(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Уроки Adobe Photoshop: Основные параметры растровых изображений

Источник: arttower

Файлы растровых изображений - это то, с чем любой, работающий с компьютерной графикой, встречается, без преувеличения, чаще всего. В этом уроке я расскажу о самых основных параметрах таких изображений и об общепринятой терминологии, с ними связанной.

Размеры и разрешение

Растровое изображение представляет из себя матрицу n x m "ячеек", в каждой из которых содержится информация о цвете этой "ячейки". "Ячейки" этой матрицы называют пикселями (pixel, px; "точки", dots), а числа n и m - пиксельным размером изображения.1

Поскольку сам по себе пиксельный размер ничего не говорит о физическом размере изображения (ведь пиксель - это, исходя из определения, величина абстрактная), - говорят о разрешении растрового изображения.
Разрешение - это величина, связывающая размер матрицы растрового изображения с физическим размером (в стандарте TIFF 4 секция данных в файле tiff, описывающая разрешения, даже так и называется - "Correspondence to the Physical World"). Поскольку в реальном мире расстояния измеряются в метрах, сантиметрах, миллиметрах и т.д., то разрешение - это величина отношения пиксельного размера к физическому.

D = P/I
где D - разрешение, P - пиксельный размер, I - физический размер.

В применении к компьютерной графике физические размеры измеряются в подавляющем большинстве случаев в дюймах (inches). Удобно это или нет (нам, привыкшим к миллиметрам-сантиметрам - не очень-то, а в одной из версий программы Adobe Pagemaker был даже пренеприятный баг, связанный с внутренней ошибкой округления при пересчете из внутренних единиц измерения - дюймов - в привычные нам самнтиметры-миллиметры, который приводил к появлению черных полос с одного из краев изображения), но разрешение в пикселах/см хоть и измеряются, но редко. Обычная же и общепринятая единица измерения - точки/дюйм, dot per inches (dpi).

Разрешение вместе с пиксельными размерами сохраняется во всех основных форматах растровых изображений2. Исключение составляет формат RAW. Информация о разрешении также не сохраняется в файлах JPEG, получаемых с фотокамер - впрочем, разрешение записывается в них согласно стандарту JPEG/JFIF чаще всего после первой же обработки/перезаписи3.
Значение разрешения используется программным обеспечением для работы с графикой и устройствами вывода.

Для чего нужно знать о существовании вообще этих параметров и их соотношении в частности? Вопрос уместный - нас ведь не интересует чаще всего количество символов в текстовом файле...
Однако именно этими двумя параметрами - разрешением и пиксельным размером - определяется во многом качество изображения. Чем больше информации об изображенном объекте мы имеем, тем лучшее (более точное и более поддающееся редактированию/обработке, за исключением некоторых особенных случаев), изображение в нем содержится.
При этом нужно понимать, что любая оценка качества изображения имеет смысл только по отношению к конкретной задаче - т.е. конкретным физическим размерам. Именно поэтому ни сам по себе пиксельный размер, ни само по себе разрешение ничего не говорят о том, годится наше изображение для работы или нет. Для оценки качества изображения нужно обязательно знать и иметь в виду то, каков будет его конечный физический размер. Оценка по одному пиксельному размеру может дать только сравнительную оценку двух файлов изображений, ничего не говоря об их качестве в абсолютном значении, поэтому ее практически не стоит использовать.

I = P/D
P = I * D

Т.о., зная нужный нам физический размер и разрешение, можно узнать пиксельный размер, а по пиксельному размеру и разрешению - размер физический.

Чаще всего говорят о нужном нам физическом размере и имеющемся разрешении. Именно подразумевая известные размеры, говорят о "минимальном разрешении 300 dpi" в требованиях типографии, или одинаковые физические размеры - когда говорят о "как минимум вдвое большем разрешении" при сравнении двух изображений. Когда нужно оценить пригодность изображения для использования в полиграфическом проекте - проще всего (в Photoshop) привести его разрешение в соответствие с требуемым без ресемплинга4 и посмотреть, достаточен ли будет физический размер. Конечно, использование Photoshop в качестве калькулятора - может быть, и забавно, но, тем не менее, это самый простой и быстрый способ.
В веб-дизайне и других специальных видах дизайна (PC-презентации, "обои" рабочего стола, элементы пользовательского интерфейса) пиксельный размер используется чаще всего. И в этом случае использование пиксельного размера в качестве единственного параметра чаще всего оправдано и удобно. Ибо в этом единственном случае можно принять разрешение за константу. Веб-броузер, напр., попросту игнорирует параметры разрешения в файле и выводит на экран в экранном разрешении вне зависимости от того, что записано в файле; так же поступают и наиболее распространенные просмотрщики изображений.
Однако именно "принятие разрешения за константу" (или неразличение мониторного и абстрактного пиксела применительно к компьютерной графике) - глубокая и древняя концептуальная то ли недоработка, то ли ошибка, ведущая свое начало от самых корней компьютерной графики. Приводит это безобразие к тому, что ни веб-дизайнеры, ни разработчики другой компьютерной графики понятия не имеют о физическом размере изображения на мониторе6 - что в некоторых случаях весьма печально.

Информация о цвете

Как уже говорилось, каждая "ячейка" в матрице растрового изображения хранит информацию о цвете в данной точке изображения. Информация эта может быть закодирована по-разному, и то, какую именно цветовую информацию содержит файл, определяет (вместе с размером и разрешением) его внешний вид и, соответственно, возможные применения. Можно сказать, что информация о виде кодирования цвета (описание цветовой модели ), размер и разрешение - необходимый и достаточный набор данных как устройству для вывода изображения (на монитор, на бумагу, ....), так и нам - для формальной его оценки. Вся остальная информация является дополнительной и в большинстве - даже и не обязательной.7

Все, за исключением RAW, форматы растровых изображений предусматривают кодирование информации о цвете по одной из стандартных цветовых цветовых моделей. Все пикселы одного изображения содержат информацию в одной цветовой модели. Поэтому, напр., если вся наша картинка - черно - белая, а один-единственный пиксел в ней - красный, нам придется записывать весь файл (и все пикселы в нем) в одной из моделей, предусматривающих возможность закодировать красный цвет.

B/W - Black&White, черно-белое изображение. Это случай, когда каждый пиксель изображения - или черный, или белый, и никаких градаций между ними. Употребляется чаще всего в полиграфии для передачи черно-белого рисунка или гравюры.
Grayscale - изображение "в серой шкале". Каждый пиксель - одно из значений от 0 до 255 по шкале серого. Нужно избегать путаницы с бытовым понятием "черно-белое изображение".
Paletted - он же Indexed Color- в файле изображения содержится т.н. "палитра цветов" - таблица размером от 1 до 255 "ячеек", в каждой из которых содержится закодированное в формате RGB (см. ниже) значение цвета, а в каждом пикселе - номера "ячеек" этой таблицы. Этот формат весьма компактен, но ограничение на размер таблицы сильно сужает его применение, поскольку в этом формате невозможна передача тонких цветовых оттенков при разнообразии цветов в изображении. Однако в некоторых специфических случаях (вроде монохромного или почти монохромного изображения) вполне употребим. Кроме того, GIF - формат файла, использующий эту цветовую модель - до сих пор не сдает позиции в веб-дизайне.
Есть также несколько стандартных палитр, которые (как считается) используются выводными устройстваи и ПО (броузерами в частности) одинаково и результат не будет непредсказуем: Windows Palette - стандартная палитра Windows, Web Palette - универсальная палитра для веб.
RGB - Red, Green, Blue - это наиболее распространенный формат кодирования цветовой информации. Информация о цвете представляется тремя независимыми числами от 0 до 255 (каждый из диапазонов которых называется цветовым каналом ), каждое из которых означает содержание одного из цветов "красный", "зеленый", "синий" в представляемом цвете. При этом значение 255, 255, 255 в RGB соответствует белому, а значение 0,0,0 - черному (цветовая модель аддитивна).
Считается, что этим способом можно закодировать любой цвет. Однако не следует абсолютизировать ни цветовую модель RGB, ни компьютерную графику в частности. Способность глаза как к различению оттенков, так и к восприятию диапазона яркости во много раз превосходит возможности компьютерной графики (не говоря о полиграфии), и только компенсаторные и психо-сенситивные свойства системы "глаз + мозг" позволяют нам верить в иллюзию подобия экранной / бумажной реальности реальности настоящей.
Цветовая модель RGB - это основная модель для представления цветовой информации в компьютере. Одной из причин этого является то, что основное устройство вывода - монитор - использует именно эту модель, конкретно - три "электронные пушки" (ЭЛТ) или элементы TFT-матрицы именно этих трех цветов.
В веб-дизайне (и не только) принято записывать RGB-кодировку цвета не в десятичной, привычной нам, системе, а в шестнадцатиричной. Эта система компактна и удобна, а привычка к тому, что белый - это #ffffff, а ярко-красный, напр., - #ff0000 - приходит быстро.
CMYK - полиграфическая система представления цвета. Здесь каждый пиксел содержит информацию о четырех составляющих: Cyan (Голубой), Magenta (пурпурный), "Yellow" (желтый) и Black (черный; легенды полиграфистов гласят, что буква "K" появилась в сокращении "СMYK" от слова "Контур", которым обозначают черную краску печатники - даром что "контур" по-английски вообще-то Outline или на худой конец Contour...) Здесь 255 255 255 255 означает черный, 0 0 0 0 - белый (модель субтрактивна) Это специфический формат полиграфических нужд, и иначе как в полиграфии он употребляется крайне редко. Не каждый просмотрщик изображений может этот формат правильно отображать, и очень часто мы видим результат неправильного отображения этого формата на мониторе.
При работе с этим форматом нужно понимать, что мы всегда видим на мониторе результат преобразования этого формата к мониторному, т.е. к RGB... а точность и однозначность этого преобразования - отдельная серьезная область, ставшая для многих профессией на всю жизнь.

Есть и некоторые другие специфические форматы. Так, в некоторых случаях говорят о "цветовой модели RGBA" - понимая под "A" четвертую, в дополнение к RGB, компоненту, кодирующую прозрачность изображения в данной точке ("Альфа-канал").

Иногда отдельную цветовую модель CMY - некоторый "усеченный вариант" модели CMYK, имеющий право на жизнь постольку, поскольку теоретически трех цветов достаточно для передачи всего диапазона. Правда, только теоретически - практически, с учетом свойств бумаги, красок и др. факторов 100 100 100 в цветовой модели CMY дает буро-темный цвет8

____________

1. Это понятие "пиксел" не следует путать с тем случаем, когда говорят о пикселах в применении к матрице пикселов LCD-монитора, количеству светящихся точек ЭЛТ-трубки или матрицы фотокамеры. Несмотря на омонимичность, это принципиально разные понятия. "Пиксел" в применении к растровым форматам файла - абстрактное понятие, информационный объект, могущий иметь любое "физическое воплощение" (подобно тому как файл остается файлом, т.е. именованным набором данных, вне зависимости от того, находится ли он на флэш-носителе, в оперативной памяти или даже в потоке), в применении же к физическим растровым устройствам - физический объект.

2 См., напр.: стандарт TIFF 4, стандарт TIFF 5, BMP.

3 Форматы сжатых изображений (JPEG, FIF и др.) и компрессия в данном уроке не рассматриваются.

4 Ресемплинг (масштабирование растрового изображения) - это изменение разрешения изображения при неизменном физическом размере.

5 А вот здесь речь о физическом разрешении - а именно, о количестве светящихся пикселей матрицы монитора на дюйм его поверхности.

6 Попытка если не решить эту проблему на глубоком уровне - на уровне операционной системы, напр., - то хотя бы обойти ее применительно к веб-дизайну предпринята была еще в старых форматах CSS.

7 Строго говоря, и информация о разрешении является необязательной, поскольку поступающие, напр., с фотокамер изображения ее не содержат. Однако любая попытка вывода даже на монитор без этой информации невозможна - поэтому любая программа или запрашивает пользователя о разрешении (как это делает Photoshop при открытии RAW-файла), или ставит "от балды" в соответствии с собственными представлениями (как это делает, напр., XnView).
8 Есть и другие причины введения "дополнительного" компонента Black, но подробное рассмотрение этого вопроса не входит в тему урока.

Автором урока является Des

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 13.02.2008 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
ABBYY Lingvo x6 Многоязычная Профессиональная версия, электронный ключ
ABBYY Lingvo x6 Английская Профессиональная версия
Rational ClearQuest Floating User License
IBM RATIONAL Quality Manager Quality Professional Authorized User Single Install License + Sw Subscription & Support 12 Months
Allround Automation Direct Oracle Access Standard license
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование в AutoCAD
Компьютерный дизайн - Все графические редакторы
Мир OLAP и Business Intelligence: новости, статьи, обзоры
Все о PHP и даже больше
Новые программы для Windows
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100