|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Delphi: заметки программистаИсточник: КомпьютерПресс Валерий Фаронов
О файле проекта Известно, что Delphi создает множество файлов с расширениями pas, dfm, dpr и т.д. Обычно программиста интересуют файлы кода ( pas ) и описания форм ( dfm ), а остальные остаются вне его поля зрения, а зря - они несут важную информацию, которую можно (а в ряде случаев - нужно) изменять. Начнем с файла проекта (dpr). Фактически он содержит собственно программу , в то время как связанные с проектом многочисленные файлы форм и DLL представляют собой подпрограммы . Структура файла проекта, содержащего единственную форму, такова, как показано в листинге 1. program Project1; uses Forms, Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1} ; {$R *.RES} begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end. Проект (программа) начинается обращением к методу Initialize глобального объекта Application и заканчивается после завершения его метода Run . Этот метод - центральный: он визуализирует главную форму приложения и осуществляет диспетчеризацию сообщений Windows. От того, какая работа выполняется строками кода, расположенными перед обращением к нему, зависят время загрузки приложения, и вид экрана до появления главного окна. Метод Initialize предусмотрен, как говорится, на всякий случай и по умолчанию ничего не осуществляет. Чтобы заставить его работать, следует поместить указатель на соответствующую процедуру без параметров в глобальную переменную InitProc . Это можно сделать в секции инициализации любого модуля (код этих секций активизируется до начала работы основной программы) или непосредственно в теле главного проекта (листинг 2): procedure Init; begin // Выполняет какую-то работу; end; begin InitProc := @Init; Application.Initialize; // Обращение к Init Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end. Разумеется, в этом последнем случае будет проще в первом операторе основной программы явно обратиться к процедуре Init . Вообще говоря, в подавляющем большинстве случаев оператор Application.Initialize можно удалить без каких-либо последствий для программы. В реальном проекте со множеством форм между обращениями к Initialize и Run обычно расположены многочисленные вызовы метода CreateForm , с помощью которого создаются используемые в проекте формы. Каждый вызов этого метода увеличивает время загрузки приложения. В начальный момент на экране будет видно только одно окно главной формы приложения (оно создается первым обращением к CreateForm ), а остальные объекты-окна можно создавать в ходе работы программы перед визуализацией соответствующего окна. По умолчанию в переключателе Auto create forms (вызывается с помощью опции Project / Options среды Delphi) на закладке Preference окна Tools / Environment установлен флажок, что заставляет Delphi помещать любую новую форму в список Auto-create forms и формировать соответствующий оператор обращения к CreateForm в файле проекта. Если очистить этот переключатель перед началом работы над проектом или перенести ненужные формы в список Available forms окна Project / Options , можно существенно (иногда - в десятки раз) сократить время загрузки приложения. Вид экрана до появления главного окна В приводимом ниже листинге 3 (пример заимствован из справочной системы Delphi) в программе создается 5 окон. В форме Form5 имеется индикатор ProgressBar1 , с помощью которого визуализируется процесс загрузки программы, точнее - создания остальных окон. begin with TForm5.Create(nil) do try ProgressBar1.Max := 100; Show; // Показываем форму Form5 с индикатором ProgressBar1 Update; // Прорисовываем форму Form5 Application.CreateForm(TForm1, Form1); ProgressBar1.StepBy(25); Application.CreateForm(TForm2, Form2); ProgressBar1.StepBy(25); Application.CreateForm(TForm3, Form3); ProgressBar1.StepBy(25); Application.CreateForm(TForm4, Form4); ProgressBar1.StepBy(25); finally Free; // Разрушаем ненужную форму Form5 end; Application.Run; end. Как видно из примера, программист может поместить любой код до обращения к методу Application . Run . В частности, он может показать диалоговое окно с запросом пароля и блокировать вызов Application.Run , если введенный пользователем пароль неверен. В следующем примере (листинг 4) в проекте используются две формы: стандартная форма InputQuery и главная форма MainForm . Форма InputQuery создается при обращении к одноименной функции, определенной в модуле Dialogs . Она представляет собой небольшое диалоговое окно с однострочным редактором TEdit и двумя кнопками - ОК и Cancel . В окне пользователь должен ввести пароль ( Delphi ) и нажать Enter. program Password; uses Forms, Dialogs, // В этом модуле определена функция InputQuery Unit1 in 'Unit1.pas' {MainForm} ; {$R *.RES} var Passwrd: String; begin // Запрашиваем пароль: if InputQuery('Окно ввода пароля','Введите пароль:',Passwrd) then // Проверяем его: if Passwrd = 'Delphi' then begin // Все в порядке, пароль верен Application.CreateForm(TMainForm, MainForm); Application.Run; end else ShowMessage('Пароль не верен!'); end. Вышеописанным способом можно создавать пробные версии программ, которые будут функционировать только до определенной даты или до исчерпания заданного количества запусков. В листинге 5 представлен файл проекта, в котором пробная версия программы может запускаться не более 5 раз. Для запоминания номера очередного прогона используется системный реестр. Здесь следует дать небольшой комментарий. Модуль Registry декларирует класс TRegistry , который представляет программисту доступ к системному реестру Windows. С помощью двух обращений к функции TRegistry.OpenKey создается и/или открывается ключ HKEY_CURRENT_USER\Software\TrialProg системного реестра. Функция TRegistry.ValueExists возвращает True , если этот ключ содержит параметр с именем MaxRun и для него определено значение. При первом запуске приложения это не так, поэтому процедурой WriteInteger создается параметр и для него указывается начальное значение 5 (максимальное количество прогонов программы). При каждом следующем запуске этот параметр уменьшается на 1 и в момент, когда он становится равен 0, приложение блокирует создание и отображение главного окна. program Trial; uses Forms, Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1} , Registry, Dialogs; // Для TRegistry и ShowMessage {$R *.RES} var Reg: TRegistry; N: Integer; begin Reg := TRegistry.Create; with Reg do begin OpenKey('software', True); OpenKey('TrialProg', True); if ValueExists('MaxRun') then // Первый запуск? begin // - Нет N := ReadInteger('MaxRun')-1; if N>=0 then WriteInteger('MaxRun', N) end else begin // -Да, первый запуск N := 5; WriteInteger('MaxRun', N) end; Free end; if N>0 then begin Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end else ShowMessage('Исчерпано максимальное количество запусков'+ ' пробной версии программы') end. Вставка поясняющих комментариев к именам форм Обратите внимание на предложение uses в тексте проекта. При перечислении нестандартного модуля Uni1 с помощью зарезервированного слова in указывается имя файла с текстом модуля (' Unit1.pas' ), а следующий за именем комментарий {Form1} именует объект-окно, создаваемый модулем Unit1 . Такого рода объявления Delphi автоматически создает для каждого включенного в проект модуля. Delphi считает входящими в проект только перечисленные в этом предложении модули, и их алфавитный список появляется при выборе опции View / Units ; а при выборе View / Forms показывается список всех перечисленных в комментариях объектов. Последнее обстоятельство можно использовать для вставки краткого комментария, указывающего назначение формы: при разработке сложного проекта в него обычно включается много десятков, а иногда и сотен форм, и подобная возможность может оказаться совсем не лишней. В качестве примера на рис. 1 показана копия экрана, отображающего файл проекта с комментариями, и соответствующее окно View Form . О переносе проекта в другую папку Кстати, данный рисунок иллюстрирует нарушение правила «один проект - одна папка»: в этом проекте, вопреки означенному правилу, многие модули хранятся во вложенных папках, в результате Delphi указывает длинные маршруты доступа к соответствующим файлам. Если такой проект скопировать на дискету, то эти маршруты останутся без изменения и компилятор не сможет найти нужные файлы. Еще хуже, если скопировать проект в другую папку на том же жестком диске. В этом случае начнутся неприятности: вы будете что-то изменять в новом проекте, но приложение на это никак не отреагирует, а если вы установите контрольную точку останова в каком-либо из модулей, то она окажется неработоспособной - компилятор будет по-прежнему использовать оригинальные файлы, а не копии. Если вы захотите перенести проект в другую папку и при этом сохранить его работоспособность, вам нужно сначала с помощью опции File / Save Project As скопировать в эту папку файл проекта, а затем с помощью опции File / Save As перенести туда все связанные с проектом модули: только тогда Delphi сумеет внести необходимые коррекции в файл проекта. Но если все файлы хранятся в единственной папке, то в предложении uses не указываются маршруты доступа, и поэтому вы сможете безболезненно скопировать разом все файлы в другую папку. Настроечный файл .dsk , в котором среда сохраняет информацию о состоянии экрана в момент выхода из Delphi, также содержит полные маршруты доступа к открытым файлам. При переносе проекта этот файл копировать не следует. Разнообразим вывод сообщенийВсе богатство изобразительных возможностей Windows вовсе не исчерпывается набором свойств и методов класса TCanvas : этот класс инкапсулирует лишь наиболее популярные приемы работы с чертежными инструментами. В табл. 1 перечислены некоторые функции Windows, которые не инкапсулирует класс TCanvas и способны значительно разнообразить текстовый вывод (именно он наиболее обеднен узкими рамками TCanvas ).
Отдельные поля структуры TLogFont для функции CreateFontIndirect имеют следующий смысл: lfHeight - высота шрифта в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма); если больше 0 - определяет высоту «знакоместа» (с учетом выступающих над заглавным символом элементов в буквах Ё, Й); если меньше 0 - определяет высоту «чистого» символа, если равно 0 - высоту выбирает Windows; lfWidth - средняя ширина символа; если равно 0 - ширину устанавливает Windows; lfEscapment - угол наклона базовой линии текста в десятых долях градуса относительно горизонтального направления; положительные значения - поворот по часовой стрелки; в Windows 95/98 совпадает с lfOrientation; lfOrientation - угол наклона символов по отношению к базовой линии; в Windows NT для шрифтов True Type может отличаться от lfEscapment ; для этого следует установить режим устройства отображения равным gm_Advanced (по умолчанию устанавливается gm_Compatible ); lfWeight - плотность шрифта ( fm_DontCare=0 - плотность выбирает Windows; fm_Thin=100 - очень тонкий шрифт; fm_ExtraLight=200 - очень светлый; fm_Light=300 - светлый; fm_Normal=400 - нормальный; fm_Medium=500 - утолщенный; fm_SemiBold=600 - полужирный; fm_Bold=700 - жирный; fm_ExtraBold=800 - усиленный; fm_Heavy=900 - тяжелый); lfItalic, lfUnderline, lfStrikeOut - ненулевое значение означает соответственно наклонный, перечеркнутый и подчеркнутый шрифт; lfCharSet - набор символов ( ANSI_CharSet=0; Default_CharSet=1; Symbol_CharSet=2; ShiftJis_CharSet=128; OEM_CharSet=255 ); lfOutPrecision - точность представления шрифта; рекомендуется Out_TT_Prec (выбирает True Type и векторные шрифты, если есть несколько разновидностей одноименных шрифтов) или Out_TT_Only_Prec (только True Type); lfClipPrecision - определяет точность отсечения надписи границами области прорисовки ( Clip_Character_Precis , Clip_Embedded, Clip_Mask, Clip_TT_Always, Clip_Default_Precis - рекомендуется, Clip_LH_Angles , Clip_Stroke_Precis ); lfQuality - определяет качество прорисовки ( Default_Quality, Draft_Quality, Proof_Quality ); lfPitchAndFamily - в четырех младших разрядах указывается тип шрифта, в четырех старших - его семейство; lfFaceName - имя гарнитуры шрифта. На рис. 2 показан пример вывода наклонными шрифтами, созданными функцией CreateFontIndirect . Как реализован этот пример, показано в листинге 6. procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); var X: Integer; LF: TLogFont; Fnt: HFont; const Text = 'Лучшая в мире система программирования'; begin // Определяем параметры нового шрифта FillChar(LF, SizeOf(LF), 0); with LF do begin lfHeight := 20; lfWeight := fw_Normal; lfUnderline := 1; lfEscapement := 450; StrPCopy(lfFaceName, 'Courier New Cyr'); end; with Form1.Canvas do begin // Создаем шрифт Fnt := CreateFontIndirect(LF); // Присваиваем его дескриптор шрифту канвы Font.Handle := Fnt; // Выводим текст под углом +45 градусов TextOut(0, 300, Text); X := TextWidth(Text); DeleteObject(Fnt); // Удаляем ненужный шрифт // Изменяем параметры шрифта with LF do begin lfHeight := 90; lfEscapement := -900; lfWeight := fw_Heavy; StrPCopy(LF.lfFaceName, 'Arial Cyr'); end; Fnt := CreateFontIndirect(LF); // Создаем новый шрифт Font.Handle := Fnt; Font.Color := clRed; // Выводим с наклоном -90 градусов TextOut(X-10, 10, 'Delphi 5'); DeleteObject(Fnt); // Удаляем ненужный шрифт end; end; Параметр Format функции DrawText может содержать один или несколько флагов (табл. 2).
Если установлен флаг dt_CalcRect , функция изменяет высоту и ширину прямоугольника таким образом, чтобы вывести весь текст. Если выводится несколько строк, ширина вывода не меняется. Функция возвращает истинную высоту прямоугольника вывода. Параметр Options функции ExtTextOut может быть комбинацией следующих значений: eto_Clipped - текст будет отсекаться границами Rect; eto_Gliph_Index - блокирует обработку языковым драйвером; eto_Opaque - фон перерисовывается заново; eto_RTLReading - вывод для чтения справа налево. При выводе текста стандартными методами TCanvas всегда заново прорисовывается фон символов (цвет фона возвращает функция GetBkColor ). Если цвет фона символов отличается от фона канвы, вывод сопровождается неприятными побочными эффектами. Если в примере из листинга 6 для формы оставить стандартный цвет clFaceBtn, окно вывода будет таким, как на рис. 3. Конечно, с помощью функции SetBkColor можно установить, чтобы цвет формы совпадал с цветом канвы, однако это не всегда возможно. Для примера на рис. 4 показан экран, который традиционно создают многие программы установки Setup.exe. Фон на таком экране не остается постоянным, а плавно переходит от интенсивного синего к черному. Ясно, что установить переменный цвет функцией SetBkColor невозможно. Более того, заглавные надписи программ Setup.exe также традиционно выводятся утолщенным наклонным шрифтом Times New Roman белыми буквами с черной тенью. Реализовать подобный эффект достаточно просто. Так, нужно вообще отказаться от прорисовки фона, установив с помощью функции SetBkMode режим Transparent , и вывести надпись дважды: первый раз черным цветом, а второй - белым, сместив вторую надпись немного влево и вверх относительно первой. Листинг 7 иллюстрирует сказанное: procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); var Y: Integer; Blue: Byte; const Text = 'Фон для программы Setup.exe'; begin with Form1.Canvas do begin // Создаем фон: for Y := 0 to Form1.Height-1 do begin // Уменьшаем интенсивность цвета с ростом ординаты Y Blue := Round($FF*(Form1.Height-Y)/Form1.Height); // Формируем цвет Pen.Color := RGB(0, 0, Blue); // Чертим линию MoveTo(0, Y); LineTo(Form1.Width-1, Y); end; // for Y := 0 to Form1.Height-1 do Font.Size := 32; Font.Style := [fsBold, fsItalic, fsUnderline]; Font.Name := 'Times New Roman Cyr'; // Это обращение накладывает текст на фон: SetBkMode(Handle, Transparent); // Сначала выводим тень надписи Font.Color := clBlack; TextOut(40, 30, Text); // Теперь саму надпись Font.Color := clWhite; TextOut(36, 26, Text) end; // with Form1.Canvas do end; На рис. 4 показано окно работающей программы. Несмотря на то что DLL не имеет собственной формы, с ее помощью можно вызывать формы из связанных с библиотекой модулей. Для этого в библиотеке используется ссылка uses на связанные модули-формы и объявляются экспортируемые из DLL подпрограммы, в которых реализуется вызов соответствующих форм. В следующих примерах иллюстрируется техника включения в DLL формы и использования ее в вызывающей программе (листинги 8, 9 и 10). Листинг 8. Текст DLLlibrary DLLWithForm; uses SysUtils, Classes, DLLFormU in 'DLLFormU.pas' {DLLForm} ; {$R *.RES} exports ShowModalForm, ShowForm, FreeForm; begin end. Листинг 9. Текст формы в DLLunit DLLFormU; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons; type TDLLForm = class(TForm) BitBtn1: TBitBtn; BitBtn2: TBitBtn; procedure FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction); private { Private declarations } CallForm: THandle; //Дескриптор вызывающей формы public { Public declarations } end; Листинг 10. Текст вызывающей программыunit TestMainU; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TTestMain = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; Button3: TButton; Label1: TLabel; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); procedure Button3Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } // Следующая процедура обрабатывает сообщение WM_USER, // которое посылает форма из DLL в момент своего закрытия procedure WMUser(var Msg: TMessage); message WM_USER; end; var TestMain: TTestMain; implementation {$R *.DFM} function ShowModalForm: Integer; External 'DLLWithForm'; procedure ShowForm(Appl, Form: THandle); External 'DLLWithForm'; procedure FreeForm; External 'DLLWithForm'; procedure TTestMain.Button1Click(Sender: TObject); // Модальный вызов begin Button2.Enabled := False; label1.Caption := 'ModalResult = '+IntToStr(ShowModalForm); label1.Show; // Показываем результат вызова Button2.Enabled := True end; procedure TTestMain.Button2Click(Sender: TObject); // Немодальный вызов begin Button1.Enabled := False; Button2.Enabled := False; Button3.Enabled := True; label1.Hide; ShowForm(Application.Handle, Self.Handle); end; procedure TTestMain.Button3Click(Sender: TObject); // Закрыть форму begin FreeForm; Button1.Enabled := True; Button2.Enabled := True; Button3.Enabled := False; end; procedure TTestMain.WMUser(var Msg: TMessage); // Сообщение из формы DLL о ее закрытии begin Button3.Click end; end. Модуль формы DLLForm , помещенной в DLL, ссылается на стандартный модуль Forms и, таким образом, получает свой глобальный объект Application , который ничего «не знает» о глобальном объекте вызывающей программы. В режиме модального вызова это не имеет особого значения, поскольку модальное окно блокирует работу вызывающей программы. В режиме немодального вызова следует синхронизовать действия объектов, в противном случае минимизация главного окна, например, не приведет к минимизации окна DLL. Синхронизация достигается тем, что дескриптор объекта Application DLL заменяется соответствующим дескриптором вызывающей программы. При показе формы в немодальном режиме она может быть закрыта либо вызвавшей ее программой, либо щелчком по собственной системной кнопке Закрыть . В последнем случае она должна каким-то образом известить вызывающую программу об этом событии. Для этого используется стандартный механизм посылки Windows-сообщения. Сообщение должно иметь адрес - дескриптор окна, для которого оно предназначено. Вот почему вторым параметром обращения к функции ShowForm в DLL передается и в поле CallForm запоминается дескриптор окна вызывающей программы. Обработчик события OnClose формы проверяет это поле и, если оно определено, посылает вызвавшему окну сообщение с индексом WM_USER . В вызывающей программе предусмотрен обработчик этого сообщения, в котором реализуются необходимые действия. Печать в Delphi Объект Printer автоматически создается в случае, если в программе указана ссылка на модуль Printers. Этот объект предоставляет программисту все необходимое для того, чтобы научить приложение выводить данные на один из подключенных к компьютеру принтеров. Вывод на принтер в Windows ничем не отличается от вывода на экран: в распоряжение программиста предоставляется свойство Canvas объекта Printer, содержащее набор чертежных инструментов, и методы, свойственные классу TCanvas. Размер листа бумаги в пикселах определяют свойства Height и Width, а набор принтерных шрифтов - свойство Fonts. Существует множество способов печати текста на принтере. Прежде всего следует назвать глобальную процедуру AssignPrn (она определена в модуле Printers), позволяющую использовать принтер как текстовый файл и печатать текстовые строки с помощью процедуры WriteLn. В листинге 1 (PrintText.dpr) приведен полный текст модуля, на форме которого расположены многострочный текстовый редактор Memo1 и четыре кнопки: для выбора текстового файла и ввода его содержимого в редактор, для выбора нужного шрифта отображения/печати документа, для инициации процесса печати и для завершения работы программы. unit Unit1; interface uses type var implementation uses Printers; // Эта ссылка обязательна! {$R *.DFM} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); end. Описанный способ печати - самый примитивный: с его помощью невозможно вывести линии, разделяющие колонки или строки, трудно форматировать текст, вставлять заголовки, номера страниц и т.д. Значительно более гибкие средства обеспечивает свойство Printer.Canvas. Покажем, как с его помощью можно напечатать текст, содержащийся в редакторе Memo1 (PrintText.dpr, листинг 2): unit Unit1; interface uses type var implementation uses Printers; // Эта ссылка обязательна! {$R *.DFM} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); end. Как можно увидеть, прямое обращение к чертежным инструментам свойства Canvas требует от программиста значительно больших усилий, но зато предоставляет ему полный контроль над печатным изображением. Во многих случаях для печати документа и внесения в него элементарных средств форматирования (печать общего заголовка, заголовка на каждой странице, номеров страниц и т.п.) проще использовать специальные компоненты, расположенные на странице QReport палитры компонентов Delphi. Эти компоненты разработаны для создания отчетов по базам данных, но могут с успехом использоваться и для печати обычных документов (PrintText.dpr). Наконец, очень хороших результатов можно достичь, используя специализированные средства просмотра/печати документов, как, например, текстовый процессор MS Word. Печать изображений может показаться очень сложным делом, однако свойство Printer.Canvas содержит метод: procedure StretchDraw(const Rect: TRect; Graphic: TGraphic ); который легко справляется с этой задачей. При обращении к нему в качестве первого параметра указывается прямоугольная область, отводимая на поверхности листа для распечатки изображения, а в качестве второго - объект класса TGraphic, в котором хранится изображение, например: with Printer do Для работы с файлом динамической подкачки страниц виртуальной памяти в Windows 32 используется механизм отображения файлов в адресное пространство приложения. Соответствующие функции API доступны любому приложению и могут применяться к любому файлу (кстати, таким способом загружаются в адресное пространство процесса исполняемые файлы и DLL). В результате отображения приложение может работать с файловыми данными как с размещенными в динамической памяти. В большинстве случаев такая возможность не только повышает скорость работы с данными, но и предоставляет программисту уникальные средства обработки сразу всех записей файла. Например, он может с помощью единственного оператора проверить, входит ли заданный образец поиска в какую-либо строку текстового файла. Отображение файла осуществляется в три приема. Вначале файл создается обращением к функции: function FileCreate (FileName: String): Integer; или открывается с помощью: function FileOpen (const FileName: String; Mode: LongWord): Integer; В обеих функциях FileName - имя файла, возможно, с маршрутом доступа. Параметр Mode определяет режим доступа к файлу и может принимать одно из следующих значений: fmOpenRead - только чтение; fmOpenWrite - только запись; fmOpenReadWrite - чтение и запись. С помощью операции or эти константы можно комбинировать с одной из следующих нескольких функций, регулирующих совместный доступ к файлу: fmShareExclusive - совместный доступ запрещен; fmShareDenyWrite - другим приложениям запрещается запись; fmShareDenyRead - другим приложениям запрещается чтение; fmSchareDenyNone - совместный доступ неограничен. Обе функции возвращают дескриптор созданного (открытого) файла или 0, если операция оказалась неудачной. На втором этапе создается объект отображения в память. Для этого используется функция: function CreateFileMapping (hFile: THandle; lpFileMappingAttributes: PSecurityAttributes; flProtect, dwMaximumSizeHigh, dwMaximumSizeLow: DWord; lpName: PChar): THandle; Здесь hFile - дескриптор файла; lpFileMappingAttributes - указатель на структуру, в которой определяется, может ли создаваемый объект порождать дочерние объекты (обычно не может - NIL); flProtect - определяет тип защиты, применяемый к окну отображения файла (см. об этом ниже); dwMaximumSizeHigh, dwMaximumSizeLow - соответственно старшие и младшие 32 разряда числа, содержащего размер файла (если вы будете отображать файлы длиной до 4 Гбайт, поместите в dwMaximumSizeHigh 0, если в dwMaximumSizeLow - длину файла; а если оба параметра равны 0, то размер окна отображения равен размеру файла); lpName - имя объекта отображения или NIL. Параметр flProtect задает тип защиты, применяемый к окну просмотра файла, и может иметь одно из следующих значений: PAGE_READONLY - файл можно только читать (файл должен быть создан или открыт в режиме fmOpenRead); PAGE_READWRITE - файл можно читать и записывать в него новые данные (файл открывается в режиме fmOpenReadWrite); PAGE_WRITECOPY - файл открыт для записи и чтения, однако обновленные данные сохраняются в отдельной защищенной области памяти (отображенные файлы могут разделяться приложениями, в этом режиме каждое приложение сохраняет изменения в отдельной области памяти или участке файла подкачки); файл открывается в режиме fmOpenReadWrite или fmOpenWrite; (этот тип защиты нельзя использовать в Windows 95/98). С помощью операции or к параметру flProtect можно присоединить такие атрибуты: SEC_COMMIT - выделяет для отображения физическую память или участок файла подкачки; SEC_IMAGE - информация об атрибутах отображения берется из образа файла; SEC_NOCASHE - отображаемые данные не кэшируются и записываются непосредственно на диск; SEC_RESERVE - резервируются страницы раздела без выделения физической памяти. Функция возвращает дескриптор объекта отображения или 0, если обращение было неудачным. Наконец, на третьем этапе создается окно просмотра, то есть собственно отображение данных в адресное пространство программы. function MapViewOfFile(hFileMappingObject: THandle;dwDesiresAccess: DWord; dwFileOffsetHigh, dwFileIffsetLow, dwNumberOfBytesToMap: DWord): Pointer; Здесь hFileMappingObject - дескриптор объекта отображения; dwDesiresAccess - определяет способ доступа к данным и может иметь одно из следующих значений: FILE_MAP_WRITE - разрешает чтение и запись (при этом в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_READWRITE); FILE_MAP_READ - разрешает только чтение (в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_READONLY или PAGE_READWRITE); FILE_MAP_ALL_ACCESS - то же, что и FILE_MAP_WRITE; FILE_MAP_COPY - данные доступны для записи и чтения, однако обновленные данные сохраняются в отдельной защищенной области памяти (в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_WRITECOPY); dwFileOffsetHigh, dwFileIffsetLow - определяют соответственно старшие и младшие разряды смещения от начала файла, начиная с которого осуществляется отображение; dwNumberOfBytesToMap - определяет длину окна отображения (0 - длина равна длине файла). Функция возвращает указатель на первый байт отображенных данных или NIL, если обращение к функции оказалось безуспешным. После использования отображенных данных ресурсы окна отображения нужно освободить функцией: function UnMapViewOfFile(lpBaseAddress: Pointer): BOOL; единственный параметр обращения к которой должен содержать адрес первого отображенного байта, то есть адрес, возвращаемый функцией MapViewOfFile. Закрытие объекта отображения и самого файла осуществляется обращением к функции: function CloseHandle(hObject: THandle). В листинге 3 приводится текст модуля (FileInMemory.dpr), который создает окно, показанное на рис. 1.Проект создает дисковый файл, состоящий из 100 тыс. случайных вещественных чисел (можно выбрать другую длину файла, если изменить значение редактора Длина массива). Файл с именем test.dat создается путем отображения файла в память (кнопка Память) и традиционным способом (кнопка Файл). В обоих случаях показывается время счета. Чем больше частота процессора и объем свободной оперативной памяти, тем больше будет разница во времени. unit Unit1; interface uses type var implementation {$R *.DFM} procedure TForm1.btMemClick(Sender: TObject); procedure TForm1.btFileClick(Sender: TObject); О таймере Компонент Timer (таймер) служит для отсчета интервалов реального времени. Его свойство Interval определяет интервал временив миллисекундах , который должен пройти от включения таймера до наступления события OnTimer. Таймер включается при установке значения True в его свойство Enabled. Единожды включенный таймер все время будет возбуждать события OnTimer до тех пор, пока его свойство Enabled не примет значения False. Следует учесть, что в силу специфики реализации стандартного аппаратного таймера IBM-совместимого компьютера минимальный реально достижимый интервал отсчета времени не может быть меньше 55 мс (этот интервал называется тиком), более того, любой интервал времени, отсчитываемый с помощью таймера, всегда кратен 55 мс. Чтобы убедиться в этом, проведите эксперимент, в котором подсчитывается среднее время между двумя срабатываниями таймера (Timer.dpr):
unit Unit1; interface uses type var implementation {$R *.DFM} procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject); procedure TfmExample.Timer1Timer(Sender: TObject); procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject); end. Задано 1 ms. Получено 55 ms. в которой указывается, какое реальное время разделяет два соседних события OnTimer. Если вы установите период таймера в диапазоне от 56 до 110 мс, в строке будет указано 110 ms и т.д. (в силу дискретности обновления системных часов результаты могут несколько отличаться в ту или иную сторону). В ряде практически важных областей применения (при разработке игр, в системах реального времени для управления внешними устройствам и т.п.) интервал 55 мс может оказаться слишком велик. Современный ПК имеет мультимедийный таймер, период срабатывания которого может быть от 1 мс и выше, однако этот таймер не имеет компонентного воплощения, поэтому для доступа к нему приходится использовать функции API. Общая схема его использования такова. Сначала готовится процедура обратного вызова (call back) с заголовком: procedure TimeProc(uID, uMsg: UINT; dwUser, dw1, dw2: DWORD); stdcall; Здесь uID - идентификатор события таймера (см. об этом ниже); uMsg - не используется; dwUser - произвольное число, передаваемое процедуре в момент срабатывания таймера; dw1, dw2 - не используются. Запуск таймера реализуется функцией: function timeSetEvent(uDelay, uResolution: UINT; lpTimeProc: Pointer; dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): UINT; stdcall; external 'winmm.dll'; Здесь uDelay - необходимый период срабатывания таймера (в мс); uResolution - разрешение таймера (значение 0 означает, что события срабатывания таймера будут возникать с максимально возможной частотой; в целях снижения нагрузки на систему вы можете увеличить это значение); lpTimeProc - адрес процедуры обратного вызова; dwUser - произвольное число, которое передается процедуре обратного вызова и которым программист может распоряжаться по своему усмотрению; fuEvent - параметр, управляющий периодичностью возникновения события таймера: TIME_ONESHOT (0) - событие возникает только один раз через uDelay миллисекунд; TIME_PERIODIC (1) - события возникают периодически каждые uDelay мс. При успешном обращении функция возвращает идентификатор события таймера и 0, если обращение было ошибочным. Таймер останавливается, и связанные с ним системные ресурсы освобождаются функцией: function timeKillEvent(uID: UINT): UINT; stdcall; external 'winmm.dll'; Здесь uID - идентификатор события таймера, полученный с помощью timeSetEvent. В следующем примере (Timer.dpr) иллюстрируется использование мультимедийного таймера (листинг 5). unit Unit1; interface uses type var implementation {$R *.DFM} function timeSetEvent(uDelay, uReolution: UINT; lpTimeProc: Pointer; function timeKillEvent(uID: UINT): Integer; stdcall; external 'winmm'; // Объявление глобальных переменных procedure ProcTime(uID, msg: UINT; dwUse, dw1, dw2: DWORD); stdcall; procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject); procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject); end. Ссылки по теме
|
|