|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Некоторые нюансы вывода графиков функцийИсточник: delphikingdom Алексей Легкунец
Автор: Алексей Легкунец, Королевство DelphiИзучая доступную литературу по программированию, которую я нашел в Интернете, а также некоторые программы, я пришел к выводу, что программисты то ли не осознают, то ли не хотят напрягаться на эту тему, и всё делают, как в школе учили. Строят графики, как на бумаге. Тем самым умаляя возможности компьютера. Оставляя те же недостатки метода построения, и даже усугубляя их. Во первых вывод на экран - это вывод на дискретный носитель. Этот факт почти никак не учитывается. В тексте будет пояснено. А сейчас я приведу пример программы из одного учебного электронного издания, автора я привести не могу, т.к. последний не указан. unit Graf; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TForm1 = class(TForm) procedure FormPaint(Sender: TObject); procedure FormResize(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} Function f(x:real):real; begin f:=2*Sin(x)*exp(x/5); end; // строит график функции procedure GrOfFunc; var x1,x2:real; // границы изменения аргумента функции y1,y2:real; // границы изменения значения функции x:real; // аргумент функции y:real; // значение функции в точке х dx:real; // приращение аргумента l,b:integer; // левый нижний угол области вывода графика w,h:integer; // ширина и высота области вывода графика mx,my:real; // масштаб по осям X и Y x0,y0:integer; // точка - начало координат begin // область вывода графика l:=10; // X - координата левого верхнего угла b:=Form1.ClientHeight-20; //У - координата левого верхнего угла h:=Form1.ClientHeight-40; // высота w:=Form1.Width-40; // ширина x1:=0; // нижняя граница диапазона аргумента x2:=25; // верхняя граница диапазона аргумента dx:=0.01; // шаг аргумента // найдем максимальное и минимальное значения // функции на отрезке [x1,x2] y1:=f(x1); // минимум y2:=f(x1); //максимум x:=x1; repeat y := f (x); if y < y1 then y1:=y; if y > y2 then y2:=y; x:=x+dx; until (x >= x2); // вычислим масштаб my:=h/abs(y2-y1); // масштаб по оси Y mx:=w/abs(x2-x1); // масштаб по оси X x0:=1; y0:=b-Abs(Round(y1*my)) ; with form1.Canvas do begin // оси MoveTo(l,b);LineTo(l,b-h); MoveTo(x0,y0);LineTo(x0+w,y0); TextOut(l+5,b-h,FloatToStrF(y2,ffGeneral,6,3)); TextOut(l+5,b,FloatToStrF(y1,ffGeneral,6,3)); // построение графика x:=x1; repeat y:=f(x); Pixels[x0+Round(x*mx),y0-Round(y*my)]:=clRed; x:=x+dx; until (x >= x2); end; end; procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); begin GrOfFunc; end; // изменился размер окна программы procedure TForm1.FormResize(Sender: TObject); begin // очистить форму form1.Canvas.FillRect(Rect(0,0,ClientWidth,ClientHeight)); // построить график GrOfFunc; end; end. Программа хорошо выводит графики, когда функция имеет как положительные, так и отрицательные значения. Причем весь график помещается в указанном прямоугольнике. Теперь посмотрим, а сколько вычислений значений функции делает программа? В данном случае (25-0)/0.01=2500. Для любого прямоугольника вывода. Чем был обусловлен выбор шага dx? Скорее всего, непрерывностью линии графика. Который, кстати, так и остался прерывистым на некоторых участках, там, где функция меняется быстро. Борются с этим, уменьшая dx, причем чаще радикально - сразу в 10, и даже в 100 раз, доводя до 0.0001; меньше мне не приходилось встречать. А это 250000 вычислений функции. И графики все равно прерывистые. Благо компьютеры быстрые. Но вот если вычислять функцию, заданную неявно, то график будет строится помедленнее. Выберем прямоугольник вывода 600*400. Таким образом по горизонтали мы можем иметь только 600 значений. По оси У, соответственно, тоже. Вопрос: куда идут остальные 249400 результата вычислений? Часть идет на построение вертикальных отрезков прямых, соединяющих соседние ординаты, а львиную долю других поедает Round . Вот тебе и дискретный вывод. Отсюда вытекает, что функцию нужно считать в 600 точках, а отрезки вертикальных прямых можно нарисовать карандашом. И dx нужно выбирать в нашем случае (25-0)/600= 0,0416666. График получится самый качественный, какой только возможно получить. Затем, нет необходимости вычислять ее значение дважды .Можно раз, запомнив результат в массиве(Массив имеет размер не более разрешения монитора). В таких условиях скорость вывода не меняется. Во-вторых, сам метод построения (вычисление значений функции с шагом dx) работает как фильтр, отсекая высокочастотные гармоники, т.е я хочу сказать, что если к функции f(x) добавить что-то вроде g(x)*sin(2*pi/dx*x), то результат вывода будет плачевным. Этот элемент никак не изменит предыдущий график. Хотя он может являться основным носителем информации о функции. И уж конечно очень непросто вывести на экран график дискретной функции (имеется в ввиду универсальными программами общего пользования, подобными приведенной). Если взять f(x)=2*Sin(x)*exp(x/5)+ exp(x*x)*sin(2*pi/dx*x), то данная программа второе слагаемое не заметит, хотя будет тратить время на расчет f(x)=2*Sin(x)*exp(x/5)* exp(x*x)*sin(2*pi/dx*x). А в этом случае график константы. Приведенная программа, как я упоминал, некорректно отобразит и его, но это же учебная программа. Поэтому претензий не предъявляем. А вот если взять TAB MathGrapher 1.0 (распространена в Интернете) и просто ввести 5* Sin(200*pi*x), то мы получим чистый ноль. Вместо 5, понятно, можно написать любую функцию, да и вместо Sin(200*pi*x) любую периодическую с кратной частотой, и программа выдаст неверный график. Это, как я уже писал, издержки метода построения. Как с этим бороться? Неэффективный и не исправляющий программу брать dx=0.0037 или что-то наподобие, тогда сложно будет подобрать период и натыкать автора(шутка). Очевидно, нужно, чтобы программа давала возможность рассматривать функцию на небольшом отрезке, с dx=(х2-х1)/w (ширина вывода в пикселях). Т.е. программа должна автоматически менять шаг с уменьшением отрезка. Что-то подобное я написал, в результате можно графическим методом решать умопомрачительные трансцендентные уравнения с точностью 10E-7 и выше за считанные минуты (х2, х1 нужно вводить вручную). Тем, кто над подобным не задумывался, код в руки, а пользователям хотелось бы порекомендовать: не берите программы, которые не меняют шаг. А то в ответственных случаях можно получить неверный график и попасть в затруднительное положение. Ссылки по теме
|
|