|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
За компанию: Корпоративное обучениеИсточник: Эксперт Ольга Логинова, Вера Морозова
Заточить знания персонала под потребности конкретного бизнеса призвано корпоративное обучение. Оно не только активно набирает обороты, но и растет качественно - интегрируется в консалтинг и переходит в среднесрочный формат Сентябрь - начало учебного года и для преуспевающих взрослых: Ужесточая требования к компетенции участников рынка, экономика стимулирует спрос на дополнительное образование, заставляет бизнес искать пути повышения профессионального уровня сотрудников. Спроси руководителя любого предприятия, от металлургического завода до гостиницы, с какими проблемами в бизнесе он сталкивается, - каждый первый укажет на нехватку кадров. Поинтересуйся, как он решает эту проблему, и каждый второй ответит - готовим сами. Качество государственного образования не отвечает рыночным требованиям. Ему недостает гибкости, связи с практикой. Предприниматели пытаются заточить знания дипломированных специалистов и свои собственные под конкретные потребности растущего бизнеса. Сегодня рынок Модно и практично Корпоративное В целом по России корпоративный сегмент В чем причина популярности корпоративного обучения? Решаем на берегу Незнание рынка и немотивированный спрос - когда предприниматель не представляет, чему и у кого следует учить работников, а главное, каких результатов ждать на выходе - чреваты неэффективной тратой времени и денег. Если не загружать специалиста работой в соответствии с его новыми знаниями, они со временем просто устареют. Или работник уйдет, помахивая дипломом, к конкурентам. Участники рынка советуют: в первую очередь следует определиться с целями обучения. В зависимости от этого выбирать оптимальную схему учебы - внутри компании или вне ее. Первый сценарий - создание обучающих центров и корпоративных университетов. Они хороши, если надо быстро дать знания и привить определенные навыки большому числу рядовых сотрудников (официантов, продавцов, крупье, механиков). Такую схему практикуют, как правило, крупные компании непроизводственной сферы. Примеры в Екатеринбурге показали компания "Малахит" (индустрия развлечений, ресторанный бизнес), "Тойота Центр Екатеринбург Восток" (автосалон), сеть магазинов "Купец" (торговля). Второй сценарий - обращение к услугам специалистов: бизнесшкол, центров обучения, независимых тренеров и консалтинговых компаний. Он целесообразен, если требуется повышение уровня образования менеджеров среднего и высшего звена или попросту нет собственного учебного центра. Здесь есть два варианта - кратко или среднесрочная программа. Комментирует Александр Гусев, директор центра - Доля краткосрочных программ Директор компании "Академия лидерства" Артем Верховский, напротив, ратует за среднесрочные программы: - Среднесрочное корпоративное обучение помогает вывести предприятие на качественно новый уровень. Долгое время услуги консалтеров и обучающих фирм подразумевали проведение двухтрехдневных тренингов, во время которых консультанты объясняли, как можно улучшить работу предприятия, избежать ошибок. Но рассказать и внедрить - это большая разница. Сейчас актуальны услуги специалистов, которые могут провести диагностику компании, предложить и практически внедрить инструменты улучшения работы. Однако качественное обучение заключается не только в том, чтобы дать инструментарий, рассказать Много, но мало На первый взгляд, предложений на рынке много, но о массовости качественных услуг корпоративного образования говорить пока преждевременно. Сегмент в стадии формирования. Практически каждая обучающая компания ведет корпоративные программы в рамках своей компетенции. Претерпевает изменения тематика обучения. "Еще Перспектива рынка - сращивание обучения и консалтинга Все игроки рынка, однако, единодушны: образование становится комплексным, работодатели понимают, что обучение сотрудников - один из важнейших элементов развития бизнеса. Следовательно, подходить к нему нужно стратегически: не только восполнять пробелы в знаниях одногодвух работников, но и дотягивать до нужного уровня весь коллектив, постоянно отслеживая потребности персонала в обучении. Спрос, таким образом, изменяется в сторону, вопервых, повышения интереса к среднесрочным программам, а вовторых, формирования интегрированного запроса на услуги в сфере обучения и консалтинга. Следствие для игроков - сращивание функций и тематическая специализация. Изначально консалтинг подразумевал только диагностику и решение конкретных бизнеспроблем, сегодня при крупнейших консалтинговых компаниях региона успешно действуют обучающие центры. Так, компания "Активные формы" и "ФИНЭКС" оказывают услуги в сфере управленческого и финансового консалтинга, проводят соответствующее обучение, компания "Грин Стрит" - специализируется на обучении и консалтинге по управлению проектами. В свою очередь школы и институты бизнесобучения перед тем, как предложить программу обучения, "подгоняют" ее под требования заказчика, проводят диагностику проблем предприятия, выявляют, чему и как надо учить. Рассказывает Лариса Малышева: - Сегодня корпоративное обучение отличается направленностью на решение проблем конкретной организации: происходит сращивание услуг консалтинговых фирм и бизнесобразования. За рубежом подобные технологии называются "Learningbydoing - обучение действием", у нас все чаще используется термин "трансфер технологий". Суть в том, что изначально проводится анализ проблем и диагностика потребностей в обучении, затем разрабатываются программы, предполагающие теоретическую (технологию решения подобных проблем) и практическую (их решение силами обучающихся) составляющие. В отличие от консалтинга, задачу решают не сторонние специалисты, а собственные сотрудники. В отличие от образовательной услуги - это конкретная задача данного предприятия. Качество и доверие Игроки рынка прогнозируют дальнейший рост корпоративного сегмента бизнесобразования. Ольга Жигальцова: - Руководители стремятся повышать квалификацию сотрудников, переводя обучение от разового события к регулярному процессу. Под образование выделяется отдельная строка в бюджете, обучение планируется уже на длительный период. И главное: сформировалось понимание, что выстраивать обучение необходимо в рамках стратегии компании, формировать те профессиональные компетенции у сотрудников, которые позволят решать стоящие перед предприятием задачи. Добиться результатов может только та компания, которая заботится о повышении квалификации всего коллектива, всех своих работников. Руководители предприятий понимают: единый формат работы, единое понимание стратегий развития бизнеса и места на рынке, единая корпоративная культура необходимы. Рынок адаптируется под изменившиеся требования клиентов - уже сейчас большинство крупных учебных центров Москвы почти полностью перешли на обслуживание корпоративных клиентов. То же через несколько лет произойдет и у нас. Таким образом, продолжится процесс интеграции консалтинга и бизнесобучения. Укрупнение игроков и возрастающая конкуренция будут способствовать повышению качества образовательных услуг. Следствием этого станет рост доверия предпринимателей к корпоративному обучению, постепенный переход к более системному (более длительному и дорогому) образованию сотрудников в рамках среднесрочных программ. Уверившись в качестве образовательных услуг, руководители предприятий начнут активнее инвестировать в обучение собственных сотрудников.
|
|