|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
За пять лет ГЛОНАСС обновится полностьюИсточник: izvestia
Роскосмос планирует полное обновление орбитальной группировки спутников системы ГЛОНАСС в течение ближайших пяти лет. Именно такую программу запусков ведомство отправило в правительство вместе с последним вариантом проекта федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". Начиная с сегодняшнего дня до конца 2016 года на орбиту планируется отправить 26 космических аппаратов: 20 "Глонасс-М" и шесть "Глонасс-К". - Темпы вывода действующих аппаратов из строя будут примерно совпадать с темпами запуска новых спутников, - сообщил "Известиям" высокопоставленный источник в "Роскосмосе". - Поэтому в 2016 году в составе группировки планируется иметь 26 работающих спутников - 24 основных и два резервных. В этом году Роскосмос готовится к запуску шести спутников - пяти аппаратов "Глонасс-М" и одного "Глонасс-К". Эти старты производятся за счет действующей ФЦП ГЛОНАСС, срок действия которой истекает в конце этого года. Последующие старты предлагается финансировать из бюджета новой ФЦП, описывающей развитие навигационной системы до 2020 года. В составе спутникового флота ГЛОНАСС сегодня заняты 22 из 24 орбитальных позиций. Запустив шесть аппаратов в течение ближайших месяцев, Роскосмос сможет укомплектовать орбитальную группировку и вывести из эксплуатации четыре аппарата, срок активного существования которых завершается в этом году. В соответствии с представленным в правительство графиком запуска и ввода в строй новых спутников, до 2014 года Роскосмос не рассчитывает на создание орбитального резерва космических аппаратов - все это время у России навигационных спутников будет впритык. Если какой-то аппарат выйдет из строя раньше времени, в группировке снова образуются дыры. Проектный срок активного существования спутника "Глонасс-М" - семь лет, перспективного аппарата "Глонасс-К" - 10 лет. Но преждевременный выход из строя - обычная вещь для спутников российского производства. Особенно если речь идет об аппаратах ГЛОНАСС - изначально это система военного назначения. И покупка для нее микросхем нужного качества (категорий Space или Military) - это целая история. Чтобы приобрести комплектующие уровня Space для военной системы, нужно специальное разрешение Госдепартамента США, поскольку правами на эти схемы чаще всего владеют калифорнийские компании. За разрешениями в Госдепартамент разработчики ГЛОНАСС не обращаются: они либо изыскивают альтернативные методы покупки интересующих деталей, либо покупают что есть. Так, проверка Генпрокуратуры в начале этого года показала, что четыре спутника системы ГЛОНАСС в 2009 году отказали, потому что в них поставили тайваньскую микросхему категории Industry. Ее покупка не требовала никаких дополнительных усилий, к тому же она гарантированно была раз в 100 дешевле настоящей детали для космоса - соотношение обычно такое. На орбите микросхема быстро отказала под воздействием радиации. Помимо потерянных спутников стоимостью 802 млн рублей каждый, несколько готовых аппаратов пришлось вернуть заказчику и перебирать их заново. - Комплектующие - это проблема фундаментального свойства, - говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. - Корнями своими она уходит в самое начало космической эры, когда у нас были отвратительные комплектующие, но зато дешевые и мощные ракеты. Поэтому мы могли запускать много аппаратов, быстро менять выходящие из строя и как-то так существовать. Наши конкуренты пошли другим путем, делая долгоживущие спутники. Оказалось, что они правы - долгоживущие спутники делать выгоднее. Сейчас мы, пользуясь иностранными комплектующими, так как своим взяться неоткуда, пытаемся также делать долгоживущие спутники. Остается надеяться, что это у нас получится.
|
|