|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Национальные особенности российской интернет-торговлиИсточник: archive-online
Глобальная сеть интернет (или просто Сеть) долгое время имела единственный источник извлечения прибыли - плату за трафик, до тех пор пока не стала средой существования электронной торговли. Сегодня для многих людей слово "купить" четко ассоциируется с адресом, начинающимся с букв www... Появилось множество новых интернет-магазинов, самоокупающихся и прибыльных. Если в 2000 году в России было около 800 интернет-магазинов (из них реально действовавших около 300), то теперь, согласно отчету SpyLog, более полутора тысяч электронных магазинов успешно работают на рынке, причем почти половина (47%) из них успешно работает на протяжении двух и более лет.
Покупки в Сети стали не только привычными: интернет-торговля приобрела такой размах, что уже говорят - и вполне обоснованно - о новой экономике, основанной прежде всего на информации.
Описание и каталогизация новых товаровРассмотрим бизнес-процесс интернет-магазина. Конечно, во многом структуру определяет сам товар. Для наглядности приведем в пример книжный магазин.
Бизнес-процесс появления новых товаров выглядит следующим образом.
Новинки выставляются на продажу двумя путями: при поступлении на склад или по подробным описаниям от издателя/изготовителя (чаще всего для приема предварительных заказов еще до выхода издания). На склад новинки поступают либо по заявкам менеджеров по продажам, либо по инициативе поставщиков, с которыми установлены доверительные и долгосрочные отношения. Товары сканируются или фотографируются, описания вводятся в базу данных товаров, после чего автоматически появляются на сайте и их можно найти через систему поиска.
Но купить их еще нельзя. Товар должен получить цену. Она устанавливается либо индивидуально менеджером отдела продаж, либо автоматически при вводе прайс-листа поставщика - путем стандартной наценки к закупочной цене.
Для удобства покупателей каждый новый товар должен быть помещен в одну или несколько ветвей тематического каталога. Этим занимаются специалисты по ассортименту из отдела продаж.
Поток новинок потребует создания не только большого отдела описаний, но и специализации среди операторов: кроме операторов ввода новых позиций есть также оператор по вводу сложных позиций, фотограф-сканировщик, супервизор-контролер. Давно замечено: чем более подробно и качественно описан товар, тем меньше у покупателя возникает сомнений при приеме решения о покупке. Каждое имя должно быть правильно привязано к товару, чтобы на сайте можно было пользоваться сервисом "Посмотреть все книги данного автора".
Виртуальные витриныМастерство менеджеров отдела продаж заключается в том, как и что выставить на главную витрину и витрины тематических разделов.
У менеджера по продажам есть еще два механизма продвижения новых товаров: включение в подраздел "Новинки" и список для ежедневной рассылки новых поступлений, которую подписчики получают по e-mail.
Для наполнения виртуальной витрины отдел продаж выполняет следующие функции.
Кроме отдела продаж на витрину работают сотрудники информационной редакции. Они готовят обзоры и рецензии, договариваются об обмене материалами с журналами и интернет-изданиями, ведут базу персоналий, обрабатывают отзывы покупателей.
Сервисы интернет-магазина массового обслуживанияЕсли магазин относится к интернет-магазинам массового обслуживания, где заказы обрабатывает своеобразный конвейер, то взамен общения покупателя с менеджером по продажам сайт должен предоставлять разнообразные сервисы, помогающие выбрать и побудить купить предлагаемые товары.
Сервисы описания товараСтраница описания товара должна решать две задачи: дать полное представление о нем, чтобы побудить положить товар в корзину, и вызвать интерес к другим товарам, чтобы побудить продолжить покупки.
Сервисы поиска и группировки товаров
Сервисы покупательской корзины
Общие сервисы и персональные настройки покупателя
Закупки и отношения с поставщикамиПри ассортименте в несколько сот тысяч наименований и количестве поставщиков, значительно превышающем 100, система управления закупками становится ключевой для жизнеспособности интернет-магазина. Схематично модель функционирования системы закупок выглядит следующим образом.
Поток заказов покупателей на товары консолидируется и формирует так называемую потребность в товарах. Товары могут быть либо на складе интернет-магазина, либо у поставщиков. Менеджеры по закупкам отслеживают потребность по каждому поставщику и с некоторой периодичностью формируют заявку, которая представляет собой перечень товаров и их количество. Заявка направляется поставщику, он привозит товар сам либо сообщает о готовности отгрузить товар. Согласно заявке и накладной, товар поступает на склад, после чего отгружается покупателю.
В эту идеальную схему взаимодействия с поставщиками жизнь вносит свои поправки: текучесть ассортимента поставщиков, несогласованность наименований товаров у различных поставщиков, задержки в исполнении заявок, ошибки при отгрузке - брак, пересортица. Средняя исполняемость заявок поставщиками - около 70%. Это приводит к необходимости обрабатывать прайс-листы поставщиков: устанавливать соответствие между номенклатурой товаров интернет-магазина и поставщика, мониторить наличие товара на их складе. Кроме того, по многим товарам нужно держать альтернативных поставщиков для обеспечения бесперебойности поставок.
Поэтому в системе управления закупками:
При большом товарообороте в интернет-магазине массового обслуживания учет статистики продаж позволяет осуществлять опережающие закупки. То есть при формировании заявки поставщику на товар система управления закупками предлагает заказать чуть больше товара - так, чтобы его хватило не только для уже имеющихся заказов покупателей, но и для тех, которые поступят в интернет-магазин в период до следующей поставки от данного поставщика.
Так, например, в "ОЗОНе" после ввода в действие алгоритмов опережающих закупок средняя оборачиваемость товаров на складе повысилась с 2 месяцев до 25 дней, а доля заказов, отгружаемых в срок или ранее, - с 50 до 85%.
Склад: прием, хранение и комплектация заказовОтличительной особенностью интернет-магазина массового обслуживания является наличие собственного склада. Полностью автоматизированная система складского учета основана на штрих-кодировании товаров, полок хранения товаров, а также заказов покупателей.
При поступлении на склад каждая товарная единица получает индивидуальный штрих-код. Товар (например, книги или компакт-диски) на складе размещается не по алфавиту, как можно было ожидать, а на любое свободное место. Щелкая бар-код-ридером по штрихкоду полки, а затем по штрихкодам размещаемых на ней товаров кладовщик сообщает системе, где находится товар. Штрихкод используется на всех этапах движения товара со склада к покупателю.
Из отдела по обработке заказов поступает поток комплектовочных ведомостей, на которых указаны номер заказа и его атрибуты, а также список входящих в заказ товаров. При большой площади склада для экономии времени комплектовщика товары разумно печатать в ведомости в порядке оптимизированного маршрута от конца склада к его началу, где находятся рабочие места контролеров.
Контроль комплектования заказов производится перед передачей на конвейер упаковки и не занимает много времени: контролер считывает бар-код-ридером номер заказа, затем - штрихкод товара и визуально сравнивает вид товара с его изображением на компьютере. Эта процедура практически исключает ошибки в комплектовании товаров. Здесь же к заказу прикладывают полагающиеся вложения: подарки, рекламные материалы, специальные предложения, персональные карты пользователя.
На видном месте на складе висит электронное табло, которое связано с офисной системой интернет-магазина и отображает в реальном масштабе времени, сколько заказов и товаров заказано, сколько посылок и товаров отгружено покупателям, сколько товаров принято на склад.
Складская система в настоящий момент обеспечивает движение по складу - до 16 000 товаров в день. Процедура полной инвентаризации занимает 16 рабочих часов. Для сравнения: до использования штрихкодирования при вдвое меньшем объеме склада инвентаризация занимала 7-9 дней.
Экономические показателиДля оценки деятельности интернет-магазина и оперативного управления используется система показателей, включающая, в частности, абсолютные и относительные показатели и динамику их изменения по месяцам.
Финансовая отчетность перед инвесторами соответствует международным стандартам и подтверждается результатами аудиторской проверки. Финансовый год начинается с планирования продаж, разработки бюджета по каждому из направлений бизнеса.
Прибыльность интернет-магазинаВопрос о прибыльности очень важен для владельцев и инвесторов интернет-магазина. Однако нельзя сказать, что именно этот показатель определяет быть или не быть интернет-магазину. Это, скорее, вопрос стратегии и тактики его развития, вопрос целей и финансовых возможностей. Принимая очередной бюджет на год, приходится решать, какие цели ставить - краткосрочные или долгосрочные? Что лучше - постараться как можно скорее, максимально сокращая расходы, добиться прибыльности - или направить дополнительные средства на развитие, маркетинг с тем, чтобы в более отдаленной перспективе получить более значительную прибыль?
Обратимся к опыту. Интернет-магазин Ozon.ru впервые объявил о выходе на самоокупаемость через 5 лет после рождения. Финансовые возможности инвесторов позволяли вкладывать дополнительные средства с тем, чтобы закрепить лидирующее положение на рынке, обеспечить устойчивое развитие компании.
В течение 2002-2003 годов Ozon.ru обеспечивал возмещение текущих затрат, а по результатам 2004 года объявил о получении первой прибыли. Всего в магазин было вложено около $3,5 млн.
Другой пример. Amazon.com (год создания - 1995-й) первую прибыль получил через 7 лет после старта в 2002 году. Рыночная капитализация составила $17 млрд.
В то же время на рынке существует большое количество небольших магазинчиков, которые прибыльны с момента создания. Они занимают узкую нишу, имеют в своем составе 1- 6 человек и небольшой круг постоянных покупателей. Для владельцев интернет-магазина прибыль от его деятельности - это подчас единственный источник средств к существованию, поэтому о длительном периоде убыточной работы не может быть и речи.
Таким образом, нельзя указать универсальные правила, которые бы предписывали "немедленно закрыть интернет-магазин", если такой-то показатель достиг такой-то величины. Так же, как и в любом другом бизнесе, примерно 80% начинаний не доживают до своего трехлетия.
По данным опроса крупных российских компаний, интернет для закупочной деятельности использует 44% предприятий. В основном компании закупают вспомогательные материалы, а 46% компаний используют электронные торговые площадки для покупки сырья.
|
|