|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
C++ MythBusters. Миф о подставляемых функциях (исходники)Источник: habrahabr GooRoo
Сегодня я хочу начать цикл статей, призванных помочь именно новичкам, относительно недавно начавшим изучать этот язык, либо же тем, кто (упаси Боже) читает мало книг, а пытается познавать всё исключительно на практике. Также я надеюсь привлечь? как можно больше авторов к написанию подобных статей, потому как моего опыта здесь будет явно недостаточно.
Лирическое отступлениеНесколько слов о названии, призванном объединить статьи подобного рода. Оно, естественно, появилось не случайно, однако и не совсем соответствует сути. Мои статьи будут рассчитаны на тех, кто уже более-менее знаком с языком C++, но у кого мало опыта в написании программ на нем. Я не буду писать мануалы или "вводные" пособия в духе "ведер", "чашек", "унций" и т.п. Вместо этого я попытаюсь освещать некоторые "узкие" и не всегда и не совсем очевидные места языка C++. Что имеется в виду? Я не раз сталкивался, как на собственном примере, так и при общении с другими программистами, со случаями, когда человек был уверен в своей правоте касательно какой-нибудь возможности языка C++ (иногда довольно длительное время), а в последствие оказывалось, что он глубоко и бесповоротно заблуждался по одному Богу известным причинам. А причины на самом деле не такие уж и сверхъестественные. Зачастую свою роль играет человеческий фактор. К примеру, прочитав какую-либо книгу для начинающих, в которых, как известно, многие нюансы не объясняются, а иногда даже не упоминаются, дабы упростить восприятие основ языка, читатель додумывает недостающие вещи самостоятельно из соображений a la "по-моему, это логично". Отсюда возникают крупицы недопонимания, иногда приводящие к довольно серьезным ошибкам, ну, а в большинстве случаев просто мешающие успешному прохождению различного рода олимпиад по С++ :)
Итак, миф первыйКак известно, в языке C++ есть возможность объявления подставляемых функций. Это реализуется за счет использования ключевого слова inline. В месте вызова таких функций компилятор сгенерирует не команду call (с предварительным занесением параметров в стек), а просто скопирует тело функции на место вызова с подстановкой соответствующих параметров "по месту" (в случае методов класса компилятор также подставит необходимый адрес this там, где он используется). Естественно inline - это всего лишь рекомендация компилятору, а не приказ, однако в случае, если функция не слишком сложная (достаточно субъективное понятие) и в коде не производятся операции типа взятия адреса функции etc., то скорее всего компилятор поступит именно так, как того ожидает программист. Подставляемая функция объявляется достаточно просто:
Но речь сейчас не об этом. Мы рассмотрим использование подставляемых методов класса. И начнем с небольшого примера, по вине которого и может возникать данный миф. Все вы знаете, что определения методов класса можно писать как снаружи класса, так и внутри, и подставляемые функции здесь не исключение. Притом функции, определенные прямо внутри класса, автоматически становятся подставляемыми и ключевое слово inline в таком случае излишне. Рассмотрим пример (использую struct вместо class только для того чтобы не писать public): #include struct A struct B void B::foo() int main() В данном примере все отлично, и на экране мы видим заветные строки:
A::foo() Причем компилятор действительно подставил тела методов в места их вызовов. Наконец-то мы подобрались к сути сегодняшней статьи. Проблемы начинаются в тот момент, когда мы (соблюдая "хороший стиль программирования") разделяем класс на cpp- и h-файлы: #ifndef _A_H_ class A #endif // _A_H_ #include "A.h"
#include void A::foo() #include int main() return EXIT_SUCCESS; На стадии линковки получаем ошибку вроде такой (зависит от компилятора - у меня MSVC):
main.obj: error LNK2001: unresolved external symbol "public: void __thiscall A::foo (void)" (? foo@A@@QAEXXZ) Почему?! Всё достаточно просто: определение подставляемого метода и её вызов находятся в разных единицах трансляции! Не совсем уверен, как именно это устроено внутренне, но я вижу эту проблему так: если бы это был обычный метод, то в единице трансляции main.obj компилятор бы поставил нечто вроде call XXXXX, а позже уже компоновщик заменил бы XXXXX на конкретный адрес метода A::foo() из единицы трансляции A.obj (конечно же, я всё упростил, но суть не меняется). В нашем же случае мы имеем дело с inline-методом, то есть вместо вызова компилятор должен подставить непосредственно текст метода. Так как определение находится в другой единице трансляции, компилятор оставляет эту ситуацию на попечение компоновщика. Здесь есть два момента: во-первых, "сколько места должен оставить компилятор для подстановки тела метода?", а во-вторых, в единице трансляции A.obj метод A::foo() нигде не используется, причем метод объявлен как inline (а значит там, где нужно было, компилятор должен был скопировать тело метода), поэтому отдельная скомпилированная версия этого метода в итоговый объектный файл не попадает вообще. В подтверждение пункта 2 приведу немного дополненный пример: #ifndef _A_H_ class A #endif // _A_H_ #include "A.h"
#include void A::foo() void A::bar() #include int main() return EXIT_SUCCESS; Теперь всё работает, как и должно, благодаря тому, что inline-метод A::foo() вызывается в неподставляемом методе A::bar(). Если взглянуть на ассемблерный код итогового бинарника, можно увидеть, что, как и раньше, отдельной скомпилированной версии метода foo() нет (то есть у метода нет своего адреса), а тело метода скопировано непосредственно в места вызова. Как выйти из этой ситуации? Очень просто: подставляемые методы нужно определять непосредственно в header-файле (не обязательно внутри объявления класса). При этом ошибки повторного определения не возникает, так как компилятор говорит компоновщику игнорировать ошибки ODR (One Definition Rule), а компоновщик в свою очередь оставляет только одно определение в результирующем бинарном файле.
ЗаключениеНадеюсь, хоть кому-то моя первая статья станет полезной и чуточку поможет достигнуть полного осознания такого странного и местами противоречивого, но, безусловно, интересного языка программирования, как C++. Успехов:) UPD. В процессе общения с gribozavr была выявлена некоторая неточность касательно ODR в моей статье. Выделил курсивом. Ссылки по теме
|
|