|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Векторные объекты в Corel PainterИсточник: corelpainter corelpainter
Форма - это векторный плавающий объект (контур или текст). Плавающий - значит расположенный не на самом холсте, а в отдельном слое. В предыдущей главе мы уже говорили о плавающих объектах. Векторные объекты создаются с помощью математически точных построений, и потому обладают рядом преимуществ: точностью формы, легкостью перемещения и изменения формы. Понятие формы Как вы помните, для векторных объектов характерно еще одно очень важное свойство - точность при печати в Post Script, однако это преимущество не распространяется на векторные объекты, созданные в Painter, так как при печати из Painter любое изображение растрируется. При построении форм в Painter в отличие от традиционно векторных программ, таких как Adobe Illustrator, Corel Draw, Macromedia Free hand, векторные объекты создаются не в среде Post Script, а в собственной среде. В Painter плавающие объекты разного свойства и происхождения (растровые и векторные) безболезненно сосуществуют и взаимодействуют. Формы могут создаваться из контуров. Контур может состоять из прямых отрезков и кривых Безье. Он может быть замкнутым или разомкнутым. Контур можно обвести и залить. Однако если к форме применить эффект, свойственный растровому объекту, она автоматически становится растровым плавающим объектом, называемым в Painter слоем - Layer. Формы поддерживаются форматом RIF. В других форматах формы сливаются с холстом (рабочей плоскостью). В пакете Photoshop формы превращаются в плавающие объекты, соответствующие отдельным слоям. Итак, какие же преимущества имеют плавающие объекты формы? С формами можно производить действия, которые не удается произвести с другими объектами Painter, по крайней мере, с такой скоростью и легкостью, а именно:
Далее мы рассмотрим все эффекты, применимые к формам. Создание форм Для создания форм существует несколько способов:
Painter изначально не принадлежит к числу векторных программ. По сути, векторные объекты в Painter - это попытка расширить возможности программы. Безусловно, чисто векторным пакетам в этом отношении Painter - не конкурент. Однако без особых трудностей можно импортировать векторные изображения из этих программ и редактировать их в Painter. Чтобы импортировать векторное изображение:
Инструменты создания форм Для создания форм в Painter предусмотрены следующие инструменты: - Rectangular Shape (Прямоугольная форма) - создает объекты прямоугольной и квадратной формы; - Oval Shape (Овальная форма) - создает овальные и круглые формы; - Реn (Перо) - рисует прямые линии и кривые Безье; - Quick Curve (Быстрая кривая) - свободное рисование формы; - Text (Текст) - создает текстовые формы. Создание форм с помощью Rectangular Shape и Oval Shape (прямоугольного и овального контуров) очевидно. Совершенно аналогичные процедуры осуществляются во всех графических программах, даже с помощью панели рисования Microsoft Office.
В момент отпускания кнопки мыши контур заливается основным цветом и заключается в прямоугольник, обозначающий отдельный плавающий объект. Одновременно созданная форма заносится в список плавающих объектов секции Layers палитры Objects. Если в процессе создания контура формы держать нажатой клавишу Shift, контур принимает форму квадрата или круга. При работе с инструментами Rectangular Shape или Oval Shape на панели управления Controls: Selection фиксируются координаты левого верхнего и правого нижнего углов прямоугольника (рис. 15.1). Рис. 15.1. Палитра управления Controls: Shape Object Параметры координат левого верхнего угла: Т (Верх) и L (Слева), координат правого нижнего угла - D (Низ) и R (Справа). Начало координат - левый верхний угол. По разности координат определены ширина - W и высота - Н прямоугольника. При выборе инструмента Oval Selection создание формы производится с помощью овала, вписанного в тот же прямоугольник, поэтому параметры, указанные на панели управления, остаются теми же. Реn Инструмент Реn (Перо) позволяет создавать контур формы из прямоугольных отрезков или из плавных кривых - кривых Безье. При выборе инструмента Реn панель управления заменяется на Controls: Shape Design (Проектирование форм) (рис. 15.2), на которой приведены: Рис. 15.2. Палитра управления Controls: Shape Design
При создании прямолинейных отрезков с помощью инструмента Реn (Перо) форма также заносится в список плавающих объектов секции Layers палитры Objects. Но применяя инструмент Реn, можно создавать и кривые. Для этого:
Рис. 15.3. Процесс рисования кривых с помощью инструмента Реn Суть построения контура из криволинейных отрезков, плавно переходящих один в другой, состоит в том, что в закрепленной точке угол между кривой и направляющей равен нулю. Поскольку у двух соседних отрезков одна направляющая, эти отрезки плавно переходят один в другой. В угловой точке между соседними криволинейными отрезками угол не равен нулю. Для создания угловой точки постройте первый из соседних отрезков. Следующая направляющая задается при нажатой клавише Alt. Для удаления части незавершенного контура формы установите указатель на последней активной закрепленной точке и нажмите клавишу Backspace. В результате будет удален отрезок между последней и предыдущей закрепленными точками. Последняя точка автоматически становится активной. Каждое нажатие клавиши Backspace удаляет очередную закрепленную точку и соответствующий ей отрезок. Удалив первую закрепленную точку, вы автоматически удаляете неудачный контур из списка плавающих объектов секции Layers панели Objects. Для завершения контура формы нужно совместить первую и последнюю закрепленные точки или воспользоваться следующими способами:
Для продолжения незамкнутого контура:
Quick Curve При работе инструментом Quick Curve (Быстрая кривая) контур создается от руки, также как и при работе инструментом Brush (Кисть). Проведенная линия автоматически разбивается на узловые точки и связывается отрезками кривых Безье. Особых проблем при работе с этим инструментом не возникает. Если вы закончили создание контура и хотите замкнуть его, нажмите кнопку Close на панели управления. Контур замкнется и по умолчанию будет окрашен черным цветом. Если вы хотите продолжить работу над контуром, с которого снято выделение, нажмите клавишу Ctrl, панель управления при этом заменится на панель Controls: Shapes. He отпуская клавиши, установите указатель в нужной точке контура и щелкните мышью. Контур будет выделен, а закрепленная точка активна. Text Инструмент Text используется для создания текстовых форм. Текстовые формы иногда просто незаменимы в дизайнерских или рекламных проектах. Работать с текстом несложно:
Рис. 15.4. Палитра Controls: Text Рис. 15.5. Диалоговое окно Choose Font Для перехода на новую строку, как и в любом текстовом редакторе, пользуйтесь клавишей Enter. В Painter каждая буква представляет собой отдельную форму и при вводе текста заносится в список секции Layers палитры Objects (рис. 15.6).
Рис. 15.6. Секции Layers палитры Objects со списком форм. Верхние строчки, окрашенные голубым, выделены, слева с текстом, справа - с формами ПРИМЕЧАНИЕ. Формы, как и другие объекты, нумерованы снизу вверх, то есть первые буквы опускаются вниз, последние остаются вверху списка. Это связано с тем, что, как вы уже знаете, формы являются плавающими векторными объектами, каждый последующий слой располагается над предыдущим. Для удаления ошибочной буквы пользуйтесь клавишей Backspace. Если вы обнаружили ошибку не сразу, выберите команду Undo. Удалить ошибочную форму можно, нажав кнопку Delete секции Layers палитры Objects. К текстовым формам мы вернемся позже в этой главе и рассмотрим всевозможные преобразования с формами на примере текста. Работе с текстом целиком посвящена Формы в списке плавающих объектов Любая созданная форма автоматически заносится в список плавающих объектов и нумеруется на палитре Objects ( Активная строка, как вы помните, голубого цвета, неактивная - зеленого. Возле каждой формы в списке расположен знакомый вам значок в виде глаза, который может быть как открыт, так и закрыт. Когда на значке изображен открытый глаз - объект виден, а если еще и строка голубая, то его можно редактировать. Активная форма автоматически обводится черно-желтой пунктирной рамкой, контур помечается красными точками и синей линией, соединяющей их, а на панели инструментов становится активным инструмент Layer Adjuster , управляющий плавающими объектами и формами. Если на значке изображен закрытый глаз при активной (голубой) строке, то контур формы окрашен синим и помечен красными точками построения формы, но рамки нет. При попытке начать работу с ней форма исчезает с экрана, а в списке строка становится зеленой - неактивной. Таким образом, если форма неактивна и имеет значок в виде закрытого глаза, она не видна на экране. Когда работа над формой закончена, и вы хотите защитить ее от случайных изменений, возможных при редактировании других объектов, удобно это сделать с помощью значка в виде замка . Нажатием на значок открытый замок закрывается , и форма не подлежит редактированию, хотя и будет видна на экране. Точно так же выполняется обратное действие - открытие замка. Создание формы из выделения Любое выделение можно превратить в форму. Кроме специально созданных выделений используются готовые выделения из коллекции Selection Portfolio. Painter позволяет трансформировать выделение в форму, работать с ней, как с векторным объектом, а по окончании трансформировать форму в слой, с тем, чтобы воспользоваться эффектами, свойственными только растровым объектам. Для создания формы из выделения:
Рис. 15.7. Форма, созданная из выделения и занесенная в список секции Можно приступить к редактированию контура с помощью инструментов Реn и Quick Curve. В Painter предусмотрена и обратная процедура - преобразование формы в выделение. При этом сохраняется плавающий контур, с которым можно работать, однако эффект, примененный к форме, его внутренняя часть, опускается на холст и больше не подлежит перемещению. Таким образом, при изменении размеров формы контура он может не совпасть с окраской, уже закрепленной на холсте. Кроме того, поскольку в пакете Painter не предусмотрена библиотека форм, нужные в дальнейшем формы сохраняются в библиотеке выделений. Для того чтобы сохранить форму в библиотеке выделений:
Группировка форм При работе над объектами удобно объединять их в группы. При этом все формы, входящие в группу, обрамляются одной пунктирной рамкой и участвуют в редактировании как один объект. Это позволяет избежать повторения одинаковых действий, поскольку дает возможность одновременно оперировать несколькими формами. Это особенно удобно при работе с текстом, так как в процессе набора каждый символ первоначально задается как отдельная форма. Объединив буквы. образующие слово или фразу, в группу, вы существенно упрощаете работу с текстом, если необходимо переместить его, изменить масштаб, повернуть, наклонить и т. п. Для объединения отдельных форм в группу:
Выделенные формы в списке секции будут заменены одной группой с указанием ее номера (рис. 15.8).
Рис. 15.8. Формы сгруппированы Однако объединение в группу не мешает вам редактировать каждую форму, входящую в группу, отдельно. Чтобы выбрать форму для самостоятельного редактирования ее, достаточно нажать значок в виде стрелки слева от слова Group. При этом раскрывается список входящих в группу форм. Вы можете выбрать любую и редактировать ее. Для отмены объединения в группу предназначена кнопка Ungroup. Группа при этом заменяется входившими в нее формами. Параметры форм Форму можно редактировать как с помощью инструментов редактирования, так и в диалоговом окне Set Shape Attributes (Установить параметры формы) (рис. 15.9), открываемом командой Set Shape Attributes меню Shapes. Рис. 15.9. Диалоговое окно Set Shape Attributes С помощью этого окна вы можете установить обрамление формы и его характеристики и осуществить заливку формы. Рассмотрим подробнее работу с этим диалоговым окном.
Таблица 15.1. Параметры, устанавливаемые в диалоговом окне Set Shape Attributes
Установите параметры обводки:
Перейдите в правую половину диалогового окна и установите параметры заливки:
Редактирование форм Для редактирования форм используются пять инструментов: собственно инструменты редактирования, перечисленные в табл. 15.2, и инструмент Shape Selection (Выделение формы). Таблица 15.2. Инструменты редактирования форм
Инструмент Shape Selection (Выделение Формы) - перемещает закрепленные точки и контрольные маркеры; при работе с любым редактирующим инструментом он активизируется нажатием клавиши Ctrl. Далее мы подробнее остановимся на действии этих инструментов. Выделение формы Выделить форму - это значит вывести на экран контур формы и закрепленные (контрольные) точки. Выделить форму можно несколькими способами:
Перемещение закрепленных точек Для перемещения закрепленной точки:
Активизировать только одну, нужную вам, точку можно следующим образом:
Добавление закрепленной точки Для добавления закрепленной точки к контуру:
Рис. 15.10. Добавление (слева) и удаление (справа) закрепленных точек Удаление закрепленной точки Для отмены закрепленной точки:
Замена угловой точки на точку плавного изгиба Для замены угловой точки на точку плавного изгиба или наоборот:
Рис. 15.11. Исходная форма, преобразование первой точки, вся форма изменена Разрезание формы Процедура разрезания контура - это добавление новых закрепленных точек. В момент разреза к существующей закрепленной точке добавляется еще одна. Закрепленные точки располагаются одна над другой. Чтобы разделить их, надо выбрать инструмент Shape Selection (Выделение формы). Для того чтобы разрезать форму, то есть отделить сегмент от формы:
Рис. 15.12. Форма выделена, разрезана, концы разъединены на месте разреза (справа) Если в месте разреза нет закрепленной точки, добавьте ее с помощью инструмента Add Point (Добавить точку). После этого снова щелкните мышью в следующей точке разреза. Сегмент отрезан. В списке секции Layers добавляется еще одна форма с тем же названием. Для разделения контуров выберите инструмент Shape Selection (Выделение формы). Установите указатель мыши на первой точке разреза. Нажмите кнопку мыши и сместите закрепленную точку. Учтите, что очертания контура при этом будут искажены. Чтобы разделить оба контура, не внося искажений:
Соединение конечных точек При создании форм может возникнуть ситуация, когда необходимо соединить конечные точки одного или нескольких контуров. Для этой цели в меню Shapes существует команда Join Endpoints (Соединить конечные точки). Чтобы соединить конечные точки одного или нескольких контуров:
Выделенные конечные точки соединены прямыми линиями. Преобразование форм Формы, как и другие объекты Painter, можно изменять и преобразовывать. Вы можете изменить:
Эти преобразования осуществляются с помощью инструмента Layer Adjuster (Регулировка плавающего объекта) или с помощью команд меню Effects. Эти действия полностью аналогичны действиям со слоями. Изменение размеров Изменить размер формы или нескольких форм, объединенных в группу, можно с помощью инструмента Layer Adjuster или выбрав команду Effects > Scale. Для изменения размеров формы с помощью Layer Adjuster:
Рис. 15.13. Вверху исходная группа форм, в середине - растянутая в ширину и высоту, внизу - в высоту Рис. 15.14. Исходная форма (слева) и измененные формы Для отмены выделения щелкните мышью в любом месте рабочей области вне выделенной формы. Для изменения размеров формы с помощью команд:
Рис. 15.15. Диалоговое окно Scale Selection Вращение формы Повернуть форму можно также с помощью инструмента Layer Adjuster и с помощью команд меню Effects.
Рис. 15.16. Поворот с помощью инструмента Layer Adjuster Для осуществления поворота с помощью команды:
Рис. 16.17. Диалоговое окно Rotate Selection Наклон
Рис. 15.18. Наклон формы Чтобы осуществить деформацию с помощью команды:
Рис. 15.19. Исходный вариант слева, результат деформации справа Горизонтальный и вертикальный переворот Для выполнения горизонтального или вертикального переворота:
Рис. 15.20. Результаты вертикального и горизонтального переворота ВНИМАНИЕ. Горизонтальный переворот осуществляется вокруг вертикальной оси. Напротив, вертикальный переворот осуществляется вокруг горизонтальной оси. Дупликация При дупликации происходит копирование выделенной формы. Причем копированная форма может преобразовываться, то есть могут быть изменены такие параметры формы, как положение на экране, размер и наклон. Эти параметры задаются в диалоговом окне Set Duplicate Transform (Задать преобразование при удвоении) (рис. 15.21), открываемом выбором команды Shapes > Set Duplicate Transform. Рис. 15.21. Диалоговое окно Set Duplicate Transform Чтобы задать параметры удвоения:
В табл. 15.3 приведены параметры диалогового окна и их назначение. Таблица 15.3. Состав диалогового окна Set Duplicate Transform
Дупликацию можно осуществить и с помощью комбинации клавиш. Нажмите комбинацию клавиш Ctrl+j. Многократное повторение этой операции при установленных параметрах позволяет получить любопытные эффекты (рис. 15.22). Рис. 15.22. Эффект, полученный при многократном повторении дупликации Преобразование в плавающий объект Форма имеет много общего как с выделением, так и со слоем. С выделением форму объединяет механизм создания контура. Форма подчиняется тем же преобразованиям, что и плавающий объект, и имеет тот же механизм создания слоя. Разница между ними заключается в том, что форма - это векторное изображение, а слой - растровое изображение. Форма легко преобразуется как в выделение, так и в слои. Мы уже говорили о том, что формы автоматически преобразуются в плавающие объекты (Layers), если к ним применить эффект, свойственный растровым объектам, например градацию. Но это преобразование можно осуществить и другим путем. Чтобы преобразовать форму в слой:
При применении растрового эффекта к форме, например инструментом Brush, на экране появляется запрос: Commit shape to an image layer? (Поместить форму в слой?). Если вы продолжаете работу с кистью, нажмите кнопку Commit (Поместить). Если вы планируете работу с другими формами, установите флажок Commit and do not ask again (Поместить и не спрашивать в дальнейшем). В этом случае при переходе к следующим формам все они будут преобразованы в плавающие объекты. Операции с формами Помимо преобразования форм вы можете создавать совершенно новые эффекты, которые нельзя воспроизвести с другими объектами Painter, кроме форм. Это создание сложных, переходных и усредненных форм, о которых мы расскажем далее в этой главе. Сложная форма Мы уже рассматривали форму, созданную из нескольких, в разделе о преобразовании выделения в форму и обратно. Но формы можно компоновать различными способами, например можно вкладывать одну форму в другую. Тогда получается сложная форма, состоящая из нескольких форм. В частности, это может быть буква с вырезанной замкнутой частью. Сама буква - это внешняя форма, замкнутая часть внутри буквы (например, внутри букв О, А, Р и других) - это внутренняя форма. ПРИМЕЧАНИЕ. Для создания сложных форм необходимо, чтобы одна форма полностью находилась внутри другой, то есть была чуть меньших размеров. Создадим сложную форму из библиотеки стандартных выделений. Для этого:
Рис. 15.23. Исходные формы
Рис. 15.24. Формы совмещены (слева), справа формы выделены
Рис. 15.25. Результат объединения форм: слева - выделенный, справа - без сетки и выделения Чтобы выполнить обратное действие и заменить сложную форму несколькими простыми, надо выделить сложную форму и выбрать команду Shapes > Release Compound (Разъединить). Сложная форма заменена составлявшими ее простыми формами. Переходные формы Переходные формы представляют собой постепенную трансформацию одной формы в другую. В процесс трансформации может быть вовлечено несколько форм. При этом трансформируются не только контуры, но и заливка форм. Создание трансформированной формы происходит в специальном диалоговом окне Blend (рис. 15.26), открываемом командой Shapes > Blend (Смесь). Опции и их назначение приведены в табл. 15.4. Рис. 15.26. Диалоговое окно Blend Таблица 15.4. Состав диалогового окна Blend
Для создания переходных форм:
Рис. 15.27. Исходные формы, полученные преобразованием выделений из Selection Portfolio. Обратите внимание, у левой звезды меньше лучей Рис. 15.28. Процесс создания переходных форм из 10, формы еще выделены Рис. 15.29. Результат создания переходных форм Создание усредненной формы Из двух или нескольких форм можно создать усредненную. При этом получаются эффекты, схожие с калейдоскопом. Это осуществляется с помощью диалогового окна Average (Усреднение) (рис. 15.30), открывающегося выбором команды Shape > Average Points. Рис. 15.30. Диалоговое окно Average Чтобы выполнить усреднение точек формы:
Рис. 15.31. На левом рисунке исходные формы, на правом - формы наложены друг на друга и выделены Полученный от усреднения точек результат в трех вариантах показан на рис. 15.32.
Рис. 15.32. Усреднение точек по вертикали (слева), по горизонтали (в центре), в обоих направлениях (справа) Эффект тени Помимо уже перечисленных команд меню Effect (об этом шла речь в разделе о преобразованиях форм) к формам применим эффект наложения тени. Это как раз тот самый случай, когда форма автоматически превращается в слой. Для этих целей предусмотрена команда Effects > Objects > Create Drop Shadow, открывающая диалоговое окно Drop Shadows. Предварительно вы получите запрос о том, надо ли помешать форму в слой. Для того чтобы создать эффект тени:
Рис. 15.33. Исходная форма слева, форма с наложенной тенью Ссылки по теме
|
|