|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Разумные города и развитие Smarter Systems в РоссииИсточник: pcweek Александр Чубуков
На майском технологическом форуме IBM Smarter Systems Tour 2011 в Перми директор по развитию бизнеса IBM в Центральной и Восточной Европе, России и странах СНГ Томас Хольцбауэр (Thomas Holzbaur) рассказал о перспективных бизнес-направлениях компании до 2015 г., представил концепцию "разумного города", который должен основываться на интеллектуальных системах (разумные системы, Smarter Systems) и планы ее продвижения в нашей стране. По словам Томаса Хольцбауэра, глобальная стратегия корпорации на 2010-2011 гг. предусматривает инвестиции в проекты, которые сфокусированы на четырех направлениях с высоким потенциалом развития: разумная планета (Smarter Planet), растущие рынки, облачные технологии и ЦОДы нового поколения, бизнес-аналитика. Эта стратегия, как планируется, сохранится до 2015 г. Он отметил, что активное освоение новых растущих рынков связано с созданием дополнительных филиалов и офисов компании в странах, к которым отнесена и Россия. Для реализации намеченной экспансии и выбора приоритетных для инвестиций стран был создан оперативный центр в Шанхае (Китай), координирующий работу IBM в 147 странах присутствия корпорации, разделенных на восемь регионов, контролируемых операционными подразделениями. Из этих стран для избежания распыления инвестиций выбраны 20 приоритетных для IBM ведущих стран, в число которых вошли Россия, Китай, Бразилия и др. Этот выбор проводился с учетом таких показателей, как ВВП, макроэкономика, доля ИТ в национальной экономике, человеческий капитал и др. По словам Томаса Хольцбауэра, стратегическая цель подразделения Geographic Expansion IBM Control & Eastern Europe, находящегося под его руководством, - увеличение к 2015 г. доли дохода до 30% от общего бизнеса IBM. Обосновывая необходимость инвестиций в растущие рынки, он обратил внимание на то, что в развитых странах рост ВВП и увеличение инвестиций в ИТ в 2009-2015 гг. составляют в среднем соответственно 2 и 3%, в развивающихся - 5 и 8%, в то время как инвестиции в ИТ по отношению к реальному ВВП за тот же период в развитых странах составляют 2,4%, в развивающихся - 0,7%. Таким образом, в развитых странах затраты на ИТ (в% от реального ВВП) в три с лишним раза выше, чем в развивающихся, что, как считают в IBM, свидетельствует о реальном недофинансировании ИТ-отрасли в развивающихся странах. Именно поэтому фокус бизнес-стратегии компании смещается в сторону развивающихся стран. "Кроме того, - продолжил г-н Хольцбауэр, - мы учитываем, что, по прогнозу МВФ, к 2015 г. ожидается увеличение доли развивающихся стран в мировой экономике до 50%, 40% населения Земли будет жить в городах этих стран, в связи с чем возрастет их потребность в энергетике, технологиях, государственных услугах и инфраструктуре. С этими показателями связано направление создания "разумных городов", в инфраструктуре которых задействованы интеллектуальные системы. Экспансия, как полагают в IBM, предполагает открытие филиалов и офисов компании в новых городах, поиск новых клиентов и партнеров, развитие инфраструктуры (high-end аппаратные системы и программные решения, приобретения для крупных трансформационных проектов), инвестиции в обучение сотрудников, в том числе русскому языку с целью более эффективного взаимодействия с партнерами при внедрении и поддержке совместных проектов, лидерство в ключевых отраслях, создание новых рынков. Так, в нынешнем году IBM займется реализацией своих проектов в 313 городах 69 стран, планируется провести экспансию в 222 города, открыть 95 новых филиалов: к 2015 г. их общее число должно достичь 360. Рост доходов IBM в 2010 г. по странам БРИК составил 18%, в то время как по странам большой двадцатки - 10%. На этом фоне, по его словам, рост бизнеса IBM в России за I квартал составил 54%, и это "очень большой вклад в общий рост доходов корпорации". "Я приехал в Россию, которая является одной из ключевых стран среди растущих рынков, - заявил г-н Хольцбауэр, - с тем чтобы вместе с нашими сотрудниками представить потенциальным заказчикам, представителям государственных органов новую концепцию IBM по оснащению городов интеллектуальными системами управления транспортом, безопасностью, здравоохранением, водо- и энергоснабжением и др., т. е. всем, что делает их разумными, и вместе с тем получить информацию из первых рук". Он пояснил, что приоритетом компании по оснащению интеллектуальными системами является работа не с мегаполисами, такими как Москва, Стамбул, Каир и т. п., а с менее крупными городами так называемого второго и третьего уровней, такими как Новосибирск и Пермь. Именно в этих городах (которые становятся основой мировой экономики, поскольку растут быстрее по сравнению с крупными мегаполисами), по его мнению, очевидна наибольшая востребованность продуктов и интеллектуальных решений компании. Кроме того, число городов с населением до 500 тыс. в развивающихся странах растет ускоренными темпами. Поэтому на них IBM и делает ставку. Поскольку всякий город, в том числе и в России, имеет свои особенности и специфику, отметил г-н Хольцбауэр, к каждому из них нужен и особый подход; в то же время и любая сложная интеллектуальная система при разработке и внедрении нуждается в индивидуальном подходе: тиражирование здесь не пройдет, ведь это не коробочный продукт. Поэтому его стоимость и время реализации могут быть определены только на стадии проведения детальных исследований самого объекта, изучения требований и т. п. По его мнению, "можно использовать накопленный нами опыт создания городских разумных систем в других странах мира, но непосредственно перенести решение, найденное для одного города на другой не получится". Томас Хольцбауэр продолжил: "Для нас ключевым вопросом является то, как грамотно запустить программу разумных городов в России. В Москве мы собрали команду экспертов, которые имеют опыт в решении проблем разумных городов в разных странах. Они занялись вплотную этой темой в России на различных уровнях, политическом, экономическом, региональном". Был составлен список приоритетных городов, которые могли бы проявить интерес к совместным проектам по созданию разумных городов. В их число вошли Новосибирск, Казань, Пермь, Челябинск и др. Уже сделаны первые практические шаги: так, в Челябинске сейчас реализуется интеллектуальная система мониторинга транспортных потоков на основе данных, получаемых с видеокамер, регистрирующих номера автомашин. Что касается непосредственно планов компании по инвестированию в России в этот новый бизнес, Томас Хольцбауэр не смог назвать конкретные цифры, поскольку "пока не определена форма инвестиций - они могут быть в виде человеческого потенциала, передачи знаний или в ином виде". Директор по продажам IBM в регионах России и странах СНГ Юрий Левин дополнил своего коллегу, отметив, что задача оснащения городов интеллектуальными системами, делая их разумными, становится все более актуальной по мере усиления миграции в них сельского населения, поскольку, по прогнозам МВФ, к 2050 г. более 70% населения Земли будет жить в городах, которые предоставляют более качественные условия для жизни. IBM, проанализировав эту ситуацию и опыт тысяч своих клиентов по всему миру, разработала и внедряет концепцию создания интеллектуальных систем для разумных городов - Smarter Systems for Smarter Planet. И от того, насколько эффективно будут работать такие системы, решающие самые острые проблемы города, зависит его привлекательность и качество жизни в нем. "Разумным" он становится тогда, когда в нем сосредотачиваются интеллектуальные системы, охватывающие здравоохранение, образование, транспорт, науку и образование, ЖКХ, правительство, безопасность. Юрий Левин привел несколько примеров наиболее успешных и интересных проектов разных интеллектуальных систем в крупных городах мира, реализованных корпорацией за последнее время. Накопленный в этой сфере опыт, по его мнению, может быть применен и в нашей стране. Интеллектуальная система управления транспортом, позволившая решить проблему пробок, реализована IBM в Сингапуре в сотрудничестве с властями молодого города. Система позволяет выбрать оптимальный маршрут перемещения человека по городу на основе анализа текущего состояния на дорогах города транспортных потоков и прогнозных оценок ситуации за период от 5 мин до 1 ч с выдачей пассажиру соответствующих рекомендаций, включающих оценочное время поездки, выбор парковки, ее стоимость и т. п. Одновременно была создана интегрированная единая система продажи билетов. По данным IBM, система оказалась эффективной, проблема пробок, которая не решалась увеличением числа дорог и развязок, в городе перестала существовать. В системе, позволившей решить проблему пробок в транспортной системе Стокгольма, также созданной с участием IBM, был использован (после проведения исследований) принципиально иной подход: предлагалось организовать платный въезд в центр города. В результате старый город без проведения реконструкции лишился заторов, а собранные деньги направили на развитие общественного транспорта. По заказу городских властей IBM создала интеллектуальную систему безопасности, охраны порядка и реагирования в чрезвычайных ситуациях в Нью-Йорке, который в начале нашего века считался одним из самых криминализированных городов в США. В системе применены средства видеонаблюдения, беспроводной передачи и анализа видеоданных в целях усиления борьбы с преступностью и более эффективной координации подразделений экстренного реагирования. По словам г-на Левина, система позволила не только сократить число преступлений, но и предотвращать их: Нью-Йорк превратился в один из самых безопасных мегаполисов в стране. Подобная система безопасности, позволившая резко снизить уровень преступности, реализована также в Чикаго. Теперь, например, при ограблении банка видеокамеры фиксируют автомобиль преступников, после чего его маршрут отслеживается в автоматическом режиме до остановки, где грабителей и задерживает полиция - без обычных для таких дел погони, перестрелки и сирен. В области создания интеллектуальных систем автоматизации в здравоохранении, по словам Юрия Левина, IBM также накоплен большой опыт. Один из интересных масштабных проектов, реализованных в Пекине, предусматривал создание системы, которая позволила объединить в единую сеть все медицинские учреждения города - поликлиники, больницы, департаменты здравоохранения, аптеки. Одним из преимуществ этой системы, осуществляющей сбор и анализ данных со всех этих объектов, является возможность предотвращения распространения эпидемий, путем прогноза их развития. Так, по его словам, с помощью этой системы удалось предотвратить в Пекине распространение птичьего гриппа. У IBM также накоплен опыт по созданию интеллектуальных систем управления энерго- и водоснабжением городов, административного управления, управления ИТ-инфраструктурой, закупками, обслуживанием заказчиков и подготовкой персонала, что позволит, как полагают в корпорации, государственным учреждениям сосредоточиться на качестве предоставления важнейших услуг гражданам. Что касается России, полагает Юрий Левин, то "мы на данном этапе находимся в начале большого сложного пути: встречаемся с представителями правительств городов, с мэрами, делимся с ними накопленной информацией. Требуется осознание проблемы, совместное желание решить имеющиеся в городе проблемы на интеллектуальном уровне. Решения многих проблем российских городов могут быть реализованы с использованием накопленного IBM зарубежного опыта". "Наши эксперты, - продолжает он, - работали по этим проблемам в Челябинске, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге, Перми. Как показывает практика, для всех городов актуальны одни те же проблемы". Однако наиболее острыми проблемами российских городов, требующими решения, по мнению г-на Левина, являются транспортные, безопасности, проблемы защиты окружающей среды. Юрий Левин уверяет: заказчику после реализации крупного проекта беспокоится незачем - IBM его поддержку берет на себя в рамках сервисного бизнеса, который демонстрирует высокие темпы роста.
|
|