|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОНТОЛОГИЙ В ПОСТРОЕНИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХИсточник: gisap
Сергей Прийма, доцент, кандидат педагогических наук, доцент Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого, Украина В публикации выполнена попытка сформировать целостное представление о компьютерных онтологиях, процесс их разработки и потенциал при создании открытых образовательных систем взрослых. Показано, что компьютерные онтологии является эффективным средством обеспечения семантической интерпорабельности открытых образовательных систем взрослых. Ключевые слова: открытая образовательная система, программный агент, веб-сервис, агентный онтологический поход, компьютерные онтологии. In publication, an attempt was made to form a coherent picture of computer ontology, the process of developing and capacity when creating a public adult education systems. It is shown that computer ontology is an effective means of achieving semantic interoperable open adult education systems. Keywords: open educational system, software agent, web - service, agent ontological approach, computer ontology. Актуальность и постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Преодоление кризисных явлений, повсеместно возникающих в современном социуме, возможно благодаря построению системы непрерывного образования взрослых. Детерминантом становления и развития системы образования взрослых является принцип открытости, который связан с идеей и феноменом свободы, и способствует построению открытого образовательного пространства. Первоочередным заданием при создании открытого образовательного пространства, по мнению исследователя В. Тарасова, есть построение открытой, гибкой, децентрализующей образовательной системы, которая способна успешно функционировать и развиваться в сложной и плохо структурированной среде. В отличие от закрытых систем, которые мало взаимодействуют с внешней средой, открытые системы характеризуются периодическим и интенсивным обменом с внешней средой. Здесь границы между системой и окружающей средой являются достаточно размытыми и неясным. У открытой системы большие возможности и средства адаптации к изменениям в окружающей среде, в том числе путем изменения ее структуры и параметров. Другими словами, открытая образовательная система способна к саморазвитию за счет устранения старых и создания новых структур внутри себя [1]. Функциональной основой открытой образовательной системы могут стать интеллектуальные программные системы, которые базируются на использовании программных агентов и веб-сервисов. Именно программные агенты и веб-сервисы, которые будут способны сообща взаимодействовать с другими агентами и веб-сервисами для достижения цели, смогут выполнять задание пользователя, к примеру, по поиску информации или выбора оптимальных вариантов решений. Следует отметить, что использование таких интеллектуальных программных систем возможно при условии единого подхода к представлению знаний предметной отрасли, четкого семантического ее определения, когда любая информация связана с некоторым неотъемлемым от нее контекстом. Как отмечают исследователи А. Кучер, В. Сокол, Н. Лесная и А. Бочаров, в результате такого семантического описания предметной отрасли последняя будет представлена как сложная иерархическая база знаний, над которой можно будет осуществлять "интеллектуальные" операции, такие как семантический поиск и определение целостности и достоверности данных [2, с.473]. Такое описание называется онтологией. Современное представление об онтологии позволяет сделать вывод о том, что разработка онтологии будет способствовать построению так называемого Семантического Веба (Semantic Web), ведущая концепция которого заключается в переходе от документов, которые "могут быть прочитаны компьютерами" к документам, которые "могут быть понятыми компьютерами" [3, с.422]. Онтология содержания веб-страниц необходима для улучшения качества поиска в Интернет. Формальная спецификация содержания веб-документа дает возможность поисковой системе делать вывод о соответствии поискового запроса веб-документа не только на основании синтаксической информации, но и основываясь на семантике содержания данного документа [4]. Полностью соглашаемся с мнением авторов работы [3] относительно того, что онтология определяется как ключевая технология для развития Семантического Веба, которая способна сыграть критически важную роль в организации обработки знаний на базе Web [3, с.422]. Таким образом, освещение основных этапов разработки компьютерной онтологии для функционирования открытой образовательной системы видится актуальным и своевременным заданием. Анализ последних исследований и публикаций, в которых основано решение данной проблемы. Проблема проектирования и функционирования открытой образовательной системы на основе агентной онтологической модели уже стала предметом исследования педагогов, разработчиков дистанционных курсов, специалистов по информационным технологиям и искусственному интеллекту. В частности, использованию онтологической модели ученика, курса и образовательного стандарта с целью построения индивидуальной траектории обучения посвящена работа [2]. Проблема разработки онтологической модели дистанционного курса стала предметом исследования А.Данченко [5]. Применение мультиагетного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения рассматривалось в исследовании И.Келеберды, Н.Лесной, В.Репки [6]. Описание базовых концепций и архитектуры Семантического Веба как основы для функционирования открытых образовательных систем осуществлены в работе [3]. Проблема онтологии и использования их в компьютерных системах рассматривалась В.Лапшиным [4]. Детально процесс разработки онтологии в общем виде рассмотрен в работе исследователей Н.Ной и Д.МакГиннеса [7]. Однако, указанные работы, хотя и являются завершенными исследованиями отдельных аспектов применения агентного онтологического подхода, все-таки не дают целостного представления о разработке компьютерной онтологии как важной составляющей открытых образовательных систем. Таким образом, научное задание данной публикации заключается в формировании целостного представления о значении компьютерных онтологий, процессе их разработки и потенциале при построении открытых систем образования взрослых. Изложение основного материала исследования. Одним из требований к открытым системам образования взрослых является обеспечение высокого уровня интерперабельности (interoperable), что предусматривает возможность взаимодействия с разными системами в условиях создания распределенных учебных систем в Интернет. Большинство из существующих обучающих систем реализуют это требование за счет открытости интерфейса доступа к своим сервисам путем использования единой формы для обмена данными, а именно XML и объектной модели представления документов DOM (Document Object Model). Такой подход, по мнению исследователей А.Кучер, В.Сокол, Н.Лесной и В.Бочарова, позволяет разрешать проблему синтаксической интероперабельности [2, с.472]. Однако для открытых систем образования взрослых самой лишь синтаксической интероперабельности недостаточно. Объясняется это тем, что одну и ту же информацию можно синтаксически по-разному подать, и потому на данный момент накопилось значительное количество материала в разных форматах, иногда совсем несовместимых. Для обеспечения семантической интерперабельности открытых систем образования взрослых необходимо разрабатывать такой способ представления знаний, который позволил бы автоматически прорабатывать их программными агентами и веб-сервисами. Такой способ базируется на использовании агентного онтологического подхода. Рассмотрим основные положения агентного онтологического подхода к проектированию и функционированию открытых систем образования взрослых. Как отмечают исследователи Ф. Андон, И. Гришанова и В. Резниченко, программный агент - это программная сущность, которая функционирует автономно в конкретной среде, часто - вместе с другими агентами. Агенты могут быть специализированными, должны общаться с другими агентами с целью нахождения веб-сервисов, продуктов, информации или других агентов [3, c.426]. Для достижения поставленных заданий программные агенты должны иметь возможность пользоваться стандартным перечнем услуг, которые представлены в Semantic Web в качестве веб-сервисов. Веб-сервис - это программная система, которая оказывает определенную услугу и характеризуется абстрактным набором функциональных возможностей. Во многих случаях реализация запроса пользователя требует комбинирования обращений к больше чем одного веб-сервиса. Вот почему веб-сервисы должны иметь возможность поддерживать взаимодействие с другими веб-сервисами в добавление к стандартным процедурам обработки данных. Больше того, процесс представления агрегированной распределительной информации может включать у себя разбитие на набор взаимоувязанных этапов обработки данных, взаимодействия нескольких веб-сервисов, вмешательства человека в процесс обработки запросов пользователя. Для решения таких сложных распределенных задач наиболее пригодные мультиагентные технологии. Как было отмечено ранее, семантическая интерперабельности открытых образовательных систем обеспечивается за счет представления знаний в виде онтологии. Онтология, за Т.Грубером, представляет собой описание декларативных знаний в виде классов и отношениями между ними. Составление описания декларативных знаний обычно требует большой работы и определенных навыков. Для обозначения этой работы, а также ее результата, Т. Груббер ввел специальный термин "концептуализация". Описание он назвал "спецификацией". Таким образом, онтология за Т.Грубером, определяется как спецификация концептуализации [8]. По мнению исследователей Н. Ной и Д. МакГиннеса, онтология - формальное явное описание понятий предметной отрасли (классов), свойств каждого понятия, которые описывают разные свойства и атрибуты понятий (свойства, роли, слоты), ограничений, которые представляются к свойствам (фацеты). Онтология вместе с набором индивидуальных экземпляров классов образует базу знаний [7]. Отметим, что основными причинами разработки онтологии являются:
Часто онтология предметной отрасли сама по себе не является целью. Как отмечают исследователи Н. Ной и Д. МакГиннес, разработка онтологии подобна определению набора данных и их структуры для использования другими программами. Методы решения задач, предметно-независимые программные агенты используют в качестве данных онтологии и базы знаний, которые построены на базе этой онтологии. Разработка онтологии предусматривает несколько этапов:
Среди наиболее известных языков проектирование онтологии называют KIF(Knowledge Interchange Format), DAML+OIL(DARPA Agent Markup Language) и OWL(Ontology Web Language). Однако, как отмечает исследователи Ф.Андон, И.Гришанова и В. Резненко, наиболее развитым на сегодня языком представления онтологии является OWL (Web Ontology Language). Онтология, построенная на OWL, является последовательностью аксиом и фактов с добавлением ссылок на другую онтологию, которая считается включенной в онтологию. Для создания и редактирования онтологии разработан ряд специализированных сред разработки, редакторов, парсеров и средств объединения онтологии, наиболее эффективными из которых является: KAON [http://kaon.semanticweb.org/], OntoStudio [http://www.ontoprise.de/en/products/ontostudio/], Ontosaurus [http://www.isi.edu/isd/ ontosaurus.html], OpenCyc [http://www.opencyc.org/]. Среди этих инструментов для построения предметно-ориентированной онтологии выделим редактор Protege - OWL [http://protege.stanford.edu/ overview/protege - owl.html]. Редактор Protege - OWL - это гибкая, независимая от платформы среда со своими особенностями и преимуществами, которая обеспечивает наглядный и удобный в использовании графический интерфейс пользователю, реализует масштабируемость, то есть модульное наращивание системы в рамках унифицированной архитектуры. Также Protege - OWL дает возможность описывать классы с использованием новых возможностей. В частности, язык OWL (Ontology Web Language) имеет большой набор операторов и базируется на логической модели, которая позволяет давать определение понятиям так, как они описаны, поэтому сложные комплексные понятия в определениях могут быть созданы из более простых. К тому же логическая модель дает возможность использовать механизм рассуждений (Reasoner), который в свою очередь дает возможность проверить являются ли утверждения и определения в онтологии взаимно непротиворечивыми, а также распознать соответствие определений указанным понятиям. Благодаря этому механизму поддерживается правильность иерархии онтологии [9, с.71]. Описав все классы, свойства, ограничения и объекты предметной отрасли, получаем базу знаний, которые являются основой для функционирования агентных онтологических систем, способных осуществлять операции над информацией. Следует отметить, что компьютерные онтологии имеют значительный потенциал в сфере неформального и информального образования. Все эти виды образования, в том числе и образования взрослых, слабо подвержены систематизации как с точки зрения форм обучения, так и содержания. Использование компьютерных онтологий позволит взрослому обучающемуся самостоятельно построить стратегию собственного обучения, оценить объем знаний той или иной предметной области, получить необходимые компетенции, который в конечном счете будут способствовать улучшению качества жизни человека. Однако не следует исключать применения онтологий и в системе формального образования. В качестве примера предметной области для создания и использования компьютерной онтологии можно привести область знаний, которая определена мировым сообществом как Компьютинг (Computing). В Украине в сфере формального высшего образования компьютинг представлен областями знаний 0403 Системные науки и кибернетика (направления подготовки 040301 Прикладная математика, 040302 Информатика и 040303 Системный анализ), 0501 Информатика и вычислительная техника (направления подготовки 050101 Компьютерные науки, 050102 Компьютерная инженерия и 050103 Программная инженерия) и 0502 Автоматика и управление (направления подготовки 050201 Системная инженерия и 050202 Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии). Создание и использование онтологии компьютинга позволит обеспечить разработку составляющих системы отраслевых стандартов высшего образования на единой методологической основе, гармонизировать национальные отраслевые стандарты высшего образования в соответствии с мировыми аналогами, выполнять сравнение программ подготовки для выдачи "двойных" дипломов. Выводы из данного исследования и перспектива дальнейших разведок в данном направлении. Таким образом, в публикации сделанная попытка сформировать целостное представление о значении компьютерных онтологий, процессе их разработки и потенциале при построении открытых образовательных систем взрослых. В дальнейших исследованиях планируется рассмотреть практические аспекты использования онтологии в открытых образовательных системах, в частности, через разработку программных агентов и веб-сервисов. Литература:
|
|