|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Покупатели легального софта: кто они?Источник: Cnews Никита Суров
В июле-августе 2008 года интернет-магазин Softkey провел исследование российского рынка программного обеспечения, затрагивающее как корпоративный сегмент, так и сектор домашних пользователей. Поскольку подобные исследования проводятся регулярно, анализ полученных результатов и их сравнение с данными прошлых лет позволяет оценить динамику развития российского рынка ПО. Так, по оценками аналитиков Softkey, за 3 года оборот рынка увеличился в 2 раза, а к концу 2008 года он составит 2,6 млрд долл. Этому способствовал целый ряд факторов. Прежде всего, ежегодно в нашей стране показатели продажи персональных компьютеров увеличивались на 10-20%. На столько же возрастало количество интернет-пользователей. В корпоративном секторе наблюдалось перераспределение ИТ-бюджетов от закупки оборудования в сторону приобретения софта - этот показатель за прошедшие три года колебался в пределах 5-10%. Параметры исследования: В процессе исследования в онлайн-режиме было опрошено около 4 тыс. жителей со всей России. Кроме того, отмечалось сокращение доли пиратства во всех сегментах рынка на 3-7% в год. Феликс Мучник, генеральный директор компании Softkey, так комментирует эти тенденции: "Если бы не осенние кризисные события на мировом и российском финансовых рынках, рынок тиражного софта увеличивался бы ежегодно если не в разы, то, как минимум, на 70-80%. Сейчас такие прогнозы делать, по крайней мере, преждевременно, но компьютеры никуда не денутся, кризис когда-нибудь кончится, и автоматизация всегда будет нужна. Так что рост все равно предстоит, хоть и отложенный на будущее". Где покупают? По данным исследования, лидером по объему продаж легального софта по-прежнему остается Москва (40%), но определенные сдвиги за последние три года налицо: в 2008 году данный показатель изменился на 6% в пользу регионов: сегодня на их долю приходится ровно половина рынка. Санкт-Петербург, как и 3 года назад, обеспечивает 8% товарооборота. Распределение по регионам Источник: Softkey, 2008
Постепенно изменяется и модель рынка - все больше покупателей делают выбор в пользу электронных версий ПО. Существует несколько причин-катализаторов этого явления. Прежде всего, в регионах появляется широкополосный доступ в интернет, и приобретать цифровой контент в электронном виде становится проще. Кроме того, потребители, наконец, привыкают совершать покупки в сети и с большим доверием относятся к копаниям, занимающимся онлайн-торговлей. Отношение пользователей к покупке лицензионного ПО Источник: Softkey, 2008 Помимо этого, пользователи оценили преимущество моментальных поставок электронных версий, производимых сразу после оплаты покупки, и сокращение издержек за счет отсутствия транспортных расходов. Кроме того, данные исследования показали, что многих корпоративных заказчиков, работающих в регионах, не устраивает поставщик ПО. Распределение организаций, использующих лицензионное ПО, по отраслям Источник: Softkey, 2008 В частности, в Екатеринбурге им не довольны 14% опрошенных. Таким образом, интернет-супермаркет может стать реальной альтернативой местным продавцам, работающим в оффлайне. Особенно роль поставок софта через интернет возросла в настоящее время, когда традиционная логистика замедляется, а иногда может и разрушиться совсем. Отечественный софтверный рынок постепенно обретает цивилизованные черты. Процент компаний, настроенных на использование легального софта, в среднем по России с 2005 по 2008 год увеличился с 47% до 63%. Не удивительно, что основными потребителями программного обеспечения являются компании, действующие в сфере ИТ. На их долю приходится 13% продаж. Любопытно то, что второе место по уровню потребления поделили торговля и производство, не связанные со сферой ИТ. Их доли составляют по 9%. Что покупают? Среди корпоративных пользователей наибольшим спросом пользуются антивирусные и офисные программы (89%), операционные системы (82%), программы для организации делопроизводства и бухгалтерской работы (70%). Частные пользователи в основном приобретают операционные системы (88%) и антивирусные решения(84%). Чуть меньшей популярностью пользуются категории мультимедиа и развлечения (68%), игры (57%) и утилиты и сервисное ПО(55%) В ходе опроса большинство россиян (45%) выразили готовность выделять из семейного месячного бюджета на покупки легального софта от 300 до 1000 рублей. Несмотря на то, что софт постепенно превращается в непременное условие успешного ведения бизнеса и предмет первой необходимости для организации, существует еще множество препятствий повсеместного перехода российских компаний на легальное ПО. ПО, приобретаемое организациями Источник: Softkey, 2008 Так, около трети представителей бизнеса отмечают дефицит бюджета на покупку лицензионных решений. 11% опрошенных сталкиваются в работе с нехваткой квалифицированных кадров. Еще 9% признают свою недостаточную информированность, которая мешает сделать выбор в пользу того или иного продукта. Проблемы, связанные с покупкой ПО (в зависимости от величины компьютерного парка) Источник: Softkey, 2008 Сезонных всплесков покупок на рынке пока не наблюдается. Это говорит о том, что четкого закупочного плана софта, в отличие от материальных ресурсов, у российских компаний нет. Поэтому основная часть покупок совершается стихийно, и руководители пока не стараются оптимизировать расходы в данной сфере. Частота приобретения организациями лицензионного ПО Источник: Softkey, 2008 Характерно то, что положение на рынке является отражением статистики продаж интернет-супермаркета Softkey: представители среднего и малого бизнеса составляют всего 25% от общего количества покупателей, однако они обеспечивают производителям и продавцам ПО 75% доходов. Кто покупает? О том, что рынок тиражного ПО в России оформился и перестал быть "клубом для посвященных", говорит тот факт, что среди покупателей софта становится значительно больше женщин. Если в 2005 году женщины составляли 13% клиентов, то сейчас данный показатель увеличился 29%. Данная цифра свидетельствует об изменении покупательского восприятия и открывает новые горизонты перед вендорами, которые уже готовы запустить в производство софт, рассчитанный на новый потребительский сектор. Итак, если говорить о портрете среднестатистического покупателя тиражного софта в России, то на сегодняшний день это мужчина в возрасте от 25 до 34 лет. Он занимает должность системного администратора или руководителя отдела компании и в значительной мере влияет на принятие решения в вопросе покупки софта для нужд компании. Для себя в основном приобретает легальное ПО раз в полгода, и наиболее распространенной причиной выбора в пользу легального софта является стремление к стабильной работе программы (35% пользователей указали этот фактор как определяющий). Интересно, что в последнее время тенденция смещается в сторону ежемесячного приобретения софта. Покупки, сделанные в интернет-магазине, среднестатистический покупатель в 40% случаев предпочитает оплачивать курьеру наличными при доставке. Данный факт свидетельствует о том, что эре электронных платежей в России только предстоит наступить, и для этого уже сейчас есть определенные предпосылки: по статистике Softkey, доля платежей электронными деньгами и пластиковыми картами стабильно растет. Способы оплаты ПО в интернет-магазинах Источник: Softkey, 2008 В России уже несколько лет действует ассоциация "Форум независимых разработчиков программного обеспечения" (ISDEF) - профессиональное сообщество производителей ПО. По данным исследования ассоциации, представленного на седьмой конференции ISDEF в сентябре этого года, оборот российского рынка тиражного ПО в 2007 году составил 3,7 миллиарда долларов. В соответствии с прогнозом ISDEF, в 2008 году национальный рынок ПО вырастет до 5 миллиардов долларов, а в 2009 достигнет 7 миллиардов долларов. Поэтому неудивительно, что в битву за клиентов с каждым годом вступает все больше участников. Россия пока еще отстает уровня развитых стран лет на десять: просвещенные европейцы сегодня уже бьются за то, чтобы включить широкополосный доступ в интернет в необходимый минимум услуг, предоставляемых жителям наравне с электричеством, водой, газом и доступом к телевизионному сигналу. Однако, несмотря на то, что у нас пока еще много нерешенных проблем, и интернету в России пока далеко до вхождения в потребительскую корзину, отечественный рынок легального ПО имеет большие перспективы. Ведь свое слово еще не сказали регионы, которым только предстоит впереди активизация покупок ПО. Ссылки по теме
|
|