(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Техническое задание и дизайн интерфейса

Источник: i2r
Автор: Платон Днепровский, UIDesign Group

Автор: Платон Днепровский, UIDesign Group

В своей практике мы часто встречаемся с такой ситуацией: новый проект, к которому нас привлекают, уже длится некоторое время, и по нему наработаны те или иные материалы, Как правило, есть уже готовое техническое задание (ТЗ) на разработку.

Какую задачу ставит перед нами заказчик? В подавляющем большинстве случаев это - проектирование интерфейса в рамках существующего ТЗ. Техзадание, как правило, это объемный подробный документ, где, (по RUP, например) зафиксированы все бизнес-роли, сценарии (use-cases), функции системы. В большинстве случаев - информационная структура, часто прописаны форматы тех или иных данных (длина и тип полей, например). Бывает, что в том или ином объеме даже отрисованы экранные формы.

Но позвольте! Какой интерфейс я могу разработать, действуя в этих рамках? Жонглировать кнопками? Заниматься раскраской экранов? Скорее всего, полноценная работа юзабилити-специалиста выйдет за рамки ТЗ: будут предложены изменения в структуре системы, возможно - , функционале, не говоря уж об экранных формах.

Однако ТЗ - совершенно необходимая часть мало-мальски серьезного проекта. Это перевод неявных и плохоструктурированных ожиданий и "хотений" на четкий и однозначный технический язык. Такой перевод необходим для:

  • Нормального планирования и контроля работы в ходе проекта;
  • Фиксации объемов работ, а значит - сроков и стоимости (во многих проектах составление ТЗ является нулевым этапом и стоит отдельных денег);
  • Формирования контрольного списка условий, по которому заказчик принимает работу.

Ведь что хочет заказчик (не ИТ-директор со стороны заказчика, а именно бизнес-заказчик)? Решения таких-то и таких-то проблем на таких-то и таких-то условиях. Вроде: "С помощью Системы мои сотрудники должны быстро и без ошибок фиксировать все данные по договору, проводить его по жизненному циклу, и создавать ежемесячные отчеты для меня".

Это очень общее и неточное описание, и на основе этого нельзя ни спланировать, ни выполнить работу. Поэтому за дело берутся бизнес-аналитики, системные аналитики, менеджер проекта. На свет появляется ТЗ. И там уже написано: "…Система должна базироваться на такой-то архитектуре, БД - содержать столько-то записей, сущность "договор" - такие-то поля такого-то типа…". ТЗ подписывается сторонами.

Проект закончен. Система сдается. И вдруг начинаются проблемы. Заказчик начинает придираться. Причем, на взгляд разработчиков, совершенно безосновательно. Архитектура соответствует ТЗ? Соответствует! Все вот эти поля есть в системе? Есть! Формата такого? Да, именно такого! Все как в ТЗ, которое согласовано и подписано! Так в чем же дело?

А дело в том, что в процессе перевода "хотений" в ТЗ произошла подмена бизнес-задач, которые должна решать система, ее техническими характеристиками.

Налицо типичная ситуация общения на разных языках. Заказчик, думая о системе, часто представляет те бизнес-процессы, которые она будет автоматизировать, и, некие абстрактные картинки. Разработчик представляет ровно то, что сделано - реализованный функционал.

Один не понимает, что это за непонятная система, которая делает что-то отдаленно похожее на его задумки, и начинает раздражаться. Другой злится: все сделано четко по ТЗ, все функции - вот они, так какого ж ему еще надо!? Такие ситуации я наблюдал множество раз.

Игнорировать ТЗ невозможно, и желание внести в него изменения встретит резкое неприятие разработчиков: на этот документ потрачены ресурсы, и, самое главное, он (часто с боем) подписан у заказчика. Кроме того, изменения могут привести к переоценке затрат на проект, чего также никому не хочется: утверждать смету - нелегкая задача.

Как же подружить ТЗ и интерфейс?

Очень просто: разрабатывать интерфейс ДО описания технических параметров проекта в ТЗ.

Необходимо до перевода на язык технических характеристик сделать перевод на язык пользовательского интерфейса. Ведь интерфейс - это отнюдь не только красивые картинки. Это и количественные характеристики, важные и ПОНЯТНЫЕ для заказчика (скорость работы, например), это и описание поведения системы при работе с ней, и, в конце концов - визуализация, овеществление будущей системы. И представить финальный результат, имея перед собой прототип интерфейса, значительно проще, чем по ТЗ.

ТЗ, конечно, необходимо. Но часто бизнес-заказчику оно ни к чему, для него оно - филькина грамота. И теоретически оно вообще может ему не показываться.

Проектировать интерфейс до разработки ТЗ на реализацию, параллельно ему, или как часть его - прекрасный способ коммуникации и согласования ожиданий между заказчиками и разработчиками. Это избавляет от множества проблем.

Но абсолютного счастья нет. Какие минусы у данного подхода? Вот два самых явных:

  1. Увеличивается начальная стадия проекта - время до окончательной фиксации условий работ;
  2. Возрастает стоимость "нулевого" этапа - за счет внедрения процесса разработки интерфейса.

Время и деньги - одни из самых критичных параметров проекта, и, не смотря на то, что ОБЩИЕ затраты на проект ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА снижаются, необходимость сразу же платить больше и ждать дольше (первых результатов) редко вызывает положительные эмоции у заказчика.

Противопоставить этому можно следующее:

  • Во-первых, взывать к логике заказчика, и расписывать ему все прелести юзабилити вообще и данного подхода в частности. Практика показывает, что это работает отнюдь не всегда: плюсы - оно, конечно, хорошо, но и денег СРАЗУ надо давать, а польза все же не очевидна. Ситуация медленно меняется с ростом общей "юзабилити-грамотности" населения: желание взять денег за интерфейс уже редко считают попыткой "развести". И здесь хорошо работают "success stories", особенно подтвержденные количественными данными.

  • Во-вторых, нужно выпячивать те "вкусности", которые заказчик лично получит в течение проекта. Это - чёткое представление о будущей системе и ее визуализация - в виде прототипа(ов), либо отдельных шаблонов (и/или документации). А это - очень важный момент и для разработчиков в том числе. Этим мы добиваемся согласованности ожиданий от результатов проекта, и практически избавляемся от разговора на разных языках при его сдаче.

Очевидно, что все эти приемы надо применять вместе, да еще и широко улыбаться и вкусно пахнуть при этом.

Приятно, что тенденция к смещению юзабилити-работ в самое начало проекта заметна. В нашей практике есть примеры, когда интерфейс делался еще до определения подрядчика на его реализацию, и являлся ТЗ уже для разработчиков. Два-три года назад я бы даже не поверил, что такие идеальные ситуации возможны.

Резюме: в меру возможностей создавайте интерфейс на нулевых стадиях проекта. Сделайте описание пользовательского интерфейса артефактом, предваряющим техническое задание, или его частью. По крайней мере, попытайтесь доказать, что это окупится.
Помимо времени и денег экономит уйму нервов - проверено.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 21.09.2009 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
EMS SQL Management Studio for PostgreSQL (Business) + 1 Year Maintenance
Dr.Web Security Space, продление лицензии на 1 год, 1 ПК
SAP Crystal Reports XI R2 Dev 2006 INTL WIN NUL License (Version 11)
Quest Software. TOAD for SQL Server Xpert Edition
Enterprise Connectors (1 Year term)
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Компьютерный дизайн - Все графические редакторы
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
Компьютерные книги. Рецензии и отзывы
Работа в Windows и новости компании Microsoft
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100