Индустриальные задачи 6-го технологического уклада требуют не только подготовки тысяч специалистов - инженеров и технологов для работы на вновь созданных и модернизированных производственных и перерабатывающих предприятиях, но и снова, как и 60 лет назад, поставит перед всей системой образования новую задачу -создание новой системы образования.
Создание новых отраслей, развитие передовых областей науки - требует совершенно иного подхода в подготовке кадров. Речь идет не только о подготовке по новым специальностям и профессиям, но и переподготовке кадров, а также некотором изменении образования, как процесса.
Особенностью нашей эпохи является грандиозное разнообразие специальностей, необходимых устойчивому технологическому развитию. Вместо десятков тысяч подготовленных по стандарту инженеров-конструкторов нужна тысяча способных, сто и десяток. Это невообразимое разнообразие вариаций специальностей, которое можно сравнить разве что с репертуаром рецепторов иммунной системы человека, в точности узнающих "свой" антиген.
В 1940-1950-х годах для решения задач Ракетного и Атомного проекта были специально созданы целые университеты - это МИФИ (академик Александр Лейпунский) и МФТИ (академики Петр Капица и Николай Семенов). По сравнению со старейшими учебным заведениям страны - МГУ, МГТУ им.Баумана, Казанским университетом, эти новые учреждения изначально решали задачу подготовки специалистов по узкому спектру направлений подготовки. Однако принципы и научные школы, заложенные отцами-основателями, сохранились во многих из них до сих пор. Не стоит недооценивать масштаб стоящих перед новой индустрией задач, поэтому нужно быть готовым в случае необходимости зановосоздавать университеты.
Интересы дела требуют внимания к подготовке и обучению талантливой молодежи с самого детства. В работе ректора Физтеха Николая Карлова "Кадеты интеллектуальной элиты" эта мысль сформулирована наиболее ясно: "Интересы общества требуют сильных мер поддержки одаренных молодых людей повсюду, где бы они не обнаруживались. Путеводные огни для научно одаренной молодежи должны светить как можно более ярко с тем, чтобы не только сами дети жадно и радостно стремились к источнику света, но чтобы и их родители, и школа, и государственные руководители видели, что путь этот и светел, и перспективен. Прежде всего, талантливые дети должны чувствовать интерес к себе, интерес к своим способностям, интерес к проявляемому ими интересу. Они должны видеть перспективу, хоть издали, но они должны видеть факел в руке впереди идущего и понимать, что факелоносец освещает их путь. Без путеводной звезды трудно, почти невозможно двигаться вперед в зачастую непроглядной тьме повседневного".
В 2011 году DARPA начала реализацию программы по установке 1000 3-D принтеров в средних школах по всей стране с целью привлечения молодежи в область инженерных наук и новых производственных технологий. Проект являлся частью обширной программы, которую агентство планировало реализовать в течение следующих 5 лет с целью помощи школьникам в освоении STEM-навыков (в это понятие входят - естественные науки, технологии, конструирование и математика). "Эта программа будет иметь решающее значение для подготовки рабочей силы в 21 веке", - говорила директор DARPA Регина Дуган. "Модернизация производственной базы США оказывает самое прямое воздействие на национальную безопасность", - рассказала Дуган на выступлении перед членами Национальной академии инженерных наук в октябре 2011 года. "Норма Августин, бывший президент LockheedMartin, делает прогноз, что если современные тенденции в военном авиастроении сохранятся, то к 2054 году годового бюджета Пентагона хватит лишь на приобретение одного самолета. Очевидно, что эта тенденция не может долго продолжаться... Вопрос не в том, какое значение производство имеет для нашей национальной безопасности, внешней политики и национальной экономики.. Скорее, вопрос в том, каким образом можно вдохнуть новую жизнь в нашу производственную базу". Именно так и со всей серьезностью стоит относиться к задаче подготовки будущих абитуриентов вузов и колледжей. Школьные инженерные и конструкторские мастерские, и биотехнологические лаборатории, не испытывающие дефицита в реактивах и компонентах, - достойная промежуточная цель.
Таланты могут проявить себя совершенно по-особенному. Будучи школьником, будущий генеральный конструктор систем ПРО СССР Григорий Кисунько явился к директору металлургического завода и потребовал предоставить ему трубы, необходимые для постройки антенных мачт радиостанции. Спустя полвека тринадцатилетний Стив Джобс из Купертиноточно также позвонит директору компании Hewlett-Packard за необходимыми ему деталями для цифрового частотомера.
Подготовка педагогических кадров должна выйти за пределы интересов и потребностей региональных департаментов образования. Можно сказать даже больше - стране как воздух необходимы программы подготовки и повышения квалификации на базе лучших российских физико-математических, информатических и биологических школ и лицеев.Ключевым может стать разработанный группой ученых и преподавателей "Колмогоровский проект" по подготовке будущих учителей на базе СУНЦ МГУ, Кировском физмат лицее, Челябинском лицее №31, Санкт-Петербургском лицее №239, и других легендарных учебных заведениях.
Невролог Даниель Левитин пишет, что о какой бы области человеческой деятельности ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В точных науках практика - это решение задач все возрастающего уровня сложности. Стартом в науку для многих школьников Советского Союза стал "Сборник задач по физике. Задачи МФТИ", которыйсодержал сложные и интересные задачи из областей физики и техники реального мира. Сегодня внимание сфокусировано на разработке нового подхода к постановке задач для школьников и студентов - с одной стороны, решения которых несут оценочный характер и охватывают одновременно различные разделы науки,с другой - имеют практическую ценность.
Иллюстрацией задачи, способной к решению студентами и аспирантами может служить следующая история. В 1967 году профессор Массачусеттского технологического института Пол Сэндорфф предложил студентам решить следующую задачу. Представьте себе, сказал Сэндорфф, что Икар, вместо того, чтобы, как обычно, миновать нашу планету на безопасном расстоянии, собирается на нее упасть. Проблема, которую Сэндорфф предлагал решить студентам, звучала таким образом: "До глобальной катастрофы осталось 15 месяцев. Как Вы остановите Икар?". Студенты МТИ смогли дать совершенно правильные технико-временные расчеты решения.
Выход за пределы стен университета. Особую роль в подготовке специалистов сыграют новые высокотехнологичные концерны (Яндекс, РТИ-Системы, ТРВ, ОРКК) - из предприятия смогут отбирать студентов с третьего курса для прохождения подготовки на базовых кафедрах вуза непосредственно в стенах фирмы. После двух лет фундаментальной подготовки. Студентам педагогических вузов такими базовыми кафедрами логично представить лучшие школы "Колмогоровского проекта".
Зарубежное образование и стажировки в лабораториях и предприятиях за счет государственных фондов и организаций должны стать скорее нормой, чем исключением. Потребность в ускоренном овладении навыками и их передача в российских организациях не может ждать. В пользу использования такого подхода говорят аналогичные программы в Китае (Китайский центр стипендий), Казахстане ("Болашак"), Бразилии. Опыт Советской России, когда зарубеж отправлялись целые группы студентов и выпускников на многолетние стажировки, которые бы превратили молодого человека в самостоятельного исследователя, которому можно было бы доверить целый научный институт или кафедру в университете. Петр Капица, Лев Ландау и другие звезды, - отправляющиеся на годы за рубеж по командировкам Наркомпроса.
Примеры подавал и не гнушался учиться царь Петр I, оставивший страну на целый год с целью изучения кораблестроения и перенимания обычаев Голландии, Австрии, Саксонии и некоторых других стран Европы. Впечатления молодого царя были настолько сильными, что увиденные им традиции внедрялись царскими указами незамедлительно. Реформы, заложили традиции зарубежного обучения, инженерные науки и художественные искусства. Великое посольство - дипломатическая миссия России в Западную Европу. В течение полутора лет под руководством 25-летнего царя Петра I. В 1697 году делегация из более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов - сам царь Пётр I, проследовала через Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию. Была развёрнута деятельность по найму иностранных специалистов для нужд армии и флота. Всего было для нужд кораблестроения нанято около 700 иностранных специалистов.
Помимо очного образования, необходимо обратить внимание и на программы заочного образования для школьников и взрослых. В СССР впервые в мире была развернута система заочного образования для школьников, когда десятки тысяч учащихся 8-11 классов со всей страны отправляли на проверку тетради с решениями. Титаны советской заочной школы - Заочная физико-техническая школа (МФТИ), Заочная физико-математическая школа (МИФИ), Всероссийская заочная многопредметная школа (МГУ) должны быть дополнены новыми, учитывающими опыт их современных наследников. Программы заочного повышения квалификации и профессиональной переподготовки, наподобие Coursera,EdX, а также инициатив МФТИ и ГУ-ВШЭ по точным наукам, способны не только систематизировать такую подготовку для специалистов, но и стать социальным лифтом для масс. Дотянув руки и голос профессоров технических вузов в любую точку страны и всего русского мира.
Образование на русском языке - это поданная рука знаний и представлений русского мира. Прежде всего, речь идет о привлечении внимания студентов из Франции, Германии, Италии, США, Бразилии, Южной Кореи, Израиля, Тайваня и Сингапура. Это будет непростой, но важной работой.
Именно Советский Союз сделал в этом направлении огромный рывок вперед. Проведенные впервые для соцстран математические и физические олимпиады для школьников сегодня стали международной традицией. Заочные физмат школы и деятельное сообщество вокруг журнала "Квант" в 1960-х годах стали идеализированным прообразом современных МООС-порталовEdX иCousera.
В области среднего специального образования, использование современного станочного парка и новые профессии высокотехнологических производств ставят новые рамки профессиональной квалификации, необходимые как для обслуживания сложных машин, так и соответствующего позиции высокой оплаты труда. С 1946 года в мире проводится чемпионат рабочих профессий WorldSkill, процесс которого красочно раскрыт в научно-фантастической повести Айзека Азимова "Профессия" (1957 г.). Молодые люди из более 60 стран соревнуются в мастерстве владения профессиями каменщика, плотника, сварщика, и т.д. Результаты соревнований наглядно показывают путь повышения квалификации и производительности труда в разы- и соответствующего увеличения оплаты труда. Сегодня перед индустрией должен быть поставлен вопрос о том, каким образом должно быть построено обучения и каким инструментарием должен владеть оператор-рабочий, чтобы иметь возможность заработать достаточно, чтобы в содержать семью из 4-х человек, иметь возможность менять машину раз в три года, отдать ипотеку за собственную 3-комнатную квартиру в течение 5 лет. Интересный эксперимент был проведен Дмитрием Песковым в 2013 году, когда команда от России впервые приняла участие в международных соревнованиях рабочих профессий WorldSkills, в которых ежегодно принимают участие представители 170 стран мира. Оказалось, что тщательно отобранные профессионалы в большинстве своем заняли места в конце рейтинга. Причем дело было не в талантах "левшей", а в отсутствии навыков использования совершенным технологичным оборудованием. И своевременное изучение этих навыков могло бы не только повысить мастерство этих ребят, но и на порядок увеличить производительность и заработную плату.
Никакое министерство образования не способно организовать столь разностороннее - необходим гораздо более мобильное организационное образование, например Совет. Такой Совет образования - выделенная структура в Министерстве образования, собравшая руководителей университетов и научных организаций, которая призвана обеспечить квалифицированными кадрами сложные высокотехнологичные производства, медицинские центры, новые сервисные организации и малые предприятия.
Образование - тончайшая материя, малейшие изменения которой ("взмах крыла бабочки") способны породить бурю. Именно поэтому к решению этой задачи необходимо подходить со всякой осторожностью, собрав за одним столом, как выдающихся педагогов, так и ответственных руководителей системы среднего и высшего образования.• Ключевой фигурой должна стать личность руководителя этого совета - молодого или средних лет талантливого человека, для которого создание этой системы будет главным делом его жизни, чьи таланты и честолюбие станут реализацией образовательной системы.Своей волей, мужеством и авторитетом он мог бы поощрять в массах разнообразие образовательных стандартов и немыслимые образовательные инициативы.
Не стоит думать, что это из ряда вон выходящее решение. За последнее столетие подобные процессы масштабных изменений в системе образования происходили не раз. В середине 1960-х годов руководство Министерства просвещения СССР пришло к заключению, что система преподавания математики в советской средней школе находится в глубоком кризисе и нуждается в реформах. Было признано, что в средней школе преподаётся лишь устарелая математика, а новейшие её достижения не освещаются. Модернизация системы математического образования осуществлялась Министерством просвещения СССР при участии Академии педагогических наук и Академии наук СССР. Руководство Отделения математики АН СССР рекомендовало для работы по модернизации академика А. Н. Колмогорова, который играл в этих реформах руководящую роль.
Приняв эти задачи и проблемы, очевидным является то, что систему образования в ближайшем будущем должна ожидать образовательная реформа, в дополнение к завершившейся эпохе перемен 2004-2012 годов. Нам предстоит масштабнейшая реформа, кадры для которой впервые будут подготовлены на Высших курсах Совета образования в Томске.