Александр Попов
"Яндекс" обнародовал данные очередного исследования "Развитие интернета в регионах России. Осень-зима 2007 года". Хотя с оценками, изложенными в рамках этого доклада, можно поспорить, в целом документ выглядит достаточно правдоподобно. Мое внимание привлекли некоторые моменты, связанные с развитием "всемирной паутины" в Сибири и на Дальнем Востоке. На них мне хотелось бы обратить внимание не только интернет-пользователей, работающих с информацией из регионов, но и столичных медиаменеджеров, непоколебимо уверенных в том, что они знают, как можно развивать собственные СМИ за Уралом.
Прежде всего данные "Яндекса" говорят о том, что в Сибири живет 12% пользователей российского интернета (3,5 млн человек). Но это не главное. Важная особенность округа - здесь зарегистрировано самое большое количество новостных сайтов в России - 23% от общего числа. По этому показателю Сибирь лидирует среди всех округов страны. О чем говорят эти данные? Мне представляется, о том, что единого информационного пространства, характерного для других, более компактных по территории и заселенности округов России (в первую очередь для Урала и Приволжья), в СФО просто не существует. Это определяется и огромной по площади территорией, лишь немного уступающей соседему Китаю. И тем, что в среднем в СФО плотность населения составляет четыре человека на квадратный километр. Поэтому каждый регион в Сибири является отдельной страной, живущей по собственным законам и очень слабо связанной даже с соседними территориями. Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Кемерово, Кызыл, Улан-Удэ - все эти региональные центры имеют собственное информационное пространство, а люди, в них живущие, слабо интересуются происходящим в соседних областях. Именно поэтому в Сибири так много новостных сайтов и совершенно отсутствует единый, всесибирский, информационный портал. Вот на Урале такой ресурс существует - «УралПолит.Ру». В Сибири - нет.
Даже больше. Все попытки создать всесибирское СМИ (причем не только в интернете) пока не увенчались успехом. Конечно, есть исключения. Например, региональное приложение к журналу "Эксперт" - издание "Эксперт-Сибирь". И все-таки большинство изданий, претендующих на статус окружных, не могут взять эту планку по-настоящему. Слишком уж регионы Сибири отличаются друг от друга, слишком велико расстояние между ними (от Новосибирска до Иркутска, к примеру, на поезде ехать почти 40 часов, а на самолете лететь два часа). Отметим, что госиздание "Российская газета", к примеру, не стало создавать общесибирскую редакцию, предпочтя разместить в ряде крупных регионов округа самостоятельные коллективы.
Еще одна интересная деталь в докладе "Яндекса" касается развития интернета в Дальневосточном федеральном округе. Здесь меньше всего пользователей (5% от всего количества, или 1,6 млн человек), меньше всего электронных СМИ (всего 4% общего объема). Зато существующие новостные сайты - самые активные в России. Среднестатистический информационный портал в ДФО публикует 14 новостей ежедневно, что в два раза превышает среднероссийский показатель. Конечно, сказывается дешевизна интернет-информации, тем более в условиях Дальнего Востока, где расстояния и плотность населения значительно отличаются даже от сибирских. Но, как мне кажется, активность дальневосточных порталов рождает исключительная оторванность округа от всей остальной страны. Оторванность не только экономическая, но и временная: когда на восточной окраине страны начинается день, в Москве он уже заканчивается. Отсюда - такой большой интерес к тому, что происходит "под ногами", а не в далеком и для большинства населения недостижимом "центре". Кому он там нужен, если большинство людей за всю свою жизнь видели ту же Москву только по телевизору?
Ссылки по теме