|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Поиск в длинном хвостеИсточник: technograd Юрий Аммосов
Российский предприниматель из Силиконовой долины создал программу, способную найти в интернете любой товар. Теперь его бизнес скорее всего купят американские конкуренты. Российский физик Сергей Бурков из той волны эмиграции, которая попала на Запад благодаря профессии. В 1980 году он окончил московский Физтех и много лет проработал в Институте Ландау, кандидат наук в области теоретической физики - в физике квазикристаллов до сих пор популярна "модель Буркова". В 1990 году перебрался в США - по научной линии. Но научную карьеру ему очень скоро затмила карьера предпринимательская: в 1993 году, еще научным сотрудником Университета Висконсина, он создал первую компанию Bilbo, а со временем и вовсе оставил науку ради своего бизнеса. Bilbo, изготавливавший игровые устройства (педали, подключаемые к компьютеру в дополнение к клавиатуре), просуществовал несколько лет, но особых успехов не добился. Следующая компания Буркова - Invincible Data Systems - занималась защитой компьютерных данных и была успешнее. Через несколько лет ее купила компания Vasco Data Security, где Бурков и проработал до 2002 года. Но предпринимательский зуд снова взял свое - и Бурков создал новый стартап. "Упорный человек", - кратко характеризует Буркова Анна Дворникова, президент "Амбара" (так называется русская деловая община Силиконовой долины; кстати, среди основателей "Амбара" значится и Бурков). В 2002 году идея, которой начал заниматься Бурков, выглядела так дико, что денег под нее никто давать не хотел. Во-первых, уже сама попытка создать новую компанию в период, который в Силиконовой долине теперь неофициально называют "ядерной зимой", была вызовом. Во-вторых, Бурков решил делать поисковую компанию нового типа на фоне непреодолимой, как казалось тогда, монополии Google. And last, but not list - у бывшего российского физика не было связей в мире венчура. Бурков начал финансирование, что называется, "из своих". Обгон по вертикали - Google, - говорит "Эксперту" Сергей Бурков, - нельзя одолеть лобовой атакой. В свое время, когда Google был еще одним из многих стартапов, он обогнал лидеров тогдашнего рынка Inktomi и Altavista, казавшихся непобедимыми. Почему? Потому что предложил на порядок лучшее качество поиска. Алгоритм PageRank был реальным прорывом. Прорывом, который пользователи интернета могли оценить лично: с первого же раза каждому было очевидно, насколько точнее Google угадывает то, что они ищут. Релевантность - так называется это свойство. Поэтому пользователи массово стали переходить на Google. Успех Google можно повторить и сейчас, но для этого необходимо придумать такой способ отбора результатов, чтобы релевантность выросла еще как минимум на порядок. По мнению Буркова, сидеть на дороге у такого паровоза, каким сейчас стал Google, не лучшая стратегия для маленького стартапа. Куда больше перспектив предоставляет так называемый вертикальный поиск - в определенной специализированной области. Бум последнего года в поисковой области связан именно с такими компаниями. "Возьмем, к примеру, поиск по людям, - говорит Бурков. - Если человек несколько лет не упоминался в интернете, для Google он делается почти невидимкой - чем сведения старее, тем они менее важны для индекса". Компания ZoomInfo специализируется на поиске информации по конкретным людям, выдавая по запросу досье из ссылок. Примерно для того же используются и "социальные сети" - Jigsaw, Spoke и Linkedin. Среди поисковиков-вертикалов очень популярен поиск по вакансиям, поскольку рынок труда давно уже превратился в неподъемный массив. Рекрутеры в поисках резюме кандидатов уже начинают обходить стороной крупные сайты - слишком много "мусора" выпадает там на каждый запрос. Хвост длиной в миллион магазинов У компании Буркова Dulance есть свой козырь. Это поиск по товарам, которые не видят поисковые машины. Крупные машины для шопинга работают по следующей схеме: они подписывают на свой сервис крупные интернет-магазины, ежедневно получают от них прайс-листы, которые и загоняют в свою базу данных. Таковы Shopping.com (куплена Ebay), Shopzilla (куплена EWScrips), MySimon (куплена Cnet), NexTag и PriceGrabber. Сюда же относится и Froogle - поисковый сервер для товаров Google. У лидера магазинного поиска - Shopzilla - около 60 тыс. магазинов, у других - по 5-6 тыс. В базах этих поисковых машин в изобилии представлены популярные товары, такие как потребительская электроника, фотокамеры или ручные компьютеры. Но искать там промышленные микроконтроллеры или наборы для сборки моделей самолетов бесполезно: ими торгуют небольшие и узкоспециализированные магазинчики и сайты, которые не записаны в поисковики. Даже "мешок цемента" через интернет подчас и то не отыщешь - неходовой товар, на любителя. Крупных интернет-магазинов в США несколько тысяч, специализированных интернет-лавочек и складов - около миллиона. Несколько лет назад главный редактор журнала Wired Крис Андерсен назвал этот невидимый массив сетевой мелочи, где содержится много того, что не найдешь в первых десяти процентах, "длинным хвостом" (термин взят из статистики). Именно с "хвостом" интернет-коммерции и работает компания Буркова. Поиск по сотням тысяч сайтов, разумеется, невозможно провести вручную. Некоторые поисковые сервисы настраивают свои движки особо под каждый сайт - назначают разделы для поиска, описывают схему страницы так, чтобы программа вытаскивала сведения оттуда, откуда нужно. С сотнями сайтов это проделать можно, с тысячами - очень сложно, с сотнями тысяч - лучше и не пытаться. Даже вычислить все эти сайты - уже непосильная задача. "Длинным хвостом" у Буркова занимается не трудовой коллектив, а искусственный интеллект. Одна программа прочесала весь североамериканский интернет, вычислив все сайты-магазины. Другая анализирует типовые страницы с товарами, вычисляя, где название товара, где описание, где цена. По этим автоматически собранным данным и работает поисковый сервис Dulance. Подобным способом пытается работать только Froogle, но она так далеко, как Dulance, в "длинный хвост" не забирается. Туда вообще никто дальше Dulance не забирается. На разработку аналитического алгоритма до первой работоспособной версии у Dulance ушло два года, зато теперь у сайта есть основания похвастаться тем, что с его помощью можно найти почти любую редкость. Конечно, признает г-н Бурков, искусственный интеллект по своей натуре не совершенен и нет-нет да и накосячит. Тем не менее общий результат не только пригоден к использованию, но даже приносит компании некоторые деньги, со временем их должно стать намного больше. "Google, - говорит Сергей Бурков, - продемонстрировал, что в платном поиске есть деньги. И деньги очень большие". (По данным Juniper Research, американский рынок платного поиска в прошлом году достиг отметки 9,4 млрд долларов.) Получить инвестиции или продаться Главный вопрос, на который ни у ее основателя, ни у наблюдателей нет ответа: в чем должна состоять дальнейшая стратегия компании. Перспектива оставаться маленькой и независимой для Dulance маловероятна. Ажиотажный спрос, как известно, порождает не только новое предложение, но еще и инфляцию. Из-за Google поисковый сектор страдает еще и от инфляции зарплат. Практически любой стоящий специалист в этой области может рассчитывать на предложения от Google, Yahoo! и Microsoft с зарплатой до 150 тыс. долларов в год. Еще год назад средняя зарплата по Долине колебалась между 80 и 100 тыс. Недавно Google купил небольшую компанию Android лишь затем, чтобы заполучить на работу ее уважаемого основателя Энди Рубина. Google может себе это позволить: компания планирует в ближайшее время продать акций еще на несколько миллиардов долларов. Основатели Google и тут пошутили: число акций (около 14,2 млн) соответствуют первым цифрам числа "пи" после запятой. Dulance такие расходы не по карману. Компания до сих пор работает в режиме, называемом в Калифорнии bootstrap - "шнурок" (термин - отсылка к варианту истории про Мюнхгаузена, где герой вытянул себя из болота за шнурки), то есть финансируется из личных средств основателя. Правда, в отличие от своих коллег по сектору Dulance пока защищен от "инфляции зарплат" благодаря русским связям Буркова. Пять из восьми сотрудников в целях экономии наняты и работают в Москве. Но вряд ли этих мер хватит надолго.
|
|