|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Уроки Flash: Изготовление баннера на Флэш от начала до конца, часть 1Источник: arttower
Время выполнения: Перечень используемых сокращений: В этом уроке рассмотрено исполнение коммерческой работы - баннера - step-by-step. Урок кажется длинным, но в "реальном времени" такая работа занимает не так уж много времени - от часа до двух. Поскольку урок является фактически "стенограммой", есть в нем и обычные в такой работе "шаги назад", и поправки по ходу дела, - в общем, он несколько отличается от "гладкого выполнения задания". С другой стороны, некоторые движения, вроде конвертации шейпа в мувиклип/разгруппировки, выполнение "наплыва" MotionTween-ами, и т.п., в такой работе должны быть доведены до полного автоматизма. Что, кстати, в равной мере пригодится и в просто творческой работе - ведь хорошо бы решать творческие задачи, а не занимать голову мелкими вопросами вроде "где ж эта кнопка", верно? Как и в предыдущем уроке, о необходимости периодически сохраняться я более упоминать не буду - Ctrl+S лучший друг любого компьютерщика, а дизайнера тем более. Так же я буду считать, что если я один раз подробно расписал, напр., как делается Motion Tween, то второй раз я могу этого не расписывать, а просто написать - "делаем M. Tween с такого-то по такой-то кейфрейм в таком-то слое" - в особенности если на эту тему в разделе есть отдельный(е) урок(и). Ибо, если я не могу так считать - то занятие наше останется пустою забавою... Поехали. Любой заказ начинается с получения исходных материалов. В данном случае требования заказчика следующие:
Я обычно сразу же копирую все тексты-ТЗ из письма в текстовый файл, который кладу в папку, заведенную для работы над конкретным заказом. В дальнейшем гораздо удобнее "копипейстить" тексты или просто сверяться с ТЗ. Туда же - и все картинки из аттачмента. Для начала внимательно вчитаемся в материал и всмотримся в предлагаемые картинки. Картинку нам нужно будет "обтравить" (я практически всегда "обтравливаю" сразу все картинки - это в подавляющем большинстве случаев занимает несколько минут, а картинки с "родным" фоном в баннерах нужны редко), изображение с логотипом - "подрезать" (убрать лишнее). И обе картинки привести к размеру, соотносящемуся с размерами баннера. Поскольку вопросы обтравки не входят в основную тему, подробно я на этом останавливаться не буду.
Смягчим выделение...
...и Ctrl+C, Ctrl+V (выделенное уже на новом слое), удаляем слой Background и обрезаем инструментом "Crop" в габариты нашего "навигатора".
В таком размере нам эта картинка не нужна - слишком большая. Сделаем ее меньше, прикинув отношение к ширине и высоте баннера. Пожалуй, могут пригодиться два размера (флаш отвратительно масштабирует картинки - обходом этого момента нам еще придется заняться): на 400 пикселов по ширине (не забыв сразу записать в psd-формат с соответствующим именем) и на 200. Для второго случая нам понадобится ее немного обработать фильтром "Unsharp Mask" для повышения четкости изображения.
Логотип никакой особенной обработки не требует. Только проверим "пипеткой", действительно ли его фон - равномерно-черный (возможно, нам понадобится подложить под него черную "плашку" - он должен сливаться по цвету в этом случае) и обрежем "под самые края". И записываем, опять-таки, в psd-формат.
Для работы в таком формате, стандартном для этого постоянного заказчика, есть у меня небольшой набор темплейтов на несколько стандартных размеров. В каждом из них определены уже нарисованы бэкграунд, "кнопка" (целиком прозрачная), рамка (border) - ее наличие в баннере зависит от ТЗ, ведь она может быть выведена и с помощью css в том HTML-layer-е/таблице, в которой будет стоять баннер на сайте, и "двойная" рамка будет грубой ошибкой, но в данном случае рамка нужна, - прелоадер и скрипт, управляющий кнопкой. Также в этом темплейте уже есть слой для Action Script (всегда удобнее и грамотнее создавать отдельный слой для AS - тогда ключевые кадры в нем можно создавать в любом месте анимации, да и удобнее выбирать кадры с AS - гарантированно не будет ничего случайно сдвинуто) и добавлено сотни три фреймов в основной сцене, а в конце прописан "stop()" в ключевом кадре. Нам нужно будет многое изменить в темплейте, и просмотрим мы все, что в нем имеется, так что Вам, думаю, будет нетрудно его повторить. Я же открываю свой темплейт - и мы двигаемся дальше.
В моем темплейте стоит розовый цвет рамки, который нам совершенно ни к чему. Впрочем, какого бы цвета рамку не нарисовали Вы, мы придумаем кое-что поинтереснее. Для этого "заберемся в" MC (у меня в темплейте символ рамки сделан "графикой", а не MC, и мне придется изменить и содержимое библиотеки, и оба экземпляра рамки - и в прелоадере, и в соновной сцене - но Вы сразу создавали MC, поэтому у Вас все должно быть замечательно), содержащий рамку - DC на символе в библиотеке.
Анимируем рамку. Для начала превратим ее из outline в fill:
Затем зададим нашей рамке градиент. Я, в соответствии со стилистикой самого рекламируемого товара, выбрал черно-белый вариант расцветки:
Добавим в слой 60 фреймов, зададим Shape Tween и превратим в кейфреймы (F6) на фреймах 15, 30, 45 и 60. Далее с помощью инструмента (F) повернем градиентную заливку на 90, 180, 270 градусов в фреймах 15, 30 и 45 соответственно. Чтобы поворот осуществлялся аккуратно, включаем привязку -
После этого конвертируем в кейфрейм фрейм 59 (F6) и удаляем фрейм 60 - чтобы фрейм 60 и фрейм 1, которые у нас одинаковы, не давали при проигрывании в цикле задержки движения нашего "блика".
Пора импортировать картинки - еще не сейчас, но уже скоро они пригодятся. Вообще лучше сначала выполнить всю подготовительную работу - импорт и оптимизация картинок, рисование рамок и фонов, прописывание простейших AS-ов и т.п., чтобы потом уже сосредоточиться на самой анимации.
Картинки сразу же оптимизируем, обращая внимание и на размер, и на качество изображения. Для баннера качество должно быть обычно "на пределе допустимого" - поскольку имеются довольно-таки жесткие ограничения по размеру.
Оптимизируем (DC на символе изображения в Library): снимаем галочку "Use document default quality" и подбирем параметр "Quality" до тех пор, пока баланс между качеством и примерным результирующим размером нас не удовлетворит.
==> ОК. Картинки подготовлены, займемся фоном.
Выбираем (инструментом "стрелка" (V), конечно) прямоугольник-фон, и, если не открыт, открываем Color Mixer (Shift+F9). В Color Mixer создаем серый с черным градиент:
я заметил, что получившийся у меня градиент не идеален и дает неприятную "ступеньку" от серого к черному. (это неудивительно при "мелкодетальном" флэшевском интерфейсе):
поскольку в дальнейшем на этом месте предполагается разместить логотип (помните - он на черном фоне?), я поправил этот дефект, придвинув "флажок" черного цвета в Color Mixer-е почти вплотную к "флажку" белого и отрегулировав ими ширину черной полоски. Для смягчения перехода я оставил 1 пиксел переходного серого цвета между черным и белым: Уменьшено: 94% от [ 830 на 317 ] - нажмите для просмотра полного изображения
Далее - размещаем логотип, для чего создаем новый слой:
и D&D символ с логотипом на него из Library:
Посмотрим еще раз на ТЗ, чтобы прикинуть в уме будущее расположение элементов.
Продумаем, как будет "появляться" и "исчезать" наш объект. создаем слой для картинки:
...и помещаем ее (D&D из Library) на этот слой, в первй фрейм:
Ага. Картинка у нас между логотипом и фоном, поэтому нам нужен еще один слой и черный прямоугольник, чтобы "Навигатор" не "торчал" из-под логотипа.
Готово.
Прикидываем, сколько нам нужно секунд на "вплывание" объекта в баннер - можно, закрыв глаза, представить себе процесс, и отсчитать старым добрым способом: "двадцать один, двадцать два..." - при неспешном произнесении каждое число произносится приблизительно 1 секунду. На 5-6. Максимум. Делаем Motion Tween (RMB на слое с картинкой):
превращаем последний фрейм нашего MotionTweened-слоя в кейфрейм (F6) и в этом фрейме уменьшаем Нвигатор до нужного размера (инструмент "Free Transform" (Q), тащим за угловой хэндл при нажатой клавише Shift:
Переходим на первый фрейм этого Motion Tween-а. Дальше нам нужно будет не только задать прозрачность, но и применить фильтр. Фильтры применяются только к MC, а процедура "умоушнтвинивания" сделала нам из "Навигатора" - graphics. Исправляем положение:
Далее переходим на вкладку "Filters" и, нажав "плюсик", выбираем "Blur".
В опциях фильтра задаем параметры:
и переходим к свойствам наложения коррекции цвета для обзекта - нам нужно изменить прозрачность (Alpha):
Выбираем Alpha в выпадающем списке и устанавливаем ее в 0% - движком или введя "0" и нажав Enter.
Проиграв анимацию прямо в окне, убеждаемся, что 60 фреймов - длинновато, медленно он все-таки "выбирается" - нужно, чтобы посетитель скорее на секунду-другую увидел объект его будущего желания. Сдвигаем кейфрейм конца MotionTween-а примерно на 40 - 45 кадр. дальше - мы ведь "подтянули "хвостик" - добавим фреймов за концом Motion Tween. Выберем несколько путсых фреймов за конечным фреймом нашего Motion Tween (включая этот кейфрейм) и - RMB -> Insert Frame. Дальше оттаскиваем получившийся "глубой хвост" (за последний его фрейм при "зажатом" Ctrl) до... давайте до 240 фрейма. Примерно так получается, если прочитать весь текст не торопясь.
Теперь поставим название нашего "навигатора". Для этого создадим новый слой, зададим ему имя, скопируем (переключившись по Alt+Tab, напр.) текст из блокнота в буфер обмена, выберем инструмент "текст", создадим новый текстовый блок, зададим ему параметры (выравнивание, шрифт, размер шрифта, вид блока - Static, цвет шрифта), и скопируем из буфера скопированный туда заранее текст. Последовательность действий понятна из скриншотов:
Цвет я выбрал не совсем черный - на жирных шрифтах разница в цвете не очень заметна, но "бьет по глазам" меньше и края рендерятся флэш-плагинами аккуратнее. Далее разобъем текст на отдельные символы и сразу же превратим в Shape (дважды нажимем Ctrl+B), а Shape - в MC (F8) и задаем имя символа - name.
Сейчас мы сделаем эффект блика на названии, чтобы немного повеселее смотрелся этот черный "тяжелый" заголовок.
...и еще один слой. В слой Layer 3 копируем содержимое Layer 1 - D&D первый фрейм из Layer 1 в первый фрейм Layer 3 при нажатом Alt (рядом с курсором появится "плюсик", пока "тащим"), и сразу же Layer 3 блокируем:
после этого где-то после 50-го фрейма (у меня - 55-й) делаем новый кейфрейм на Layer 2 и рисуем в нем прямоугольник. Прямоугольнику придаем "бликовый" градиент и правильно его (градиент) разворачиваем и масштабируем:
Создаем Motion Tween на "блике":
После этого сначала (!) переходим на первый фрейм этого Motion Tween (у меня - 55-й фрейм MC) и ставим блик чуть ниже (или выше, если хотим, чтобы блик сначала двигался сверху вниз) надписи. Потом переходим на последнй фрейм Motion Tween и создаем там кейфрейм (F6). Только после этого переходим на "серединку", там тоже - кейфрейм (F6) и двигаем наш "блик" так, чтобы он оказался на противоположной стороне. "протаскиваем" мышкой курсор на таймлайне, чтобы убедиться, что блик двигается, как надо.
Переходим на первый фрейм Layer 2, нажимаем F9 и вводим следующий AS-код:
Можно, конечно, воспользоваться методом random() объекта Math, тем более что просто random() - deprecated, т.е. не рекомендуемая к употреблению функция. Но, однако: применение Math.randoь() потребует, во-первых, умножения, во-вторых, округления (Math.round())... нам же не нужна ни особая аккуратность рандомизации, ни долговечность кода (баннер - вещь эфемерная, живет недолго). Вряд ли прямо в следующей версии флэш-плеера random() перестанет поддерживаться - поэтому я ставлю random() везде, где не требуется рандомизация с точностью до миллионных долей. И, наконец, превращаем Layer 3 в маску:
Записываем наш баннер и - F12. ...то мы увидим нечто вроде этого:
Посмотрели? Все хорошо на баннере? - продолжим... Создаем новый слой, блокируем все слои (самый верхний "замочек"), снимаем блокировку с нового слоя:
Выбираем инструмент Rectangle ®, цвет - поярче синий, обводка - none, и рисуем небольшой прямоугольничек:
Flash - весьма своеобразный векторный редактор. В данном случае весьма удобно воспользоваться его особенностью - возможностью редактирования Shape-ов прямо инструментом "Select" - и превратить т.о. прямоугольник в трапецию. Для этого надо "подтащить" верхние углы прямоугольничка к середине. Однако если вы промахнетесь и уголки "соединятьс" - придется давить "Ctrl+Z", чтобы вернуть все как было и начать операцию с начала - Flash тут же "сольет" два узла кривой в один, чего нам совсем не надо:
Нарисуем еще кружок (инструментом Oval (O) ), настройки цвета у нас не изменились после рисования прямоугольничка, - и выровняем трапецию и прямоугольник (панель Align (Ctrl+K), выключить опцию "выравнивать по сцене", выбрать оба объекта и нажать кнопку "выравнивание по центру"; или просто нажать Ctrl+Alt+2, если опция "выравнивать по сцене" выключена)
И нарисуем тоненькую перемычку - тоже прямоугольничек, только совсем маленький (надеюсь, вы знаете, что временное переключение на инструмент "лупа" - Ctrl+Space, уменьшение изображения - Ctrl+Alt+Space)
Превращаем "радиобашенку" в символ, задаем имя, переходим к редактированию этого символа, добавляем слой:
Сделаем "разбегающиеся радиоволны от маячка" - выбираем инструмент Oval (O), цвет - бледно голубой, и рисуем кружок в новом слое. Сразу же превращаем его в MC:
Переходим к редактированию ring (DC на нем) и добавляем фреймы в единственном слое, создаем Motion Tween нашего "колечка":
В последнем фрейме делаем кейфрейм (F6):
Масштабируем колечко до размеров, раза в два-три больших начального - инструментом Transform (Q) при нажатой клавише Shift (чтобы масштабирование шло "от центра":
...выбираем модификатор цвета - Alpha и задаем ему значение 0 для этого последнего фрейма Motion Tween "колечка"
Теперь "колечко-радиоволна" у нас быстренько (за 4 фрейма) "разбегается" в прозрачность. Возвращаемся к редактированию icon1.
Возвращаемся в основную сцену. Продолжаем. Смотрим, с какого момента примерно стоит начать появление "радиобашенки" - я выставил первый фрейм на фрейм 41.
F12. Годится... Ссылки по теме
|
|