которые имеются в различных информационных системах, но и данных, которые в них вводятся и накапливаются. Это очень важное и безусловно нужное положение документа образует нормативно-правовое основание для постепенного продуманного отказа от всех этих дублирующих систем, о которых мы, например, рассуждали тут:http://www.gosbook.ru/node/86796.

Создание региональных сегментов ЕГИСЗ должно носить скоординированный характер и быть направлено на решение социально значимых проблем субъекта РФ. При планировании мероприятий информатизации здравоохранения необходимо сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан.

Федеральный Минздрав РФ, осуществляя функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, при участии Минкомсвязи РФ в рамках установленной компетенции может:

  • определять приоритеты региональной информатизации здравоохранения;
  • обеспечивать разграничение сфер ответственности за внедрение информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • формировать систему показателей эффективности информатизации здравоохранения;
  • обеспечивать корректировку (при необходимости) правовых актов в целях перехода на электронную форму ведения информационных систем и представления отчетности, а также межведомственного (межуровневого) информационного взаимодействия, исключения дублирующего ведения информационных ресурсов и осуществления обменов на бумажных носителях;
  • обеспечивать определение порядка информационного взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе путем определения форматов представления отчетных и учетных данных в электронной форме, в целях ускорения и автоматизации процессов информационного обмена.

На страницах 8-9 документа представлены положения и требования, относящиеся непосредственно к здравоохранению, поэтому эту часть Концепции просто процитируем без существенного изменения исходного текста:

В сфере здравоохранения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы РФ "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. No 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. No 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 г. No 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения.

Для этого рекомендуется создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи, в том числе получения медицинскими работниками и пациентами дистанционных медицинских консультаций, информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах. Целесообразно обеспечивать доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, оказываемых в субъекте РФ, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в регионе.

Эффективным механизмом контроля объемов оказанных медицинских услуг является информирование граждан через их личные кабинеты на Едином портале о поступивших в органы управления здравоохранением фактах получения гражданами медицинских услуг, а также сопоставление в рамках действующего законодательства данных медицинских карт, ведение которых осуществляется в электронной форме, с данными системы обязательного медицинского страхования и отчетными данными лечебно-профилактических учреждений.

Оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Для повышения эффективности работы медицинского персонала целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, рекомендуется внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, интегрированных с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни.

В медицинских учреждениях субъектов РФ целесообразно обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, а также интеграцию информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе обеспечить медицинский персонал сертификатами ключей проверки электронных подписей, необходимыми для ведения медицинской документации в электронной форме.

Для снижения затрат на создание и эксплуатацию информационных систем в сфере здравоохранения рекомендуется использование "облачных" технологий с учетом требований законодательства РФ, в том числе о защите персональных данных и медицинской тайны.

Минздраву РФ целесообразно обеспечивать утверждение форматов предоставления медицинских сведений и документов в электронной форме, порядок обмена такими сведениями, а также корректировку положений правовых актов в целях обеспечения ведения медицинской документации, учета медицинской информации и формирования отчетных форм в электронной форме, а также исключения дублирующего представления указанных сведений на бумажном носителе.

Глава III. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг

Согласно этого раздела, органам государственной власти субъектов РФ  рекомендуется  обеспечить для заявителей [ прим.: обратим внимание, что применено слово "заявитель" - т.е. подразумевается, что этот пункт предусмотрен не только для граждан и пациентов, но и для всех, на кого распространяется возможность обратиться и получить госуслугу, в том числе видимо и на медицинских работников  ] возможность:

  • обращаться за получением государственных и муниципальных услуг, получать результат указанных услуг и уведомления о ходе их предоставления посредством различных форм и способов доступа, в том числе посредством Единого портала государственных услуг и региональных порталов, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
  • оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых в многофункциональных центрах.

Комментарий: напомню, что перечень государственных и муниципальных услуг утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р "Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями",http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124507/. Согласно редакции этого документа по Распоряжению Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р, в сфере здравоохранения должны оказываться услуги, представленные в таблице ниже.

sites/default/files/user_pictures/2015/01/31/2015-01-31_1051.png

Региональным органам управления здравоохранением (ОУЗ) целесообразно обеспечить:

  • создание и доработку информационных систем в целях обеспечения автоматизации предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, в том числе автоматизации внутренних процессов и автоматизации процессов взаимодействия с заявителем;
  • оптимизацию порядка предоставления приоритетных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) в электронной форме в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разрабатываемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Комментарий: другими словами, региональным ОУЗ рекомендуется доработать имеющиеся в региональном сегменте ЕГИСЗ информационные системы таким образом, чтобы они обеспечивали возможность предоставления государственных и муниципальных услуг, представленных в таблице выше, либо через федеральный портал госслуг https://www.gosuslugi.ru/, либо через собственный региональный портах госуслуг, а также через региональные МФЦ, причем делать это надо с учетом требований, разрабатываемых в части предоставления государственных услуг Минкомсвязи. С учетом, что на настоящее время фактически лишь одна из представленных в таблице гос.услуг (а именно п. 19 - запись на прием к врачу через Интернет) хорошо развита, работы по этому направлению более чем предостаточно. Тем более, что сроки завершения работ прошли уже больше года назад.

Глава IV. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления

В соответствии с законодательством органы управления здравоохранением субъекта РФ размещают на своих официальных сайтах общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность.

Глава V. Организационное и инфраструктурное обеспечение региональной информатизации

В этой главе имеется некоторые разделы, которые мы не будем детально рассматривать в силу их узкой специфичности, но упомянем - что в нем рассматриваются такие вопросы, как, например, регулирование и управление региональной информатизацией, организация и распределение полномочий в этой сфере, а также координация расходов на информатизацию. Кроме этого, в Концепции представлены требования к инфраструктурному и общесистемному обеспечению программ информатизации, системе межведомственного взаимодействия, идентификации и аутентификации и т.д.

Однако в этой главе есть ряд интересных положений, на которые следует обратить особое внимание:

  • Органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется использовать механизмы проектного управления с учетом разрабатываемых Минкомсвязи РФ методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах и разработанных Минэкономразвития РФ методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.
  • Минкомсвязи РФ совместно с Минздравом РФ должны выработать ключевые показатели эффективности информатизации в субъектах РФ.
  • В регионе рекомендуется сформировать систему управления информатизацией, в том числе включая создание координационного органа региона, отвечающего за формирование стратегии информатизации, а также экспертного общественного совета по информатизации, который будет обеспечивать публичное обсуждение мероприятий по информатизации, которые проводит субъект РФ.
  • Для сокращения бюджетных расходов уполномоченный орган по информатизации может организовывать размещение в национальном фонде алгоритмов и программ, созданных или приобретенных с привлечением средств регионального бюджета, программ и подготовительной (проектной), технической и иной документации к таким программам, обеспечивающей возможность свободного использования и модернизации таких программ субъектами РФ.
  • Органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется принимать дополнительные меры по обеспечению информационной безопасности, в том числе недопущение принятия и реализации региональных программ информатизации, в которых не предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством РФ.
  • Должно быть обеспечено выполнение целого ряда мероприятий по переводу существующих информационных систем на использование Единой системы идентификации и аутентификаци (ЕСИА), в том числе уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей, обеспечению регистрации госслужащих и муниципальных служащих в ЕСИА, в том числе на базе МФЦ.
  • Органами государственной власти субъектов РФ могут создаваться ведомственные удостоверяющие центры или использоваться услуги коммерческих удостоверяющих центров с учетом необходимости сокращения бюджетных расходов на получение и обслуживание сертификатов ключей проверки электронных подписей.
  • Для обеспечения совместной работы государственных и муниципальных информационных систем органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется создать региональную систему нормативно-справочной информации и региональный реестр технических спецификаций с учетом положений Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 г. No 793 -р.

Отдельно следует рассмотреть раздел "Информационные системы обеспечения управленческой и типовой деятельности", который, фактически, содержит требования к созданию региональных информационно-аналитических систем здравоохранения, применяемых ОУЗ. В документе отмечено, что при закупках (аренде, разработке) программного обеспечения, используемого в информационных системах автоматизации управленческой и типовой деятельности, целесообразно:

  • выявлять потребности и анализировать организационную и финансовую целесообразность консолидированных закупок (аренды, разработки), а также реализации требуемых функций на базе "облачных" технологий, обеспечивая сокращение расходов на оплату лицензий и услуг технической поддержки;
  • анализировать целесообразность использования свободного программного обеспечения, позволяющего сократить бюджетные расходы и снизить зависимость от поставщиков и разработчиков программного обеспечения;
  • учитывать необходимость регламентированного обмена сведениями между информационными системами.

Концепцией предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе создать информационно-аналитическую систему региона для централизованного сбора, обобщения, анализа и обмена информацией, необходимой для информационного обеспечения руководителей и сотрудников органов государственной власти, принятия управленческих решений и подготовки отчетности. При создании информационно-аналитических систем целесообразно обеспечивать методологическое, семантическое и технологическое единство процессов сбора, актуализации и обработки сведений, исключая или сводя к минимуму предоставление сведений в ручном режиме. Информационно-аналитические системы рекомендуется создавать исходя из необходимости в автоматизированном режиме получать агрегированные и статистические сведения из информационных ресурсов региональных органов и организаций и обеспечивать достоверность информации о текущем статусе выполнения региональных проектов и программ и повсеместный доступ уполномоченных сотрудников к информации системы. Все общедоступные сведения информационно-аналитической системы целесообразно предоставлять без авторизации любым пользователям информационно-аналитической системы в сети "Интернет", в том числе в формате открытых данных.

Заключение: в целом, документ читается достаточно легко, он хорошо продуман и лаконичен, содержит вполне конкретные требования. Представляется, что приведение региональных программ информатизации здравоохранения в соответствие с этим документом действительно позволит сократить проблему "лоскутного одеяла" при создании региональных сегментов ЕГИСЗ и обеспечить единые подходы к разработке и развитию информационных технологий в медицине.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 05.02.2015 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
TeeBI for RAD Studio Suite with source code single license
Panda Gold Protection - ESD версия - на 1 устройство - (лицензия на 1 год)
SAP® Crystal Presentation Design 2016 WIN INTL NUL
Quest Software. TOAD for SQL Server Xpert Edition
FastReport.Desktop
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
СУБД Oracle "с нуля"
Мир OLAP и Business Intelligence: новости, статьи, обзоры
Проект mic-hard - все об XP - новости, статьи, советы
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100