Андрей Колесов
Нынешняя Microsoft Worldwide Partner Conference (WPC), прошедшая в разгар кризиса, имела особое значение: корпорации необходимо принимать стратегические решения о путях развития своих технологий. А главное - о том, что и как будет делать партнерская экосистема.
Один из недавно сооруженных дата-центров Microsoft в Куинси, штат Вашингтон
© Microsoft
Все сколько-нибудь крупные IT-компании работают через партнерскую сеть, но все же значимость партнеров для Microsoft значительно выше, чем для других. Именно через них Редмонд получает 95% своих доходов (для других IT-гигантов этот показатель редко достигает 60-70%). Да и роль Microsoft-сообщества в IT-отрасли более чем значительна - из 1,3 млн IT-компаний в мире половина связана теми или иными деловыми отношениями с Microsoft, в том числе 360 тыс. участвуют в глобальной Microsoft Partner Program. Так что WPC вполне можно сравнить с эдаким глобальным производственным совещанием, на котором "центр" формулирует цели и задачи - краткосрочные и стратегические - для всей экосистемы Microsoft.
В этом году WPC прошла с 13 по 16 июля в Новом Орлеане (США). Участники приехали из 115 стран мира. На мероприятии присутствовали 5500 представителей компаний-партнеров и 2200 - сотрудников Microsoft. Партнерскому сообществу был представлен, между прочим, новый вице-президент корпорации по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса и дистрибуторами - Биргер Стен, возглавлявший Microsoft в России в 2004-2008 годах.
Бизнес-модель поставщика IT должна меняться с развитием технологий. Подтверждение этого правила можно увидеть на примере разных компаний, но, наверное, лучше всего она просматривается в случае такого глобального игрока, как Microsoft. Возможности информационных технологий сегодня меняются, и корпорация должна корректировать модель работы на рынке, что очень непросто. Задача становится еще более сложной, если учесть, что эти изменения должны быть поддержаны партнерским сообществом, через которое строится весь бизнес Microsoft. То, как решается эта проблема, как раз и можно наблюдать на примере WPC последних лет.
Еще три года назад, на WPC'06, Microsoft заявила, что намерена начать масштабную трансформацию всего спектра своих продуктовых предложений в направлении широкого использования онлайновых услуг. Тогда же CEO корпорации Стив Балмер призвал партнеров готовиться к переходу от традиционной схемы поставок лицензий на ПО к использованию новой модели, которую Редмонд назвал "софт плюс сервис", S+S (редмондовский вариант модели поставок софта, которую на IT-рынке принято называть "софт-как-сервис" - Software as a Service, SaaS). Одна из основных идей S+S: отход от схемы продаж лицензий на ПО в сторону увеличения доходов от предоставляемых заказчику услуг. Технологическая основа для ее реализации - Интернет. Более того, говоря тогда о новых источниках дохода, которые сулит S+S, Стив Балмер недвусмысленно заявил, что партнерам нужно поторапливаться, чтобы не отставать от мэйнстрима (проблема, правда, в том, что и Ремдонд не может позволить себе оторваться от партнеров).
Действительно, с тех пор Microsoft стала быстро расширять список своих онлайн-сервисов. До сих пор активность корпорации в этом направлении больше известна в нашей стране на примере средств Windows Live, нацеленных, в основном, на индивидуальных пользователей. Но главная стратегическая линия Редмонда заключается в постепенном переводе в онлайн технологий для корпоративных клиентов (CRM, SharePoint, Exchange, SQL, Communications и пр.).
Логическим развитием работы в этом направлении стало объявление на Professional Developer Conference (PDC 2008) в октябре прошлого года о создании Azure Services Platform (теперь это называется Windows Azure Platform) - полноценной онлайновой платформы, реализующей концепцию "облачных вычислений". Она должна включать онлайновую версию серверной ОС Azure Windows в качестве ядра платформы и набор базовых онлайн-сервисов, состав которых должен со временем постоянно расширяться.
Но самое главное - речь идет уже не просто о реализации некой вычислительной среды нового поколения. Принципиально важным является то, что фактически Редмонд заявил о качественном изменении своего позиционирования на IT-рынке: отныне Microsoft будет сама выступать в роли хостинг-провайдера своих Azure-сервисов с помощью глобальной сети своих дата-центров.
В том, что Microsoft технически готова выступать в роли глобального хостинг-провайдера, сомнений нет. Компания в течение достаточно долгого времени отрабатывала возможности использования мощных центров обработки данных для обеспечения своего собственного глобального бизнеса и теперь намерена применить этот опыт, предоставляя хостинг-услуги внешним заказчикам. Для этого она форсированно расширяет сеть своих дата-центров. По данным Microsoft, многие ее новейшие дата-центры по площади превышают десять футбольных полей, а потребляемая мощность электроэнергии при полной загрузке оборудования составляет около 40 МВт. При этом корпорация уверяет, что у нее расход энергии на 30-50% ниже, чем для дата-центров в среднем по отрасли.
То есть речь уже идет не об изменении продуктовой линейки (это означало бы отсутствие изменений в политике Microsoft), а о трансформации бизнес-модели. А это ведет к изменению всей системы взаимоотношений корпорации с партнерским сообществом.
До недавнего времени (а именно - до PDC 2008) руководители Microsoft не раз подчеркивали, что сама корпорация не собирается зарабатывать, предоставляя услуги конечным пользователям (в том числе корпоративным), и рассматривает свой комплекс онлайн-сервисов скорее как демонстрацию принципиальных возможностей S+S личными примером ("делай как я").
Но теперь ситуация (по крайней мере, в стратегической перспективе) радикально меняется. Как ни крути, но в течение почти 30 лет ключевым стержнем, вокруг которого формировалась партнерская экосистема Microsoft, был канал поставок коробочных продуктов и лицензий на ПО. Разумеется, эта схема будет функционировать и в будущем и будет основной, в частности, для настольных систем. А вот для серверного направления (и для корпоративного сегмента в целом) акценты будут смещаться в сторону "облаков", в сторону S+S.
Возвращаясь к WPC 2009, нужно сказать, что при всем обилии тем, которые там были затронуты (в частности, Office 2010 и Windows 7), наиболее важной представляется именно коррекция взаимоотношений Редмонда с партнерской экосистемой в контексте будущего выхода Azure. Ключевым анонсом WPC 2009 стало объявление о бесплатной доступности предварительной технологической версии (community technology preview, CTP) Azure и публикация бизнес-модели (включая прейскурант на использование всего спектра сервисов) применения ее коммерческого варианта, выход которого должен состояться в середине ноября на PDC 2009.
Тут нужно подчеркнуть, что все эти сервисы и возможности будут доступны заказчикам напрямую, помимо партнерской сети Microsoft.
Казалось бы, в этой ситуации потребность в партнерских услугах просто отпадает. Но такое представление неверно. На самом деле, реальное использование Azure в корпоративных системах является само по себе не очень простой технической задачей, для решения которой потребуется участие квалифицированных IT-специалистов. Но самое главное, партнеры получают принципиально новые возможности вклиниться между Microsoft и заказчиком со своим "добавочным продуктом" (как в виде дополнительных услуг, так и за счет расширения базовой функциональности сервисов).
При этом бизнес-модель Azure предусматривает два основных варианта: когда партнер предлагает свое решение через Microsoft, и когда он предлагает свои сервисы, размещенные в Azure, напрямую клиенту. Последний вариант, заметим, предоставляет Microsoft дополнительные возможности контроля рынка ПО: Редмонд получает возможность решать, чей софт будет принят в качестве компоненты базовой поставки в составе Azure.
Именно в контексте коррекции стратегии работы с партнерами нужно рассматривать и объявление на WPC 2009 о начале реализации новой единой партнерской сети под названием Microsoft Partner Network. Правда, пока из выступлений на конференции не очень понятно, в чем будет заключаться ее новизна (кроме того, что она должна объединить все существовавшие до сих пор партнерские программы в одну систему). Однако вполне определенно сказано, что все ее участники (те самые 640 тыс. IT-компаний по всему миру) получат дополнительную скидку в 5% при использовании Azure.
Ссылки по теме