|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Вперед в будущееИсточник: expert Константин Глухарев
Развитие телекоммуникационных технологий сталкивает операторов фиксированной и мобильной связи. Главным пунктом пересечения их интересов стал широкополосный доступ в Интернет, где борьба между технологиями сменяется маркетинговыми приемами Сегодня, как никогда ранее, стало заметно размывание продуктовых границ рынка телекоммуникационных услуг. Многие технологии ориентированы на одинаковые сегменты: в Поволжье, как и во всей стране, идет конкуренция не только между операторами связи, но и между альтернативными технологиями (см. рисунок). Например, широкополосный доступ в Интернет можно получить множеством способов. Это WiFi, WiMAX, GPRS (EDGE), EVDO, xDSL (ADSL), спутник, кабельное телевидение. А чтобы подключить в квартире телефон, не обязательно обращаться к традиционным операторам - можно воспользоваться инновационными WiMAX. При этом абонентская плата остается на уровне тарифов фиксированной связи. Правда, для подключения потребуется оборудование, стоимость которого в три раза выше, но зато и возможностей, которые открываются пользователю, больше - в их числе мобильность и оперативность подключения (нет проводов), широкополосный доступ в Интернет, VPN, возможность подключения нескольких телефонных номеров. Эволюция бизнесмоделейСегодня на поволжском рынке беспроводного доступа прочные позиции занимает WiFi. Несмотря на меньшую дальность действия и ширину полосы передачи данных, чем у WiMAX, этот стандарт имеет больший охват потребителей изза отсутствия встроенной поддержки WiMAX в ноутбуках и других мобильных устройствах. Встраивать WiMAXмодули в устройства вендоры начнут с 2008 года - значит, можно прогнозировать бум мобильного WiMAX. На российском рынке активно развиваются новые концепции фиксированной и мобильной связи - NGN и 3G, основанные на применении программных коммутаторов Softswitch, позволяющих взаимодействовать сетям разных стандартов. Инновационным в NGN и 3G является распределенная архитектура, которая организована не по административноуровневому принципу, а по функциональному. Каждый уровень сети выполняет определенную функцию, соответственно, и бизнесмодель оператора претерпевает существенные изменения. Сегодня уходит в прошлое парадигма, когда оператор сам контролирует всю сеть: занимается биллингом, управлением, мониторингом и обслуживанием сети, одновременно предоставляя услуги конечному абоненту. Такая модель очень громоздкая, вызывает большие накладные расходы и сложна с технической точки зрения. Поэтому в отрасли связи осуществляется переход на горизонтальноуровневую структуру бизнеса. Выделяется группа операторов так называемой «битовой трубы», единственная функция которых - транзит трафика. Поставщики сервисов, конечных услуг для абонентов выделяются в отдельную надстройку. Деление между транспортным уровнем и уровнем предоставления услуг становится логическим, а не физическим. Поэтому NGNсеть подразумевает легкий и быстрый запуск новых сервисов. Именно в этом и заинтересованы операторы связи - не в построении транспорта для каждой новой услуги, а в быстром их развертывании на базе современных платформ. Ищут точки приложенияКомпании активно диверсифицируют свой бизнес и инвестируют в новые технологии, чтобы застолбить перспективные бизнеснаправления. Так, «ВолгаТелеком» 28 сентября объявил открытый конкурс по отбору лизинговой компании на право заключения договора лизинга телекоммуникационного оборудования с функциями NGN производства компании Siemens для пензенского, самарского, удмуртского и чувашского филиалов. Кроме того, компания закончила консолидацию сотовых активов на базе ЗАО «Нижегородская сотовая связь». Теперь «ВолгаТелеком» находится в полной готовности, чтобы предлагать FMCуслуги, основанные на конвергенции фиксированной и мобильной связи. Тем временем большая тройка сотовых операторов начала осваивать 3G. Выбраны поставщики оборудования, и скоро мы увидим запуск в тестовую эксплуатацию новых сетей. Первым в России стал санктпетербургский «МегаФон», который 2 октября запустил 3G. Представляется интересным тот факт, что у компании Skylink, работающей в трех поволжских регионах - в нижегородском, саратовском и ульяновском, - этим летом стартовала услуга EVDO, которая поддерживает высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет до 2 Мб/с, как и в 3Gсети. Поволжский сотовый оператор СМАРТС, несмотря на отказ в лицензии на построение такой сети, не сдается в поисках направлений диверсификации бизнеса. Компания тесно сотрудничает с «Евросетью», которая начала работать в качестве виртуального оператора сотовой связи и уже присутствует в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях и республиках Башкортостан, Мордовия, Марий Эл, Татарстан. Кроме того, СМАРТС будет выступать в роли коммерческого представителя группы компаний «Метромакс» на территории своего лицензионного присутствия, что ускорит развитие беспроводного радиодоступа по технологии WiMAX (сети класса 4G) и обострит конкуренцию. Кроме «Метромакса» за рынок борется «Энфорта», а также «Синтерра», развивающая программу создания региональных минисетей WiMAX. Эта программа направлена на формирование долговременных отношений с местными операторами связи и предполагает сотрудничество в создании инфраструктуры абонентского доступа. «МегаФон» тоже занимается WiMAX в Самаре, Тольятти и Саратове, а «Вымпелком» («БиЛайн») и МТС продолжают интервенцию на рынок WiFi. Так, в августе текущего года «Вымпелком» запустил в эксплуатацию сеть WiFi в 12 аэропортах России, три из которых в Поволжье: Казань, Самара и «Стригино» (Нижний Новгород). МТС же располагает тремя хотспотами в отелях Нижнего Новгорода и планирует развернуть сеть беспроводного доступа в Интернет в Нижнем Новгороде и Казани, где ей придется столкнуться с амбициозным «Таттелекомом»: этот оператор уже эксплуатирует 40 точек доступа и намерен сделать столицу Республики третьим городом России по развитию сетей WiFi после Москвы и Петербурга, доведя общее число хотспотов до 400. Маркетинг - это все!
Множество рыночных предложений способствует смещению конкуренции из ценового в неценовой сектор: с технологии предоставления услуги - на ее маркетинг. Это объясняется еще и тем, что необходимо формировать спрос на новые виды сервиса и развивать культуру их использования. Успеху продвижения самых современных продуктов способствует точное позиционирование на рынке и продуманные рекламные кампании. Примером успешного маркетингового проекта является брэнд J компании «ВолгаТелеком»: после его создания число абонентов широкополосного доступа ADSL увеличилось с 33 тыс. в начале 2006 года до 150 тыс. в первом квартале 2007го. Развиваются и каналы сбыта: в нижегородском филиале «ВолгаТелекома» внедрен новый формат обслуживания абонентов - мобильные офисы продаж, где все желающие могли бы в течение 20 минут оформить договор и получить модем. Активно развиваются новые способы оплаты услуг. МТС запустила в коммерческую эксплуатацию услугу, позволяющую абонентам оплатить доступ к сети WiFi с помощью SMS. Компания осуществляет WiFiдоступ под своим брэндом, но совместно с «КомстарОТС», «Петерстаром» и другими операторами фиксированной связи, деля доход с ними. «БиЛайн» создал комплект «WiFiАгент» для корпоративных клиентов, преимущество которого заключается в удобной и понятной форме оплаты. Следующим маркетинговым ходом станет предоставление комплексных услуг, например, Triple Play. Подключившись единожды по каналу широкополосного доступа, абонент получает три сервиса: высокоскоростной Интернет, цифровое телевидение (IPTV) и телефонию (VoIP). Также можно прогнозировать начало сотрудничества операторов сотовой и фиксированной связи с целью создания FMCуслуг для увеличения ARPU средней выручки с одного пользователя, особенно в корпоративном сегменте. Ссылки по теме
|
|