Intersoft Lab
Подводя итоги года, эксперты исследовательской компании IDC подготовили отчет о состоянии рынка программного обеспечения для бизнес-аналитики (business analytics). Рассмотрим основные результаты этой работы.
Согласно оценкам специалистов IDC, объем доходов на рынке бизнес-аналитики вырос за год на 12,7% и достиг 22,1 млрд. долларов. Уровень роста превысил прогнозы на 1,5%. Доходы от продаж инструментов и приложений управления эффективностью составили 15,4 млрд., а от платформ Хранилищ - 6,7 млрд.
Эксперты IDC выделяют следующие сегменты рынка:
- Инструменты и приложения для управления эффективностью. К этой категории относятся:
- средства управления финансовой эффективностью и стратегиями (бюджетирование, планирование, консолидация, оценочные панели, управление доходностью, ФСА);
- аналитические приложения для CRM (управление взаимоотношениями клиентами) - аналитика для продаж, обслуживания клиентов, контактных центров, маркетинга, анализа веб-сайтов, оптимизации цен и т.п.;
- планирование функционирования цепи поставок;
- другие аналитические приложения для цепи поставок (логистика, управление складом, производством и проч.);
- аналитические приложения для операционных отделов (аналитика для финансовых услуг, образования, здравоохранения и проч.);
- аналитические приложения для управления персоналом;
- BI-инструменты (отчетность, запросы и аналитика, OLAP-инструменты и нерегламентируемые запросы, продвинутая аналитика);
- аналитические инструменты управления пространственной информацией.
- Платформы хранилищ данных.
Рассмотрим основные прогнозы и рекомендации аналитиков, касающиеся преимущественно первого сегмента рынка.
Предположения на будущее
Рынок бизнес-аналитики продолжает развиваться по мере повышения спроса на развитые средства управления эффективностью и выполнение нормативных требований. Основная цель данной технологии - обеспечить все заинтересованные стороны нужной информацией в нужное время, используя нужную технологию, дабы добиться более эффективного принятия решений по всем бизнес-подразделениям, повышения прибыли, сокращения расходов, внесения модификаций и сокращения рисков. В этом смысле компании внедряют аналитические бизнес-технологии для поиска и обнаружения информации, прогнозируют тенденции на будущее, исходя из исторических данных, выполняют сценарное планирование, распространяют информацию заинтересованным лицам.
По мнению аналитиков, в ближайшие годы ожидается четкая тенденция охвата двух основных потребностей клиентов:
- Больше данных. Постоянный рост объемов информации для анализа налицо. И чем больше клиенты знают о потенциале бизнес-аналитики для повышения эффективности, тем серьезнее необходимость в комбинировании структурированных транзакционных данных с другими формами неструктурированных, полуструктурированных и мультимедийных данных.
- Больше пользователей. Неуклонный рост числа лиц, принимающих решения, также очевиден. Традиционно рынок BI-инструментов решал задачи бизнес-пользователей и аналитиков и редко охватывал деятельность менеджеров и, тем более, внешних партнеров. Чтобы добиться широкого проникновения BI, конечным пользователям и поставщикам технологий нужно пересмотреть свои подходы к внедрению и учитывать ожидания пользователей в отношении доступа к информации и интерактивности. Для этого бизнес-аналитику можно внедрять в операционные приложения.
В то же время, количество внутренних разработчиков и аналитических экспертов явно не удовлетворяет растущий спрос. Этот разрыв необходимо заполнить за счет средств автоматизации, внешних фирм-консультантов, приложений в виде услуг (software-as-a-service - SaaS), а также аналитических бизнес-приложений, разработанных сторонними организациями.
Аналитики IDC также отмечают, что в связи с набирающим обороты экономическим кризисом может наблюдаться некоторое снижение темпов роста, и показатели доходов компаний-поставщиков в будущем году, возможно, упадут.
Рекомендации экспертов
Сегодня для всех очевидно, что использование средств бизнес-аналитики должно повысить конкурентные возможности компаний. Несколько исследований последних лет, в том числе, оценки влияния бизнес-аналитики, а также окупаемости дали аналитикам IDC возможность выдвинуть ряд рекомендаций для конечных пользователей.
Конечно, идея использования информации для достижения конкурентных преимуществ не нова для бизнес-лидеров. Как говорится, секрет бизнеса заключается в том, чтобы знать что-то, чего еще не знает никто.
Конечных пользователей можно разделить на две широкие категории:
- те, кто нуждается в средствах нерегламентируемого анализа и передовой аналитики, для кого анализ информации является неотъемлемой частью работы;
- те, кто нуждается в директивных инструментах анализа, применяемых в моменты принятия решений в рамках операционных средств.
Если говорить о нерегламентируемых запросах для аналитиков, то, по мнению IDC, самым действенным методом является создание самостоятельной среды, в которой:
- конечные пользователи имеют доступ к данным, контроль которых осуществляется централизованно;
- аналитические методы, технологии и пользовательский интерфейс контролируется аналитиками/конечными пользователями самостоятельно.
Однако этот подход не эффективен для проектов, где главной целью является внедрение бизнес-аналитики в операционные приложения для рядовых сотрудников. В этом случае техническим специалистам приходится полностью брать на себя контроль за системой. Чтобы упростить работу, многие компании пытаются обеспечить подробное описание и директивы по использованию аналитики. К сожалению, во многих случаях под видом анализа выполняется бессмысленное манипулирование данными, а не оптимизированное принятие решений. И этого нужно избегать.
Среди причин неэффективного использования аналитических систем можно назвать как проблемы в ведении бизнеса, так и собственно технические проблемы:
- Говоря о проблемах в ведении бизнеса, аналитики отмечают, что в основном они связаны с недостаточным участием руководства в аналитических проектах, а также с отсутствием идентификации бизнес-процессов, четко выделенных ключевых показателей эффективности и других факторов, которые позволили бы эффективно использовать и разделять информацию;
- Второй блок проблем, как упоминалось выше, связан с IT-подразделениями компаний. Так, по оценке IDC, коренная причина - боязнь IT-персонала оказаться ненужным. Эксперты считают, что это предубеждение необоснованно, учитывая существующие ныне и ожидаемые в будущем сложнейшие требования по балансировке нагрузки. Результатом внедрения бизнес-аналитики будет не устранение сотрудников, но использование их для решения более сложных интеллектуальных задач, для разработки новых приложений и расширения существующих, для поддержки инновационных функций и повышения эффективности внутренних процессов. Более высокий уровень автоматизации должен рассматриваться как средство демонстрации ценности IT-специалистов для организации. Конечно, кое-кто из сотрудников может потерять свое место, однако ценный специалист, скорее всего, найдет свою новую роль (например, в области интеграции или консалтинга).
Эксперты IDC рекомендуют компаниям расширить свое видение бизнес-аналитики, выйти за рамки традиционных инструментов выполнения запросов и отчетности и внедрить продвинутые технологии, средства поиска и обнаружения знаний, автоматизацию бизнес-процессов, инструменты коллективного взаимодействия, автоматизацию потока работ. По мере расширения проектов особенно важным становится поэтапное наращивание функциональности и развитие стратегии.
Согласно исследованию, ключевыми факторами при оценке, разработке и внедрении бизнес-аналитики являются:
- Идентификация аналитических проектов и соотнесение их с бизнес-целями. Создание Хранилищ данных и сотен отчетов само по себе только усложнит жизнь IT-специалистам и потребует массы ресурсов. Руководство должно внедрять культуру разработки систем, которая позволит менеджерам четко разобраться, какие решения не оптимизированы и каким образом для их развития можно использовать бизнес-аналитику;
- Выявление показателей эффективности. Не все показатели являются ключевыми. Нужно выбирать только те, которые действительно положительно влияют на бизнес;
- Идентификация пользователей и их специфических аналитических нужд. Необходимо учесть всех членов организации, которые принимают те или иные решения. У каждой группы пользователей свои потребности и им нужен доступ к разным показателям в разные моменты времени, с использованием различных технологий. Аналитическая система должна учитывать все эти особенности;
- Оценка частоты сбора и предоставления данных. Не все процессы требуют обновления данных в режиме реального времени. Как правило, необходим постоянный мониторинг, а поставка информации может выполняться через определенные интервалы;
- Идентификация потребностей в данных. Ее необходимо расширить и включить не только структурированные, но и неструктурированные, полуструктурированные и мультимедийные данные. Все типы информации могут повлиять на показатели эффективности, а следовательно, помочь в оптимизации бизнес-процессов. Оценка потребностей в данных включает в себя и уровень детальности, необходимый для аналитического решения (этот фактор, в свою очередь, влияет на требования к масштабируемости Хранилища).
- Выявление IT-требований. Наконец, все уже упомянутые показатели помогут выбрать программное и аппаратное обеспечение. Компоненты готового решения должны охватывать все сегменты рынка бизнес-аналитики, а также ряд смежных областей.
Ссылки по теме