|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Мобильные приложения должны умереть!Источник: cmsmagazine
Скотт Дженсон (Scott Jenson), креативный директор компании Frog, утверждает, что мобильные приложения должны умереть. Он объясняет, почему общая концепция "родных" приложений сдерживает развитие отрасли и почему они не годятся в качестве универсального подхода Я уже писал о том, что история разработки мобильных приложений представляет собой длительный, болезненный процесс: мы делали все как в настольных ПК, а потом с удивлением обнаруживали, что так не работает. На самом деле это характерно для прогресса в любой области, не только в технологии. Изобразительное искусство и музыка идут тем же путем - копируют, продолжают и в конце концов открывают новые формы. Отказ от старых представлений - дело небыстрое. Мобильные приложения - процветающая и во многих случаях очень прибыльная отрасль. Когда я заявляю, что мобильные приложения должны умереть - кажется, что я иду против всякой очевидности. Но все приходит и уходит, особенно в быстро меняющемся мире технологий. Смена парадигмы происходит чаще всего не потому, что старая модель всем опротивела или бесполезна - просто она не дает в полной мере воспользоваться новыми возможностями. Старая гвардия цепляется за свои привычки и гневно кричит: "Все прекрасно, вы преувеличиваете!" Лишняя головная боль Проблема с приложениями - я имею в виду "родные" приложения, которые приходится загружать на телефон - в том, что их становится слишком сложно организовать и поддерживать. Совершенно невозможно иметь по приложению на каждый магазин, в который ходишь, на каждый продукт, которым владеешь, и каждый веб-сайт, который посещаешь. Образуется постоянно растущая куча приложений, за которой приходится следить, держать ее в порядке и чистить. Нам всем приходится это делать - раз в несколько месяцев удалять старые и неиспользуемые приложения, по сути - мусор, который собирается в наших телефонах. Очень организованным людям эта работа доставляет удовольствие, но большинство людей просто не успевает следить за пестрым зверинцем приложений, и их стартовая страница телефона превращается в неуправляемую мешанину значков. Сама по себе эта проблема не обрекает приложения на вымирание, но она лишь усугубляется со временем. Что будет, если мне понадобится в два раза больше приложений? Или в пятьдесят раз? Это напоминает мне ранние дни Всемирной паутины, когда Yahoo создавал фиксированную иерархию веб-сайтов, и ее становилось все труднее поддерживать из-за взрывного роста Интернета. Подход Google позволил полностью обойти проблему - Google отказался от всякой организации и ограничился поиском. Это позволило реализовать быстрый и простой доступ буквально к миллионам страниц. Компания Google сломала сложившуюся парадигму. Золотое правило юзабилити: выигрыш > затрат (полученная ценность должна быть больше затраченных усилий) Здесь работает тонкий механизм. При обсуждении любого товара, идеи, технологии очень легко ограничиться ее ценностью, тем, что она решает какую-то проблему пользователя. Исторически сложилось так, что это был единственный вопрос, который считался достойным внимания. Однако недавно люди начали понимать, что продукт должен быть еще и хорошо сделан; пользование им не должно быть сопряжено с проблемами. Эти два основных аспекта любого товара - его ценность и проблемы, связанные с его использованием - обычно рассматриваются как две независимые переменные. Конечно, все товары должны представлять высокую ценность для потребителя, и столь же важно, чтобы товаром было как можно удобней пользоваться. Но люди обычно не понимают, что эти два параметра неразрывно связаны между собой. Важнее всего - их соотношение: все в порядке, пока полученная ценность превышает затраченные усилия. Например, ранними системами СМС-сообщений было чудовищно сложно пользоваться, но выигрыш от них - то, что они позволяли избежать дорогих телефонных разговоров с поминутной оплатой - компенсировал любые сложности. Конечно, по мере совершенствования СМС-технологий число их сторонников и пользователей значительно выросло. Но сам по себе факт того, что ценность превышает проблемы, не означает, что работа над продуктом закончена. Это значит лишь, что его можно выводить на рынок. Но то же самое уравнение объясняет другой, еще более важный аспект поведения пользователя. По мере того как трудность использования снижается, люди начинают пользоваться продуктом все чаще для решения менее ценных задач. Выигрыш по-прежнему больше затрат, но теперь выигрыш, нужный, чтобы побудить человека пользоваться продуктом, может быть совсем небольшим. Классическим примером может служить поиск в Google. Компания Google сообщила, что при снижении времени загрузки стартовой страницы Google.com на ДЕСЯТЫЕ ДОЛИ секунды использование этой страницы значительно вырастает. Пользователь не может заметить такое изменение стартовой страницы Google.com - ее загрузка стала чуть-чуть быстрее, только и всего - но люди начинают пользоваться ею чаще! Это важный пример, показывающий, что достаточно только упростить использование, никак не повышая ценность продукта - и это усиливает приток пользователей. Теперь давайте применим этот принцип к мобильным приложениям. Представьте себе, что вы входите в магазин и видите на двери плакат, гордо заявляющий, что у магазина есть свое мобильное приложение. Броситесь ли вы сразу его устанавливать? Если вы большой поклонник именно этого бренда, тогда, скорее всего, ожидаемая ценность велика, и вы готовы мириться с установкой приложения. Однако если вы первый раз в жизни слышите об этом магазине, то, скорее всего, не пошевелитесь. Затраты труда значительно превышают ожидаемую ценность. Вот к чему я клоню: если, как только вы войдете в магазин, приложение вдруг само волшебным образом материализуется у вас на телефоне - увеличит ли это шансы на то, что вы согласитесь попробовать приложение? Конечно, да, потому что проблемы, связанные с установкой, свелись к нулю. Вы попробуете это приложение, потому что вам нечего терять. Значит, нам надо понять, как сделать пробное пользование приложениями совершенно безболезненным для пользователя. Возлагая на пользователя ответственность за управление приложениями, мы, по сути, обрекаем его на проблемы. Это значит, что в результате приложения будут использоваться все реже. Это как в примере со стартовой страницей Google. Пользование приложениями становится все сложнее и неудобнее - люди понемногу начнут пользоваться ими все реже и реже. Это падение популярности, поначалу едва заметное, со временем наверняка будет усиливаться. Я понимаю, что вас мои слова, скорее всего, не впечатляют. Возможно, вы думаете: "Ну сколько приложений нужно человеку? Не может быть, чтобы все стало ТАК плохо". Но любой, кто имеет дело с технологиями, должен помнить: нет ничего постоянного. То, что кажется вполне разумным сегодня, очень быстро превратится в тесную клетку. Наверняка многие помнят, как команда разработчиков DOS не ожидала, что кому-нибудь понадобится оперативная память больше 640К... Все будет только хуже Что, скорее всего, разительно изменит наш пока еще крохотный мир приложений - это стремительно дешевеющие вычислительные мощности и коммуникации. В результате количество и разнообразие устройств, с которыми мы сталкиваемся каждый день, значительно вырастет. Вероятнее всего, мы будем ежедневно сталкиваться с сотнями, если не тысячами, устройств, каждое из которых будет предлагать нам какой-то вид взаимодействия. Я мог бы еще многое написать в духе "зомби-апокалипсиса", но стоимость интеллектуальных устройств на самом деле стремительно падает (в некоторых случаях - до нуля). Вот несколько примеров.
А компании, предоставляющие машины в почасовой прокат - такие как Zipcar - позволят мне зарегистрироваться и уехать в одной из их машин, используя лишь bluetooth-подключение моего телефона. Взаимодействие "на лету" (Just-in-time) Все это лишь мои фантазии, но они основаны на тенденциях, которые на нас уже надвигаются. Каждому из устройств, о которых я говорил, скорее всего, понадобится взаимодействие в какой-то форме - но лишь тогда, когда я к ним приближаюсь. Это концепция взаимодействия "на лету" (Just-in-time), которая дает мне интерактивность - но только тогда, когда нужно. И, что более важно, большинство этих взаимодействий - одноразовое. Я взаимодействую с устройством - например, с афишей кинофильма - в течение считанных секунд и иду дальше. Эта ситуация описывается словами "попользовался и бросил". Мне больше не нужно то, что я загружал на телефон для взаимодействия с этим устройством. Поэтому такое взаимодействие, скорее всего, будет устроено наподобие веб-страницы. Простая возможность инициировать интерактивную функциональность на почти любом устройстве способом, не включающим в себя установку программного обеспечения. Интернет идеально соответствует концепции "попользовался и бросил". По сути, уже лет двадцать он делает именно это. Кто-то скажет, что возможности Интернета беднее, чем у родных приложений. И это правда. Но не забывайте вот о чем: 1) стандарты совершенствуются очень быстро, и 2) взаимодействие с небольшими дешевыми устройствами будет, скорее всего, поверхностным - чтобы разобраться с автобусной остановкой, не нужно приложение такой же сложности, как World of Warcraft. Но нынешняя концепция приложений не дает мне возможности попробовать такой тип взаимодействия "на лету" и даже отбивает всякое желание пробовать. Затраты энергии на поиск, загрузку, использование, и, главное, удаление приложения - слишком велики. Причина того, что мобильные приложения должны умереть - в парадигме, которая всех нас ограничивает. Сама концепция взаимодействия "на лету" структурно невозможна, если приложения приходится устанавливать. Служба обнаружения Быстро открывать интеллектуальные устройства и быстро взаимодействовать с ними невозможно без быстрого обнаружения конкретного устройства, которое сейчас находится рядом с вами. Для взаимодействия с большим количеством устройств, мимо которых я буду проходить каждый день, мне понадобится служба, которая будет постоянно сканировать пространство с помощью bluetooth, NFC, GPS и Wi-fi моего телефона - чтобы не только обнаружить, но и ранжировать окружающие меня устройства. Я не ищу иголку в стоге сена. Я ищу иголку в куче иголок. Скорее всего, мне понадобится помощь "облачных" серверов, которые кое-что знают обо мне и ранжируют устройства соответственно. Я совершенно уверен, что такая служба обнаружения всего через несколько лет станет следующим Google. Сейчас у компаний Google, Apple и Microsoft достаточно технических средств для решения этой задачи. Этим мог бы заняться даже какой-нибудь стартап. Идея системы, которая обнаруживает и ранжирует физические устройства, окружающие человека, неизбежно должна воплотиться. А щелчок на устройстве в этом списке ближайших устройств должен просто открыть веб-страницу, которая придет либо с самого устройства, либо, что более вероятно, с централизованного сервера. Детали происходящего будет определять само устройство. Мне на самом деле все равно. Как для родных приложений сегодня существует очень мало ограничений, так же мало их должно быть и для этих интеллектуальных устройств. Цель системы - исключительно в том, чтобы опознать и предложить нужную функциональность вовремя, "на лету". Двигаться дальше Родные приложения - пережитки юрского периода компьютерной истории, локальный максимум, удерживающий нас на месте. Сочетание службы обнаружения с взаимодействием "на лету" - мощнейшая модель взаимодействия, которую "родные" приложения реализовать не могут даже приблизительно. Сегодня на рынке никто не предлагает ничего даже отдаленно похожего. Скажу начистоту, реализация этой идеи будет, скорее всего, медленной и долгой. Но если мы будем по-прежнему поклоняться разобщенным островкам "родной" функциональности, мы даже не узнаем, какую возможность потеряли. Чтобы построить то, что хочешь, нужно сначала знать, чего ты хочешь.
|
|