(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Что ждать от стратегии развития искусственного интеллекта в РФ: критический взгляд

Андрей Анненков

Президент поручил к 30 июня разработать национальную стратегию развития технологий в области искусственного интеллекта (ИИ). Документ определит задачи страны относительно важной технологии, в развитии которой России нельзя отстать от геополитических контрагентов.

Риски, связанные с технологиями ИИ, известны: этические проблемы, потенциальные катаклизмы на рынке рабочей силы, потеря контроля над ИИ-системами и пр. Однако сейчас, на заключительном этапе разработки стратегии, главный риск, связанный с ИИ, состоит в потенциальных ошибках при определении принципов развития технологий ИИ и целей, которые должны быть достигнуты.

Одна из таких целей очевидна: не проиграть технологическую гонку, не попасть в зависимое положение, подобное тому, в которое Россия попала в сфере IT из-за отсутствия собственного стека информационных технологий.

Определение ИИ

Термин "искусственный интеллект" долгое время использовался для обозначения IT-систем, решающих задачи, которые до поры считались доступными только человеку. По мере решения таких задач компьютерами содержание понятия "ИИ" менялось. Это хорошо иллюстрируют слова Михаила Донского, чья "Каисса" в 1974 году выиграла первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ: "Шахматное программирование перестало быть искусственным интеллектом, как только компьютер обыграл человека".

В настоящее время, однако, смысл термина "ИИ" стабилизировался. Если укладывать его в одно слово, этим словом будет "нейросеть". ИИ сегодня - это построенные на "обученных" нейросетях (для обучения нужны массивы заранее накопленных данных) неалгоритмические IT-системы, демонстрирующие способность к принятию решений, которые ведут к достижению поставленной цели в сложной, не до конца формализованной предварительным описанием обстановке.

В стратегии развития искусственного интеллекта понятие "ИИ" должно быть определено, разумеется, яснее. Велик соблазн дать более конкретное определение через прикладные задачи, решаемые ИИ-системами: беспилотное вождение автомобилей по дорогам общего пользования, идентификация человека по антропологическим признакам и изображению лица, ранняя диагностика тяжёлых болезней и т.п., однако это обеднит документ, ограничит стратегию развития ИИ в России перечнем задач, который наверняка окажется неполон.

Другая крайность - сказать "ИИ - это IT-системы, способные вычленять из данных информацию подобно тому, как это делает человек". Да, это верное определение, но оно начисто лишено как новизны (именно так ИИ и понимали на протяжении более чем полувека), так и конструктивности, зато таит опасность развернуть исследования ИИ в сторону поиска ответа на бессмысленный для инженера вопрос о том, как работает человеческий мозг.

Интересно посмотреть, как разработчики стратегии справятся с задачей определения ИИ. Хотелось бы, чтобы они избежали определения ИИ через прикладные задачи. ИИ - универсальная технология, в этом качестве её и надо развивать. А какие задачи с помощью этой технологии придётся решать, сказать заранее сложно, если не невозможно.

Иностранный и международный опыт

Интуитивно понятно, что технологии ИИ необычны, с таким человечество ещё не сталкивалось. Главная особенность в том, что ИИ-системы невозможно эффективно контролировать - даже создатель нейросети не знает, как именно она работает после обучения. ИИ-системы, бывает, приносят разочарования своим создателям - например, тщательно разработанная (и весьма дорогостоящая) IBM Watson, ИИ-система, рассчитанная на применение в медицинской диагностике, как помощник практикующих врачей не прижилась.

В настоящее время в странах, развивающих ИИ-технологии, идёт активное осмысление перспектив и рисков использования ИИ-систем. Уже существуют принятые на международном уровне рекомендации.

В февральской конференции высокого уровня Совета Европы под названием "Governing the Game Changer", посвящённой влиянию ИИ-систем на "права человека, демократию и верховенство права", участвовали представители 47 стран. Изучение материалов конференции приводят к выводу, что де факто в Европе ИИ-системами считается всё, что действует "как человек" и способно заменить человека на рабочем месте - например, в таких областях, как правосудие, бухгалтерия, управление транспортом и др.

Должны быть, полагают в Совете Европы, созданы эффективные надзорные механизмы и демократические контрольные (наблюдательные) структуры по вопросам проектирования, разработки и внедрения ИИ. "Демократические процессы должны предполагать существование независимой, информированной общественности, а также поощрять открытые и инклюзивные дискуссии", "права человека являются основной ценностью демократических обществ, их защита и распространение требует активного участия всех заинтересованных сторон, уделяя при этом особое внимание потребностям уязвимых групп, которые могут столкнуться с маргинализацией", - таковы, в частности, положения итогового документа Governing the Game Changer.

В апреле в Пекине состоялась ещё одна конференция, International Conference on Artificial Intelligence and Education. Её итоговый документ (русский перевод) содержит забавные пункты о "признании отличий человеческого интеллекта" [от ИИ] и "необходимости изучения [несмотря на пришествие ИИ] базовых навыков, таких, как грамотность и счёт". Важным представляется положение о невозможности заменить учителя ИИ-системой.

Как и ранее в Хельсинки, пекинская конференция констатировала необходимость контроля ИИ-систем человеком. Этот принцип создания и применения ИИ-систем стал общепризнанным.

В мае Организация экономического сотрудничества и развития (Россия членом этой организации не является) приняла "новые принципы искусственного интеллекта ОЭСР". Рекомендации ОЭСР унифицируют по американскому образцу правила регулирования национальных экономик стран-участников, и не только участников. Так, под "новыми принципами искусственного интеллекта ОЭСР" подписались, в частности, Бразилия и Румыния, в ОЭСР не входящие. В "новых принципах ИИ" от ОЭСР констатируется "необходимость стабильной политической среды, способствующей ориентированному на гуманизм подходу к ИИ", причём правительствам рекомендовано "выполнять рекомендации ОЭСР … в их национальной политике и в международном сотрудничестве".

США, Китай, ЕС - различие стратегий в отношении ИИ

Безусловным мировым лидером в глобальной IT-индустрии вообще и технологиях ИИ в частности остаются США. Только у этой страны есть полный набор ("стек", на профессиональном жаргоне) технологий, от разработки и производства процессоров до обработки больших данных (примеры - упомянутая ИИ-система IBM Watson, разведывательная система Palantir, промышленно применимые ИИ-технологии Google, Microsoft и др. компаний).

Стратегия США в отношении ИИ состоит в сохранении технологического лидерства, о чём прямо сказано в опубликованной менее года назад "Национальной киберстратегии США". Практика, как показывают действия американского правительства против Huawei, такова: США готовы для достижения этой цели действовать любыми средствами, в том числе грубой силой.

Китай идёт вторым и быстро сокращает разрыв со США. Развитие технологий ИИ для КНР вытекает из общей национальной задачи - как можно быстрее вернуть стране положение, которое она занимала бо́льшую часть своей истории (а Китай бо́льшую часть своей истории был технологическим лидером). Ради этого в КНР тоже готовы использовать любые доступные средства.

Китайские компании не чувствуют себя стеснёнными этическими ограничениями по европейскому образцу, они не стесняются в средствах доступа к большим данным, которые представляют ключевой ресурс для создания эффективных ИИ-систем. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть пользовательские соглашения о сервисах для владельцев мобильных устройств упомянутой Huawei - хранение персональных данных (например, из фитнес-приложений) на территории КНР, пусть и в обобщённом виде, там прямо указывается. Государство компаниям в сборе данных как внутри страны, так и за её пределами, как минимум не препятствует.

Располагающий неисчерпаемыми человеческими ресурсами Китай активно и массово готовит математиков и программистов высшей квалификации - на чемпионатах мира по спортивному программированию среди студенческих команд (ICPC) китайцы последние годы заслуженно считаются фаворитами, они почти на равных соревнуются командами из России. Дело ещё и в том, что в не-китайских командах на ICPC очень много студентов из Китая - это бросается в глаза.

Европейский подход существенно отличается от ИИ-стратегий в КНР и США, которые стремятся прежде всего к развитию технологий. Благополучную Европу, привыкшую к жизни по веками отработанным правилам, более всего заботит сохранение статус-кво в обстановке, быстро меняющейся под давлением новых технологий. "Жить по-старому в новых условиях" - негласный девиз ЕС. Подтверждают это не только материалы и впечатления участников упомянутой выше конференции в Хельсинки, но и то, что государственное финансирование ИИ-исследований в ЕС значительно уступает финансированию в США и Китае.

Какая ИИ-стратегия нужна России

Такая, которая, как уже было сказано, позволит не проиграть ИИ-гонку США, КНР и ЕС. При этом принципиально важно понимать, что технологическая гонка не означает изоляцию - в отдельно взятой стране невозможно построить промышленно применимые ИИ-системы. Если национальная стратегия ИИ хотя бы намёком обозначит такую возможность, это будет означать саботаж.

В стратегии развития ИИ в России должен быть описан результат, к которому идёт страна, инвестируя по дороге огромные суммы бюджетных, т.е. народных, денег. Если только, не дай бог, стратегия развития ИИ в качестве результатов зафиксирует характерные словеса вроде "Процент заводов, использующих ИИ-системы для выпуска продукции - N", "Средний индекс Хирша для изданных в России научных работ, посвящённых ИИ, не ниже - M" и пр. в этом роде, можно будет с уверенностью считать, что попытка создать в России собственные ИИ-системы провалилась. Она не даст ничего, кроме более или менее бессмысленной траты упомянутых уже народных денег и возможности для ответственных товарищей безболезненно отчитаться за "исполнение" планов.

Опасность подобного - псевдостратегического - мышления хорошо видна в сравнении с космическими программами. Нельзя представить критерием успеха индекс цитирования или количество печатных трудов конструкторов, а не успешный полёт космического аппарата. В истории с "Бураном" вообще имела место обратная ситуация: когда ведущим конструкторам по итогам проекта в обход установленной процедуры (которая предполагает публикацию научных результатов) присвоили учёные степени, это вызвало протесты в академическом сообществе.

Результат исполнения стратегии должен быть описан совсем иначе - ясно и в содержательных терминах. Например, результатом может быть создание стека технологий ИИ, с достаточно подробным объяснением того, что в него должно войти.

Уместно вспомнить, что в мае по итогам совещания, посвящённого ИИ, президент РФ в связи с приоритетами национальной стратегии развития ИИ прежде всего сказал, что "Россия должна стать одной из ключевых площадок для решения сложнейших научных задач с участием учёных со всего мира", и что "эта работа может идти и в рамках международных математических центров", которые будут открыты в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

Кроме этих будущих центров в стране есть действующие Федеральные исследовательские центры. Их участие если не в разработке, то как минимум в экспертизе "нижних" - связанных с фундаментальными исследованиями - слоёв технологического стека, очевидно, обязательно.

Наконец, стратегия развития ИИ-технологий должна конструктивно указывать национальные преимущества России и объяснять, как их надлежит использовать и усиливать, а также чем и как следует парировать наши национальные слабости - с полным перечислением и тех, и других.

От стратегии также требуется специальное внимание к умелому регулированию инновационных компаний как условию создания в России эффективных ИИ-систем, поскольку, скорее всего, реализация стратегии потребует иной, инновационной нормативной базы для развития ИИ.

Этические вопросы развития технологий ИИ, уже хорошо проработанные и признанные десятками стран, в российской стратегии развития ИИ также обязательны.

О национальных данных

Защиту данных как национального достояния следует прямо объявить условием реализации стратегии развития ИИ. Речь не только о ПД (хотя и о ПД, разумеется, тоже). Не менее, а то и более важны данные, порождаемые реальной экономической деятельностью. С появлением IoT появится и новый источник огромной массы ценных сведений, на которых можно обучить множество ИИ-систем решению множества задач.

За эти сведения предстоит борьба с другими государствами. Лучший способ её выиграть - соблюдать внутренние законы и международные обязательства России в этой области, а также принцип "доступ к данным граждан и компаний РФ возможен только на территории страны". Независимо от того, насколько этот результат достижим, стремление к нему принципиально, оно прямо связано с реализацией стратегии. Пример: многие данные системы государственной статистики и в доцифровые времена открыто не публиковались, были секретными, и понятно, почему. Времена изменились: большие данные, дающие при правильной обработке богатейший, недостижимый прежде статистический материал, не засекретишь, всё, что тут можно и следует сделать - наладить контроль доступа к национальным данным.

О главном

Осталось заметить в заключение, что всё, о чём сказано выше - стек технологий ИИ, а ещё кадры специалистов, просвещение и переквалификация граждан, чьи профессии модифицируются ИИ, контроль над обученными нейросетями, защита национальных данных и пр. - задачи промежуточные. Основная цель развития ИИ для России - это, очевидно, не мировое технологическое господство. Нам нужна обеспечивающая в обозримом будущем национальную безопасность технологическая независимость, место в международном разделении высокотехнологичного труда и, главное, рост эффективности. Производительности труда, если ещё точнее, и вместе с ней - благосостояния граждан.



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 02.07.2019 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Quest Software. SQL Navigator for Oracle
Microsoft Windows Professional 10, Электронный ключ
ABBYY Lingvo x6 Европейская Профессиональная версия, электронный ключ
Quest Software. TOAD Xpert Edition
Microsoft Office 365 Персональный 32-bit/x64. 1 ПК/MAC + 1 Планшет + 1 Телефон. Все языки. Подписка на 1 год.
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
СУБД Oracle "с нуля"
Corel DRAW - от идеи до реализации
Новости мира 3D-ускорителей
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100