|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Как женщины теснят мужчин на ИТ-рынке в России и миреИсточник: tadviser
Гендерный баланс в организации - залог ее продуктивности и креативности. Этим тезисом руководствуются все большее количество глобальных корпораций, которые проходят сегодня сложный процесс трансформации. Встраиваясь в новую цифровую реальность, они меняют подходы не только к технологиям, но и к корпоративной культуре. Новая HR-политика консалтинговых и ИТ-грандов ставит задачу выровнять количество мужчин и женщин в командах - за счет специальных поощряющих программ. Российский бизнес только начинает искать подход к гендерным вопросам. Однако, чутко реагируя на мировую повестку, женщины сами активнее приходят в отечественную ИТ-отрасль. Все разговоры о женском равноправии и равноприсутствии в экономике, особенно, в высокотехнологичном секторе, имеет смысл вести с поправкой на то, что до сих пор в статистических отчетах о количестве учащихся в школах или университетах разных стран мира, есть отдельный столбец, где указывается доля девушек от общего количества. Эта доля варьируется в зависимости от региона - она будет выше в Европе и ниже на Ближнем Востоке, но сам факт необходимости отдельно выносить этот показатель для ежегодных наблюдений достаточно красноречив. По данным отчета Всемирного экономического форума (2015), за прошедшее десятилетие разрыв в экономическом положении мужчин и женщин сократился лишь на 3%. При сохранении таких темпов его удастся ликвидировать не раньше, чем через 118 лет. Большинство крупных (в первую очередь американских) ИТ-компаний проводят специальные программы по увеличению доли женщин среди своих сотрудников
Аналитические и технические способности женщин - факт их наличия, а также их уровень развития, не уступающий мужским - подтверждают исследования психологов. Количество изысканий, устанавливающих отсутствие прямой связи между полом и интеллектом ежегодно увеличивается. На этом фоне растет доля женщин среди выпускников технических колледжей и вузов. Однако даже на американском рынке женщины составляют всего 20% выпускников по специальностям, связанным с компьютерными технологиями и 30% - из всех работников ИТ отрасли (NY Times, 2013). При том, что 74% учениц средней школы в США интересуются информатикой, математикой и смежными дисциплинами, лишь 13% получают диплом бакалавра в области компьютерных технологий (Tech Republic, 2015). США - самый развитый и привлекательный ИТ-рынок. В Кремниевой долине женщины заняты на одной из шести технических должностей (Statista, 2014). Данные опроса Deloitte обнаруживают, что даже в этом регионе 27% женщин сталкиваются с некомфортной рабочей обстановкой или скрытой дискриминацией в "братстве программистов" (bro-grammer culture). По данным проекта Girls Who Code в 2014 г. на 25 инженеров приходится три девушки. Количество выпускниц по специализации "компьютерные науки" в 2014 г. оказалось в три раза меньше, чем 20 лет назад. Хотя именно ИТ считается одной из наиболее прогрессивных индустрий, обеспечивающей равные возможности для всех. Зачем нужно больше женщин?В глобальной ИТ-отрасли доля женщин составляет в среднем 15% (данные Statista). Доля женщин-разработчиков - 5,8 (Stackoverflow, 2015 г.). На управляющих позициях в ИТ женщин менее 10%. По данным Fenwick & West, в 100 ведущих компаниях США соотношение мужчин и женщин-директоров составляет примерно шесть к одному (2013 г.). Доля женщин на позициях CIO в компаниях из списка Fortune500 составляла в 2015 г. около 18%. В частности, это были ИТ-директора Walmart, AT&T, Ford. Почему это вдруг оказалось проблемой и почему ее срочно нужно решать? Принцип diversity распространяется не только на трудовых мигрантов. Женщины оказались недооцененным ресурсом в ситуации кадрового дефицита, с которым сталкиваются в первую очередь развитые экономики. Именно здесь впервые заговорили о гендерном дисбалансе - в 2005 г. Именно здесь проводятся исследования, демонстрирующие, что разнополые команды более продуктивны, креативны, инновационны. А среди стартапов более прибыльны и устойчивы в росте те, где женщины занимают руководящие посты. Однако лишь 7% венчурного капитала в США идет на развитие бизнеса, принадлежащего женщинам (Forbes, 2013). Агенты влиянияБольшинство крупных (в первую очередь американских) ИТ-компаний проводят специальные программы по увеличению доли женщин среди своих сотрудников и фиксируют ее ежегодно в отчетах. Аналогичные инициативы реализуют крупные консалтинговые компании (например, big4 и топ3). Так, в рамках Проекта Girls Who Code при поддержке IBM к 2020 году хотят обучить программированию более миллиона девушек по всему миру. Целевая аудитория этой организации - девушки 13-17 лет (в том числе - и из малообеспеченных семей). Цель IBM - способствовать появлению нового поколения женщин-программистов в сфере облачных технологий. Похожий проект - Women Who Code - поддерживают Facebook и Twitter. IBM, Cisco, HP, Intel, Yelp и Texas Instruments осуществляют спонсорство, менторинговые и коучинговые программы для женщин. В Yahoo! есть группа Women in Tech, которая помогает развивать нужные для работы навыки. LinkedIn проводит ежегодный женский хакатон. В Salesforce есть программа поддержки Women Surge. Palantir ежегодно вручает грант девушкам-разработчицам. Google запустил серию мероприятий Women Techmakers и кампанию Made With Code. В результате подобных инициатив, например, в Microsoft, Ebay или Google количество вакансий, занимаемых женщинами, растет на 200% (и более) быстрее, чем аналогичные мужские позиции. Важный фактор воздействия и привлечения в отрасль - успешные примеры, истории других женщин, которые смогли добиться в ИТ впечатляющих результатов. Forbes назвал в 2016 г. самыми влиятельными женщинами в глобальной хайтек отрасли глав IBM (Джинни Рометти), HP (Мег Уитмен), Yahoo (Марисса Майер) и Youtube (Сьюзан Войжитски). Небольшая проблема в том, что ими практически и ограничивается список женщин-директоров ИТ-компаний такого уровня. Российский "кремний"Выпускниц технических вузов в России все еще в несколько раз меньше, чем выпускников. Например, на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ - около 25%, в МГТУ им. Баумана - 20%, а в МФТИ - лишь 12%.
Екатерина Санникова: "На факультетах точных наук мы по-прежнему наблюдаем численное преимущество юношей, хотя доля девушек растёт из года в год"
По данным опроса ИРИ, в конце 2016 года более трети респондентов подтверждали, что женщины составляют 30-50% от общего числа сотрудников их компаний. При этом у более 60% опрошенных доля женщин среди сотрудников растет. Преимущественно женщины занимают позиции менеджеров проектов (27%) или менеджеров по продажам (21%). Наталья Касперская: "Женщины, которым действительно интересны ИТ, находятся в привилегированном положении" На топ-позициях в российском ИТ женщин меньше по сравнению с 90-ми, считает основатель Cognitive Technologies Ольга Ускова: "За рубежом доля женщин в ИТ всегда была меньше, но в Советском Союзе баланс был выровнен. Эта советская модель еще некоторое время существовала в 90-х, но затем мы перешли на общеевропейскую модель". Например, в крупнейшей по численности сотрудников российской компании "Сбербанк-технологии" количество женщин меняется незначительно и с 2015 года остается на уровне 26-28% (в данном случае не учитываются сотрудницы Операционного департамента - финансы, бухгалтерия, HR и пр.). В 2017 году этот показатель составляет 26% против 28% в 2016 году, сообщили TAdviser в компании. При этом штатная численность "Сбертеха" выросла с 4835 сотрудников в 2015 году до 9407 сотрудников в 2017 году. Таким образом, в абсолютных величинах количество женщин в компании увеличилось за этот период с 1305 в до 2445. В Технологическом Центре "Дойче Банка" в Москве 20% сотрудников - женщины, которые работают в самых разных областях: разработке, тестировании и контроле качества, бизнес- и функционального анализа, проектного менеджмента. Женщины управляют крупными доменами, ну и, наконец, генеральный директор Технологического Центра "Дойче Банка" - женщина. В числе новых сотрудников пропорция сохраняется - доля женщин на уровне 20%. Ольга Ускова: "Обоснован только профессиональный подход. Нам нужен профессионал, и все равно кто он - мальчик, девочка или трансгендер" В Cognitive Technologies за последнее время отмечают, что увеличилась доля женщин в программировании. На сложных проектах, которые ведет компания - даже с высокоуровневым программированием и серьезными математическими нагрузками, доля женщин увеличилась до 35%.
В "Техносерв Консалтинг" сегодня распределение мужчин и женщин примерно одинаковое. Это связано с тем, что компания занимается не столько классическим программированием, сколько внедрением больших систем, где требуются глубокие знания бизнеса, процессов, подхода к анализу. Но, скажем, 13 лет назад женщины были только в бухгалтерии и маркетинге, но не в производстве. В InfoWatch соотношение мужчин и женщин в ИТ-специальностях примерно выглядит так: разработчики 95:5, аналитики 30:70, тестировщики 60:40, технические писатели 50:50, инженеры конфигурационного управления 95:5, проектные менеджеры 80:20, юзабилити-дизайнеры 50:50, лингвисты 70:30. Эта ситуация с 2014-2015 гг. практически не меняется.
Работа аналитика - техническая и сложная, не проще работы программиста, но она при этом требует взаимодействия с людьми, в отличие от работы программиста, объясняет Касперская.
Ольга Рубцова: "По мировой статистике, команды, где лидером является женщина, гораздо более сплоченные" Также, добавляет Рубцова, важно понимать, что сейчас компаниям уже не нужно просто автоматизация ради автоматизации. Нужно, чтобы все было красиво, быстро, удобно, а в этом женщинам нет равных, уверена она.
Вопрос некого гендерного дисбаланса в отрасли, по ее мнению, скорее надуман:
В управляющем составе ИТ блока Альфа-Банка количество женщин за последние 2-3 года выросло в среднем на 20%. Более трети опрошенных ИРИ женщин считают, что в ИТ нет специфических сложностей. Однако около половины отмечают отсутствие карьерного роста и более низкий оклад, чем у коллег-мужчин.
Задача ИТ-индустрии, по мнению Санниковой, состоит в популяризации компьютерных технологий среди девочек, учащихся в старших классах школ, в развенчании предубеждений, что это неженская профессия, и привлечении большего числа выпускниц на ИТ-факультеты вузов. Техцентр "Дойче Банка" работает сегодня над рядом инициатив, призванных поддержать сегодняшних студенток в выборе ИТ в качестве будущей профессии. Особых программ для привлечения в ИТ именно женщин на российском рынке крайне мало. Так, 35% опрошенных ИРИ компаний сообщили, что у них нет и не планируется специальных инициатив для развития профессионального потенциала женщин. Например, в "Инфовотч" считают такие программы неактуальными для своего бизнеса - здесь мотивационные программы нацелены на создание комфортных условий для всех сотрудников, невзирая на пол. Большая часть специфически ориентированных на женщин инициатив представлена в офисах глобальных корпораций, транслирующих в России зарубежные стандарты. Например, Microsoft организует вместе с ФРИИ курс Love 2 Code: Программирование для девушек. Поощряющие активности такого рода начинает поддерживать "Яндекс" (в частности, как организатор мероприятия Women Who Code Moscow). С другой стороны, женщины, успешно развивающие карьеру в ИТ, часто не считают такие программы значимыми, как не находят острой проблематики в гендерной теме. Некоторые из них, наоборот, высказываются против "сегрегирующих" программ обучения, ссылаясь на то, что факт их появления скорее указывает на якобы неспособность женщин воспринимать стандартный учебный материал в стандартных условиях преподавания.
Несмотря на сложности, которые ассоциируются с ИТ-рынком как местом для построения женской карьеры, именно эта отрасль сохраняет наибольший резерв свобод и широты взглядов на мир. Женщины, которые, невзирая на стереотипы, выбирают ИТ-специальность, как правило, добиваются в ней не меньших успехов, чем на традиционно "женских" позициях - при наличии энергии, инициативности и профессионализма. Эти качества помогают им игнорировать все еще озвучиваемый скепсис относительно их знаний математики или программирования, умения логически мыслить и грамотно управлять - как игнорировать постоянное сравнение с коллегами-мужчинами. Игра на равных подразумевает исключение поблажек или скидок на "слабый пол", и именно в таких условиях тем более ценен и впечатляющ результат. Долгое время бурно растущим российским ИТ с женщинами очень везло. Ссылки по теме
|
|