|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Аналитический CRM: как построить оптимальную модель?Одним из ключевых элементов, отвечающих за успешную работу любой BI-системы, является заложенная в него модель данных. Она может сделать систему быстрой, гибкой и функциональной, а может, наоборот, превратить ее в неповоротливый кусок программного кода, неспособный решить поставленные задачи. Большинство проектов внедрения BI-систем проваливаются из-за неоптимальной модели. Но предотвратить этот риск можно уже на начальном этапе внедрения. В прошлой статье "Аналитический CRM: с чего начинать?" говорилось о том, что модель ACRM должна хранить информацию о клиентах и построенных сегментах, а сама информация должна быть агрегирована на уровне клиента - ключевого элемента хранилища. Т.е. модель должна быть клиенто-ориентированной. Но что же на самом деле представляет из себя клиенто-ориентированная модель ACRM, и какие условия могут обеспечить ее оптимальность? Постараемся ответить на эти вопросы в этой статье. Уровни представления данныхПоскольку ACRM является прикладным примером BI-систем, то в ней есть все 3 уровня представления данных: физический уровень, уровень бизнес-логики и презентационный уровень. Физический уровень отвечает за сбор информации из используемых источников, ее очистку, агрегацию и загрузку в хранилище данных (Data Warehouse - DWH). Этот процесс, как правило, выполняется ETL-инструментами (Extract Transformation Load). Правильно построенная модель хранилища данных позволяет избежать проблем со скоростью доступа к информации, а также обеспечивает возможность дальнейшего масштабирования DWH, его кастомизации и подключения дополнительных источников данных.
Уровень бизнес-логики строится непосредственно в репозитории BI-системы и преобразует данные из структур физического уровня в структуры, предназначенные для решения конкретных бизнес-задач. Здесь происходит вычисление узкоспециализированных KPI’s (Key Performance Indicator), строятся иерархии, и для каждой бизнес-области связываются в схемы (mappings) используемые в ней таблицы фактов (facts) и измерений (dimensions). Правильно построенная модель репозитория или модель бизнес-логики обеспечивает конечных пользователей полноценным для решения поставленных бизнес-задач набором показателей и измерений, а также позволяет быстро и безболезненно кастомизировать репозиторий, добавлять новые бизнес-области и описывать дополнительные бизнес-объекты. Презентационный уровень содержит показатели, переведенные в понятия конкретной бизнес-области. На этом уровне подготовленные и рассчитанные на уровне бизнес-логики объекты проецируются в соответствующие отчеты и dashboards (панели отчетов, сгруппированных по бизнес-задачам) конечных пользователей. Схема уровней представления данных Следует отметить, что репозиторий системы содержит не только модель бизнес-логики, но и описание интерфейсов физического и презентационного уровней, т.е. является сердцем BI-системы, объединяя все три уровня представления данных. Итак, в ACRM необходимо уделить внимание оптимальности, как минимум, двух моделей: модели хранилища данных (МХД) и модели бизнес-логики (МБЛ). Рассмотрим их более подробно. Модель хранилища данныхКак уже было отмечено, МХД влияет на скорость выборки информации. Для того чтобы определить критерии оптимальности модели хранилища достаточно ответить на вопрос: "Какая информация в ACRM наиболее часто интересует бизнес-пользователей?". В ACRM это может быть информация двух видов: текущее состояние клиента и история изменения состояния клиента, т.е. динамика его показателей за время взаимодействия с компанией. Информация, указанная в первом случае, используется для быстрого сегментирования клиентской базы по актуальным критериям (например, по статусу клиента на текущий момент, по суммарному доходу за месяц, по текущей задолженности и т.д.). Второй случай позволяет выявлять типичные профили поведения клиентов (например, получить типичный профиль должника, профиль абонента, склонного к уходу и т.д.) Исходя из этого, можно определить рекомендации к модели хранилища ACRM. Исходя из этого, можно определить рекомендации к модели хранилища ACRM: 1. Модель хранилища должна содержать таблицы с показателями клиентов и ссылками на измерения, рассчитанными на текущий момент времени (Текущие Профили). 2. Модель хранилища должна содержать таблицы, хранящие историю изменения этих показателей и ссылок на измерения (Исторические Профили). 3. На уровне хранилища данных рекомендуется производить расчет только тех показателей, алгоритм вычисления которых не изменится в дальнейшем, либо процесс их вычисления слишком ресурсоемок, чтобы выполнять его на уровне бизнес-логики. Это позволит, с одной стороны, минимизировать объем возможных доработок хранилища данных в случае изменения бизнес-требований к расчету показателей, а с другой стороны, сократить риски возникновения интеграционных ошибок с другими уровнями представления данных при масштабировании и кастомизации системы. Модель может сделать систему быстрой, гибкой и функциональной,..
...а может, наоборот, превратить ее в неповоротливый кусок программного кода. Многие разработчики предлагают оптимизировать хранилище ACRM путем использования стандартного секционирования по времени. Этот подход может иметь положительный успех в BI-системах, предназначенных для управленческой отчетности, но вряд ли подойдет для ACRM. Поскольку критериев сегментации очень много, то лучше создать несколько таблиц-профилей, разделив клиентскую базу на непересекающиеся диапазоны клиентов, например, по региону или по методу взаиморасчетов. Каждую такую таблицу-профиль можно дополнительно секционировать по новым критериям. Для текущих профилей лучше использовать секционирование по быстро изменяющемуся критерию: категория надежности клиента, уровень лояльности и т.д. А для исторических профилей, напротив, по постоянному критерию: пол, регион, дата заключения договора и т.д. Такой способ оптимизации позволяет не только ускорить процесс доступа к данным, а также предоставляет гибкую возможность настройки разных способов секционирования для отдельных групп клиентов и разграничения доступа к ним на уровне БД. Созданные на уровне хранилища таблицы-профили теперь необходимо объединить в модели бизнес-логики. Модель бизнес-логикиОна создается в репозитории и является, пожалуй, самым сложным и самым "живым" объектом всей системы. Бизнес не стоит на месте: цели, задачи и способы их достижения меняются каждый день. А значит, и сама МБЛ должна быстро адаптироваться под требования бизнеса, повышая в конечном итоге его успешность. Другими словами, модель должна позволять оперативно создавать и изменять показатели, измерения и уровни иерархии. Чтобы определить рекомендации к МБЛ, необходимо ответить на вопрос: "На что больше тратит времени аналитик в процессе поиска сегмента?". Почти всегда слышен один и тот же ответ на этот вопрос: "На все!", но на практике получается несколько иначе. Аналитик может достаточно быстро выбрать список необходимых показателей и затем очень долго подбирать набор условий (элементов измерений), которыми он хочет ограничить выборку и в разрезе которых рассчитать эти показатели. Причем сначала он использует одно условие, затем, увидев результат, накладывает дополнительное условие и т.д. Количество итераций может доходить до нескольких десятков, существенно затягивая процесс анализа. Таким образом, оптимальность модели во многом зависит от того, насколько быстро аналитик сможет определить набор условий в виде списка элементов измерений, которыми он хочет ограничить целевую аудиторию. Поскольку модель бизнес-логики ориентирована в первую очередь на решение конкретных бизнес-задач, то и рекомендации к ней будут выглядеть так. Для каждой бизнес-задачи рекомендуется создать отдельную схему (mapping) таблиц фактов и измерений, действительно необходимых для ее решения. Вместо использования больших измерений рекомендуется создать набор мини-измерений, содержащих подмножество действительно необходимых элементов, которые будут использоваться для решения конкретной бизнес-задачи. Все необходимые для бизнес-задачи показатели, должны быть представлены в рамках созданной схемы. На уровне МБЛ рекомендуется проводить расчет показателей, алгоритм вычисления может измениться. Такой подход позволяет избежать проблем с показателями, которые в разных случаях должны рассчитываться по-разному, а также повысить скорость и удобство работы конечного пользователя, предоставляя ему действительно необходимый для решения набор элементов. Модель бизнес-логики должна быстро адаптироваться под требования бизнеса, повышая в конечном итоге его успех
Еще одну важную роль в оптимизации МБЛ играют уровни иерархии измерений, поскольку именно они позволяют конечному пользователю выходить в отчетах на более детальный уровень (drill down) или, наоборот, "подниматься" к более общему (drill up). От того, сколько уровней иерархии содержит измерение и насколько грамотно они были созданы, будет в конечном итоге зависеть удобство и скорость работы с этим измерением. Поэтому еще одна важная рекомендация для создания оптимальной модели бизнес-логики: строить уровни иерархии надо исходя из группировки данных по бизнес-смыслу. Эти рекомендации помогут понять, от чего следует отталкиваться для того, чтобы с самого начала заложить оптимальную модель данных, а значит, предотвратить еще один немаловажный риск проекта внедрения ACRM.
Ссылки по теме
|
|