|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Алгоритм преобразует алгоритм!Источник: CIT Forum George Columbow
Автор заранее просит у читателя прощения за то, что в тексте Рассуждения об алгоритмах - как раз такой особый случай. Однажды, еще в школе, на уроке алгебры, я в первый раз услышал о существовании формальных преобразований. Помнится это были (a+b) 2. Это было нечто! Меня поразила сама возможность выполнять ряд простых шагов и гарантированно получать правильный результат. Ну а уж потом были примеры из тригонометрии: четырехэтажные дроби с ужасным количеством синусов, косинусов и бесконечно длинными аргументами, которые путем небольшой игры ума сворачивались в робкое 1+sin(x), а то и просто в неприметную 1. С тех самых пор я весьма неравнодушен к формальным преобразованиям и стараюсь найти им применение в программировании. И, вы знаете, иногда получается! :-) Давным-давно, когда люди еще не придумали объектно-ориентированное программирование, модным направлением было программирование структурное. Шутки шутками, но в результате именно структурного подхода мы сейчас имеем Pascal и Delphi. Почему я говорю то Паскаль, то Дельфи? Просто потому, что лингвистическая основа Delphi - это Object Pascal, сильно выросший из детских штанишек, но все же узнаваемый. И новые объектно-ориентированные возможности и замечательные библиотеки классов в совокупности с CASE-средствами так и не скрыли полностью длинные уши структурного языка (и это замечательно!). Они вылезают то здесь, то там, в отдельных процедурах, в обработчиках событий... :-) Так вот, в те давние времена возникла следующая ситуация:
Но в начале - немного теории.
Историческая справка для любознательных. По этому поводу тоже было немало дебатов: сколько же структур действительно основных, а какие следует считать производными. Левые радикалы даже дошли до того, что основных структур только две: SEQUENCE и WHILE, а все остальные можно построить из них. Самое смешное, что это действительно так. Правда, размер текста программы при этом распухает неимоверно, но это уже детали... :-) В нашем запутанном алгоритме наверняка не все так ужасно, как кажется. Скорее всего, там можно найти несколько фрагментов, подходящих под определение чисто структурных конструкций. Вопрос лишь в том, как эти конструкции соединить между собой. А вот в этом как раз может помочь наша рабочая лошадка - непотопляемая конструкция REPEAT-CASE. При умелом применении эта нехитрая пара команд может "переварить" алгоритм любой сложности и запутанности. Главное, чтобы ВЫ четко представляли что делаете. Однако хватит нам ходить вокруг да около, не пора ли заняться делом? Хитрый ли он?
Так что мы с легкой душой можем воплотить его в программе вроде такой: repeat И все! Очень красиво и компактно, спасибо большое дедушке Вирту. Как было бы хорошо, если бы в жизни нам попадались только такие алгоритмы. Однако в таком случае, вам незачем было бы читать эту статью! :-)
Теперь мы можем выполнить несколько чисто формальных шагов:
Пронумеруем оставшиеся точки произвольно. Позже мы еще
поговорим о том, что могут на самом деле означать эти номера. В нашем примере получается 4 точки от 0 до 3.
var State:integer;
А теперь, после того, как мы добились столь блестящего результата, давайте осознаем: что же мы сделали и что у нас получилось. Что сделали (или как все это назвать по-настоящему)
Что из это следует Проводя указанные действия несколько раз для разных алгоритмов, можно заметить, что на самом деле наши произвольно расставленные точки-состояния не такие уж случайные и произвольные. Как правило, при более глубоком рассмотрении вашего конкретного алгоритма можно найти каждому из этих состояний свое название. Это название может быть гораздо более выразительным, чем просто 1-2-3, поскольку это действительно состояния вашей программы. О чем я говорю? Пусть ваш алгоритм занимается, скажем, синтаксическим разбором HTML-файла. Тогда одно из состояний может звучать как "Обнаружен тэг BODY" или "Найден конец документа". Паскаль предлагает нам замечательное средство для работы с такими обозначениями в символическом виде и об этом средстве сейчас часто забывают. Программа из нашего примера может выглядеть так: var State:(START, EOF_found, Line_Added, DONE); Замечательно, что Delphi все еще поддерживает эту спецификацию и даже показывает при отладке символьное представление состояния! Это очень удобно на практике. Спасибо, Borland! Другое следствие Возможно вы, как и я, проделав подряд несколько таких преобразований и войдя во вкус, заметите, что стали мыслить при программировании чуть-чуть иначе. Иногда, особенно когда задача несколько запутана, хочется сразу выделить несколько важных состояний и строить обработчик уже вокруг них. Это правильное желание, ему стоит потакать. :-) Кстати, сейчас тема конечных автоматов вновь стала актуальной и то и дело мелькает на страницах компьютерных журналов. Небольшое исследование: крайние случаи Как сказал один мудрый человек, " Идея, доведенная до абсурда, В нашем случае это означает добавление еще двух состояний - 4 и 5 case State of Хорошо это или плохо? Хорошо, в том смысле, что даже при таком издевательстве программа не перестает работать правильно. С другой стороны, посмотрите на исходный код: где прозрачность, где легкость и ясность? Суть алгоритма растворена в сплошных переходах состояний и из-за этого теряется. А что, если пойти в другую сторону и уменьшить число После "приведения подобных" программа будет иметь следующий вид: case State of (Если непонятно, то здесь формально получаются две ветки ELSE, ведущие обе к третьему состоянию. Если состояние вынести вверх, до условия, то программа получается короче. Впрочем, это - дело вкуса :) Как вам этот вариант? Мне кажется он тоже имеет право на жизнь, хотя лично мне вариант А если серьезно, то устойчивость работы преобразованных таким образом программ прямо и недвусмысленно показывает, насколько удачно вы проработали исходную блок-схему и насколько аккуратно ее преобразовали. Поскольку на то оно и инвариантное преобразование, чтобы ничего не менять в смысле и логике программы, а затрагивать лишь ее внешнее представление. .
И, наконец, мне нужно расставить точки над i. Я ни в коей мере не претендую на авторство в данном формальном подходе, более того, все проблемы и решения, изложенные в этой статье, известны уже довольно давно. Моя цель была просто напомнить вам об одном красивом, но, боюсь, забытом подходе к программированию на Паскале и Delphi. Ссылки по теме
|
|