|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
О Концепции региональной информатизацииИсточник: gosbook Александр Гусев
8 января 2015 г. Правительство РФ опубликовало распоряжение №2769-р от 29 декабря 2014 года, которым утверждена "Концепция региональной информатизации" ( Как сказано на сайте "Экспертного центра электронного государства" ( В концепции предложены основные принципы развития ИКТ по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов РФ, включая здравоохранение. В основу концепции легли результаты Документ состоит из нескольких разделов, всего в нем 43 страницы. Краткий абстракт документа представлен тут: В самом начале документа имеется п. 6, который гласит: " Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации, предусмотрев финансирование на их реализацию ". Это означает, что региональные органы власти не обязаны дословно исполнять документ, им это рекомендуется . А вот относительно федеральных органов власти имеется п.4, в котором сказано: " Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам руководствоваться положениями Концепции при решении задач использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Российской Федерации ". Другими словами, Федеральный Минздрав обязан выполнять предусмотренные положения и требования документа. Так как положения Концепции распространяются в том числе и на Российское здравоохранение, то для нас (тех, кто так или иначе занимается автоматизацией медицины), документ представляет особую важность. Фактически, разрабатывая и реализовывая федеральные и региональные программы информатизации медицины, мы должны теперь делать это в соответствии с Концепцией - не противореча ей, не игнорируя ее положения, но может быть расширяя и дополняя предусмотренные ею отдельные пункты. Большая часть документа сформулирована таким образом, чтобы каждое предложение или тезис в нем мог быть применим в любой из рассматриваемых Концепцией сфер. Для того, чтобы сделать эти положения более понятными и предметными для тех, кто занимается информатизацией медицины, мы подготовили сжатый пересказ основных положений документа именно для системы здравоохранения. И вот что получилось: Глава 1. Введение. Основными целями региональной информатизации здравоохранения являются:
Комментарий: в настоящее время Департамент информационных технологий и связи Минздрава на всех своих выступлениях подчеркивает, что информатизация осуществляется в интересах 3-х основных групп: медицинских сотрудников, пациентов и системы управления. В Концепции в разделе о целях информатизации текст сформулирован так, что информатизация делается в интересах пациентов (граждан) и системы управления. Практическое звено (врачи, медсестры - основные пользователи внедряемых медицинских информационных систем) в тексте документа не упомянуты, однако дальнейшие пункты и требования этого документа, в том числе специальный раздел, посвященный здравоохранению, однозначно указывают на то, что информатизация должна проводится в том числе и для этой группы пользователей . Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:
Положения концепции соответствуют основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в:
Глава II. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития регионов Субъекты РФ при внедрении ИКТ в здравоохранении должны руководствуются следующими общими принципами:
Региональные информационные системы, используемые в здравоохранении, целесообразно создавать с учетом необходимости автоматизации функций, отнесенных законодательством РФ к региональным и муниципальным полномочиям, включая интеграцию с Единой государственной медицинской информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Требуется исключение дублирования функций в создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральных и региональных информационных системах. Комментарий: федеральные и региональные компоненты ЕГИСЗ как раз относятся к таким системам. Данное требование, с учетом еще некоторых положений документа, имеющихся на стр. 6, фактически, означает - что должно быть исключено дублирование не только одних и тех же функций, которые имеются в различных информационных системах, но и данных, которые в них вводятся и накапливаются. Это очень важное и безусловно нужное положение документа образует нормативно-правовое основание для постепенного продуманного отказа от всех этих дублирующих систем, о которых мы, например, рассуждали тут:http://www.gosbook.ru/node/86796. Создание региональных сегментов ЕГИСЗ должно носить скоординированный характер и быть направлено на решение социально значимых проблем субъекта РФ. При планировании мероприятий информатизации здравоохранения необходимо сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан. Федеральный Минздрав РФ, осуществляя функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, при участии Минкомсвязи РФ в рамках установленной компетенции может:
На страницах 8-9 документа представлены положения и требования, относящиеся непосредственно к здравоохранению, поэтому эту часть Концепции просто процитируем без существенного изменения исходного текста: В сфере здравоохранения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы РФ "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. No 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. No 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 г. No 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения. Для этого рекомендуется создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи, в том числе получения медицинскими работниками и пациентами дистанционных медицинских консультаций, информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах. Целесообразно обеспечивать доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, оказываемых в субъекте РФ, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в регионе. Эффективным механизмом контроля объемов оказанных медицинских услуг является информирование граждан через их личные кабинеты на Едином портале о поступивших в органы управления здравоохранением фактах получения гражданами медицинских услуг, а также сопоставление в рамках действующего законодательства данных медицинских карт, ведение которых осуществляется в электронной форме, с данными системы обязательного медицинского страхования и отчетными данными лечебно-профилактических учреждений. Оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Для повышения эффективности работы медицинского персонала целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, рекомендуется внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, интегрированных с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни. В медицинских учреждениях субъектов РФ целесообразно обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, а также интеграцию информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе обеспечить медицинский персонал сертификатами ключей проверки электронных подписей, необходимыми для ведения медицинской документации в электронной форме. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию информационных систем в сфере здравоохранения рекомендуется использование "облачных" технологий с учетом требований законодательства РФ, в том числе о защите персональных данных и медицинской тайны. Минздраву РФ целесообразно обеспечивать утверждение форматов предоставления медицинских сведений и документов в электронной форме, порядок обмена такими сведениями, а также корректировку положений правовых актов в целях обеспечения ведения медицинской документации, учета медицинской информации и формирования отчетных форм в электронной форме, а также исключения дублирующего представления указанных сведений на бумажном носителе. Глава III. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг Согласно этого раздела, органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется обеспечить для заявителей [ прим.: обратим внимание, что применено слово "заявитель" - т.е. подразумевается, что этот пункт предусмотрен не только для граждан и пациентов, но и для всех, на кого распространяется возможность обратиться и получить госуслугу, в том числе видимо и на медицинских работников ] возможность:
Комментарий: напомню, что перечень государственных и муниципальных услуг утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р "Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями",
Региональным органам управления здравоохранением (ОУЗ) целесообразно обеспечить:
Комментарий: другими словами, региональным ОУЗ рекомендуется доработать имеющиеся в региональном сегменте ЕГИСЗ информационные системы таким образом, чтобы они обеспечивали возможность предоставления государственных и муниципальных услуг, представленных в таблице выше, либо через федеральный портал госслуг Глава IV. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления В соответствии с законодательством органы управления здравоохранением субъекта РФ размещают на своих официальных сайтах общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность. Глава V. Организационное и инфраструктурное обеспечение региональной информатизации В этой главе имеется некоторые разделы, которые мы не будем детально рассматривать в силу их узкой специфичности, но упомянем - что в нем рассматриваются такие вопросы, как, например, регулирование и управление региональной информатизацией, организация и распределение полномочий в этой сфере, а также координация расходов на информатизацию. Кроме этого, в Концепции представлены требования к инфраструктурному и общесистемному обеспечению программ информатизации, системе межведомственного взаимодействия, идентификации и аутентификации и т.д. Однако в этой главе есть ряд интересных положений, на которые следует обратить особое внимание:
Отдельно следует рассмотреть раздел "Информационные системы обеспечения управленческой и типовой деятельности", который, фактически, содержит требования к созданию региональных информационно-аналитических систем здравоохранения, применяемых ОУЗ. В документе отмечено, что при закупках (аренде, разработке) программного обеспечения, используемого в информационных системах автоматизации управленческой и типовой деятельности, целесообразно:
Концепцией предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе создать информационно-аналитическую систему региона для централизованного сбора, обобщения, анализа и обмена информацией, необходимой для информационного обеспечения руководителей и сотрудников органов государственной власти, принятия управленческих решений и подготовки отчетности. При создании информационно-аналитических систем целесообразно обеспечивать методологическое, семантическое и технологическое единство процессов сбора, актуализации и обработки сведений, исключая или сводя к минимуму предоставление сведений в ручном режиме. Информационно-аналитические системы рекомендуется создавать исходя из необходимости в автоматизированном режиме получать агрегированные и статистические сведения из информационных ресурсов региональных органов и организаций и обеспечивать достоверность информации о текущем статусе выполнения региональных проектов и программ и повсеместный доступ уполномоченных сотрудников к информации системы. Все общедоступные сведения информационно-аналитической системы целесообразно предоставлять без авторизации любым пользователям информационно-аналитической системы в сети "Интернет", в том числе в формате открытых данных. Заключение: в целом, документ читается достаточно легко, он хорошо продуман и лаконичен, содержит вполне конкретные требования. Представляется, что приведение региональных программ информатизации здравоохранения в соответствие с этим документом действительно позволит сократить проблему "лоскутного одеяла" при создании региональных сегментов ЕГИСЗ и обеспечить единые подходы к разработке и развитию информационных технологий в медицине.
|
|