|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Уроки Adobe Photoshop: Основные параметры растровых изображенийИсточник: arttower
Файлы растровых изображений - это то, с чем любой, работающий с компьютерной графикой, встречается, без преувеличения, чаще всего. В этом уроке я расскажу о самых основных параметрах таких изображений и об общепринятой терминологии, с ними связанной. Размеры и разрешение Растровое изображение представляет из себя матрицу n x m "ячеек", в каждой из которых содержится информация о цвете этой "ячейки". "Ячейки" этой матрицы называют пикселями (pixel, px; "точки", dots), а числа n и m - пиксельным размером изображения.1 Поскольку сам по себе пиксельный размер ничего не говорит о физическом размере изображения (ведь пиксель - это, исходя из определения, величина абстрактная), - говорят о разрешении растрового изображения. D = P/I В применении к компьютерной графике физические размеры измеряются в подавляющем большинстве случаев в дюймах (inches). Удобно это или нет (нам, привыкшим к миллиметрам-сантиметрам - не очень-то, а в одной из версий программы Adobe Pagemaker был даже пренеприятный баг, связанный с внутренней ошибкой округления при пересчете из внутренних единиц измерения - дюймов - в привычные нам самнтиметры-миллиметры, который приводил к появлению черных полос с одного из краев изображения), но разрешение в пикселах/см хоть и измеряются, но редко. Обычная же и общепринятая единица измерения - точки/дюйм, dot per inches (dpi). Разрешение вместе с пиксельными размерами сохраняется во всех основных форматах растровых изображений2. Исключение составляет формат RAW. Информация о разрешении также не сохраняется в файлах JPEG, получаемых с фотокамер - впрочем, разрешение записывается в них согласно стандарту JPEG/JFIF чаще всего после первой же обработки/перезаписи3. Для чего нужно знать о существовании вообще этих параметров и их соотношении в частности? Вопрос уместный - нас ведь не интересует чаще всего количество символов в текстовом файле... I = P/D Т.о., зная нужный нам физический размер и разрешение, можно узнать пиксельный размер, а по пиксельному размеру и разрешению - размер физический. Чаще всего говорят о нужном нам физическом размере и имеющемся разрешении. Именно подразумевая известные размеры, говорят о "минимальном разрешении 300 dpi" в требованиях типографии, или одинаковые физические размеры - когда говорят о "как минимум вдвое большем разрешении" при сравнении двух изображений. Когда нужно оценить пригодность изображения для использования в полиграфическом проекте - проще всего (в Photoshop) привести его разрешение в соответствие с требуемым без ресемплинга4 и посмотреть, достаточен ли будет физический размер. Конечно, использование Photoshop в качестве калькулятора - может быть, и забавно, но, тем не менее, это самый простой и быстрый способ. Информация о цвете Как уже говорилось, каждая "ячейка" в матрице растрового изображения хранит информацию о цвете в данной точке изображения. Информация эта может быть закодирована по-разному, и то, какую именно цветовую информацию содержит файл, определяет (вместе с размером и разрешением) его внешний вид и, соответственно, возможные применения. Можно сказать, что информация о виде кодирования цвета (описание цветовой модели ), размер и разрешение - необходимый и достаточный набор данных как устройству для вывода изображения (на монитор, на бумагу, ....), так и нам - для формальной его оценки. Вся остальная информация является дополнительной и в большинстве - даже и не обязательной.7 Все, за исключением RAW, форматы растровых изображений предусматривают кодирование информации о цвете по одной из стандартных цветовых цветовых моделей. Все пикселы одного изображения содержат информацию в одной цветовой модели. Поэтому, напр., если вся наша картинка - черно - белая, а один-единственный пиксел в ней - красный, нам придется записывать весь файл (и все пикселы в нем) в одной из моделей, предусматривающих возможность закодировать красный цвет. B/W - Black&White, черно-белое изображение. Это случай, когда каждый пиксель изображения - или черный, или белый, и никаких градаций между ними. Употребляется чаще всего в полиграфии для передачи черно-белого рисунка или гравюры. Есть и некоторые другие специфические форматы. Так, в некоторых случаях говорят о "цветовой модели RGBA" - понимая под "A" четвертую, в дополнение к RGB, компоненту, кодирующую прозрачность изображения в данной точке ("Альфа-канал"). Иногда отдельную цветовую модель CMY - некоторый "усеченный вариант" модели CMYK, имеющий право на жизнь постольку, поскольку теоретически трех цветов достаточно для передачи всего диапазона. Правда, только теоретически - практически, с учетом свойств бумаги, красок и др. факторов 100 100 100 в цветовой модели CMY дает буро-темный цвет8 ____________ 1. Это понятие "пиксел" не следует путать с тем случаем, когда говорят о пикселах в применении к матрице пикселов LCD-монитора, количеству светящихся точек ЭЛТ-трубки или матрицы фотокамеры. Несмотря на омонимичность, это принципиально разные понятия. "Пиксел" в применении к растровым форматам файла - абстрактное понятие, информационный объект, могущий иметь любое "физическое воплощение" (подобно тому как файл остается файлом, т.е. именованным набором данных, вне зависимости от того, находится ли он на флэш-носителе, в оперативной памяти или даже в потоке), в применении же к физическим растровым устройствам - физический объект. 2 См., напр.: стандарт TIFF 4, стандарт TIFF 5, BMP. 3 Форматы сжатых изображений (JPEG, FIF и др.) и компрессия в данном уроке не рассматриваются. 4 Ресемплинг (масштабирование растрового изображения) - это изменение разрешения изображения при неизменном физическом размере. 5 А вот здесь речь о физическом разрешении - а именно, о количестве светящихся пикселей матрицы монитора на дюйм его поверхности. 6 Попытка если не решить эту проблему на глубоком уровне - на уровне операционной системы, напр., - то хотя бы обойти ее применительно к веб-дизайну предпринята была еще в старых форматах CSS. 7 Строго говоря, и информация о разрешении является необязательной, поскольку поступающие, напр., с фотокамер изображения ее не содержат. Однако любая попытка вывода даже на монитор без этой информации невозможна - поэтому любая программа или запрашивает пользователя о разрешении (как это делает Photoshop при открытии RAW-файла), или ставит "от балды" в соответствии с собственными представлениями (как это делает, напр., XnView). Автором урока является Des Ссылки по теме
|
|