|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Alibaba, Mail.ru Group и партнеры создали общий бизнес и спланировали новыйИсточник: vedomosti
Alibaba, Mail.ru Group, "Мегафон" и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили о завершении инвестиции в создание совместной компании в сфере электронной коммерции - AliExpress Russia. Практически эти же компании-участники объявили о планах создать еще один совместный бизнес в России - в сфере платежных систем. Mail.ru Group, "Мегафон", USM, РФПИ и платежная система Alipay (входит в аффилированную с Alibaba Group компанию Ant Financial Services) планируют создать предприятие, которое будет предоставлять цифровые платежные услуги и электронные кошельки российским пользователям. Пока стороны подписали не обязывающее соглашение. Mail.ru Group внесет активы в виде "Деньги.Mail.ru" и VK Pay, став крупнейшим акционером в этом СП с долей 40%. Других деталей участники сделки не раскрыли. "Деньги.Mail.ru" - это расчетная небанковская кредитная организация, с помощью которой пользователи могут переводить платежи в проектах Mail.ru Group. VK Pay - платежная система соцсети "В контакте", запущена летом 2018 г. С помощью сервиса пользователи социальной сети могут оплачивать покупки на сторонних сервисах. VK Pay не взимает комиссию с покупателей. Для продавцов комиссия зависит от вида деятельности: 2,5% для товаров, 3% - для услуг, 5% - для цифрового контента, сказано в материалах сервиса. Alipay в России до сих пор работала в основном для китайских граждан: с ростом турпотока из Китая с этой платежной системой начали работать крупные российские ритейлеры, в том числе "Дикси", "Азбука вкуса", ЦУМ, магазины Mercury Group и т. д. Ежемесячно китайской платежной системой в России на конец 2018 г. пользовались около 100 000 человек, сообщал тогда РБК представитель компании. Вне родного китайского рынка Alipay для работы с физлицами привлекает партнеров. Так, в Индии несколько лет назад компания договорилась о партнерстве с крупнейшим локальным сервисом Paytm. Зимой 2019 г. Ant Financial договорилась о покупке британского сервиса WorldFirst. Всего у Alipay, по собственным данным, более 1 млрд пользователей с учетом тех, кто пользуется сервисом через локальных партнеров по электронным кошелькам. Помимо непосредственно платежей пользователи Alipay могут вызвать такси, забронировать гостиницы, покупать билеты в кино, оплачивать коммунальные услуги и т. д., перечисляется на сайте Ant Financial. Как готовилось российско-китайское партнерствоО готовящейся сделке в сфере электронной коммерции стало известно в августе 2018 г. Осенью 2018 г. Alibaba, Mail.ru Group, "Мегафон" и РФПИ подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия AliExpress Russia. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство о создании совместного предприятия, сообщил представитель ФАС. По его словам, служба выдала сторонам сделки некое предписание, "направленное на выравнивание и будущее формирование конкурентных условий на рынке электронной торговли". Что именно предписала ФАС, ее представитель отказался уточнить. Участники сделки внесли в предприятие капитал и активы. РФПИ - $100 млн и получил в СП 5% капитала, или 1,2% голосов. Еще фонд сможет выкупить дополнительно акции СП у Alibaba за $194 млн. После этого доля РФПИ вырастет до 12,9% (9,6% голосов). У Alibaba до реализации опциона РФПИ будет 55,7% в AliExpress Russia (49,9% голосов), а после - 47,8%, или 47,6% в голосах. Alibaba вносит в СП $100 млн и бизнес AliExpress в России. У "Мегафона" - 24,3% AliExpress Russia (26,4% голосов после опциона РФПИ). Оператор продает группе Alibaba 9,97% в Mail.ru Group. Последняя внесет в СП площадку Pandao и $182 млн, получив 15% AliExpress Russia (16,3% в голосах после опциона РФПИ). Помимо этого у РФПИ есть право договориться об опционе на покупку до 4% обыкновенных бумаг СП у "Мегафона". У AliExpress Russia два гендиректора - с российской и китайской стороны: руководитель AliExpress в России Лю Вэй и первый заместитель гендиректора Mail.ru Group Дмитрий Сергеев. В течение ближайших недель стороны планируют их номинировать, говорится в совместном пресс-релизе. Председателем совета директоров AliExpress Russia станет Борис Добродеев - нынешний гендиректор Mail.ru Group, говорится в сообщении компаний. В рамках партнерства AliExpress Russia и Mail.ru Group заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, сообщили компании: оно подразумевает помимо прочего обмен трафиком и продуктовые инициативы. AliExpress Russia будет использовать платформы Mail.ru Group для продвижения своих услуг с помощью "эксклюзивных решений по интеграции и маркетинговых программ", сказано в сообщении. Mail.ru Group и Alibaba уже начали совместные проекты. Так, в феврале 2019 г. AliExpress договорилась с соцсетью "В контакте": пользователи смогут приобретать товары прямо на платформе VK Apps. Платить за покупки можно будет через VK Pay, с помощью банковских карт и электронных кошельков. В сентябре социальная сеть и AliExpress объявили еще об одном нововведении: пользователи могут получать деньги за обзоры продукции онлайн-продавца. Что думают конкуренты"Вместе с Alibaba Group, "Мегафоном" и РФПИ мы хотим создать компанию, которая станет бесспорным лидером на российском рынке электронной коммерции, и я убежден, что нам это удастся", - заявил гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев. Но, по словам партнера Data Insight Федора Вирина, таким крупным игрокам онлайн-торговли в России, как Ozon и Wildberries, не стоит опасаться конкуренции со стороны AliExpress Russia еще как минимум год. Новая платформа может поменять ситуацию на отечественном рынке, но это потребует времени для переговоров и согласования планов, говорит Вирин. Доля онлайн-коммерции в обороте розничной торговли в России пока только около 5%, напоминает представитель Ozon Мария Заикина. Поэтому, рассуждает она, онлайн-игроки сегодня конкурируют не друг с другом, а с офлайн-ритейлом за привычки потребителя: "Чем больше компаний будут развивать этот рынок, тем больше это будет стимулировать его развитие". Крупнейший онлайн-продавец в России Wildberries, по словам его представителя, не боится конкуренции: "Рынок постоянно меняется, появляются новые идеи и решения, и конкуренция мотивирует к их поиску, внутреннему и внешнему обновлению компании". Wildberries не видит рисков и от того, что на рынке онлайн-коммерции появляются игроки с государственным участием. Рынок большой, быстро растет, рассуждает представитель Wildberries, успех скорее зависит от качества менеджмента, сильной логистической составляющей и уровня сервиса для покупателей. "В то же время важным моментом должны стать равные условия для всех игроков в части налогообложения, уплаты таможенных пошлин и т. д.", - добавляет собеседник "Ведомостей". Возможностей партнерства с AliExpress Russia компания Wildberries, по словам представителя, не рассматривает. Представитель Ozon не ответил на вопросы о конкуренции с игроками с госучастием и возможностях партнерства с AliExpress Russia в будущем.
|
|