|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Чем ответит Microsoft на поле делового софта?Источник: PCWeek/RE, №44/2005 Андрей Колесов
Оценивая в целом итоги развития российского софтверного рынка в уходящем году, можно уверенно сказать, что наиболее интересные события тут происходили в области ERP-решений. Их эпицентром стал сегмент средних предприятий, где как раз в последний год столкнулись интересы всех ведущих поставщиков делового софта, в том числе и очень солидных "новичков" этого рынка, таких, как SAP и Oracle, пришедших сюда со стороны крупных корпоративных заказчиков, и "1С", появившейся с фланга малого бизнеса. В сегменте средних предприятий в России работает целый ряд зарубежных и отечественных разработчиков ERP-систем (Epicor/Scala, Microsoft, "Галактика", "Парус" и др.), и в целом говорить о безусловном лидерстве здесь кого-либо из них раньше не приходилось. Тем не менее в последние годы наиболее перспективным игроком на этом поле считается Microsoft. И дело не cтолько в объемах продаж*, сколько в огромном потенциале корпорации, которая объявила в начале нынешнего столетия данное направление одной из ключевых сфер своего бизнеса. Серьезность своих намерений в этой области Microsoft еще раз подтвердила нынешней осенью, представив, в частности, обновленную стратегию развития своего делового софта Microsoft Business Solutions, который теперь будет продвигаться под торговой маркой Dymanics (см. PC Week/RE, № 34/2005, с. 1). Однако российская интрига продвижения решений MBS заключается в том, что как раз в последние год-полтора мы наблюдали пусть и незначительное, но все-таки замедление развития этого направления Microsoft в нашей стране. Косвенными свидетельствами этого являются некоторое снижение маркетинговой активности (например, участие в выставках), задержки с выводом на рынок новых продуктов и т. д. А вполне конкретное подтверждение этих догадок можно найти в отчете российского представительства корпорации об итогах 2005 финансового года, из которого видно, что, несмотря на значительный рост бизнеса Microsoft в нашей стране в целом, объемы продаж продуктов MBS остались на том же уровне, что и год назад (см. PC Week/RE, № 37/2005, с. 1). То есть, учитывая рост отечественного рынка ERP-решений, получается, что доля MBS в России снизилась. В своих комментариях сотрудники Microsoft объясняли эту ситуацию в основном организационными проблемами, связанными в том числе с интеграцией Navision в структуру корпорации, и обещали, что это положение будет выправляться уже в ближайшее время и компания представит заказчикам и партнерам четкую программу развития направления MBS/Dynamics в России. Вот на этом фоне и прошел в Москве в середине ноября Microsoft Business Forum 2005, который корпорация намерена сделать своей крупнейшей ежегодной конференцией по тематике делового ПО в нашей стране. Спонсорами нынешнего мероприятия стали десять ведущих отечественных партнеров Microsoft, представивших на стендах выставки свои решения, а слушателями и участниками - около семисот представителей заказчиков. Программа конференции была довольно насыщенной. Основная работа велась в четырех параллельных секциях, посвященных обсуждению современных тенденций развития бизнеса, проблем эффективности в различных сферах деятельности, отраслевых тенденций и задач, опыта использования современных управленческих решений. Всего было сделано около 30 докладов, представленных как партнерами Microsoft, так и конкретными заказчиками. Очень интересной была панельная дискуссия "Как правильно выбрать решение для управления бизнесом?".
Одним из центральных событий форума стало представление новой российской версии системы управления бизнесом Microsoft Navision 4.0 (правда, это произошло спустя год после выпуска ее международного варианта). В числе наиболее значительных инноваций этого решения выделены возможности комплексного анализа показателей деятельности - Business Analytics на основе OLAP-технологий. Важным элементом версии 4.0 стал также новый интерфейс системы, выполненный в стиле Microsoft Outlook. Система имеет и другие особенности, познакомиться с которыми участники мероприятия могли, посетив специально организованные лабораторные классы. Кроме того, в рамках форума была анонсирована новая версия CRM-решения - Microsoft Dynamics CRM 3.0, которая должна прийти на смену текущей версии 1.2. Выпуск этого продукта ожидается уже в декабре, причем русский вариант должен появиться одновременно с международным - это будет первый подобный прецедент для продуктов MBS. В новом CRM-приложении клиентский доступ будет выполняется через Outlook или Web-браузер. Пользователи смогут строить отчеты и просматривать данные непосредственно в MS Excel в режиме онлайн или офлайн. Будет реализована и синхронизация данных с данными на ноутбуках, а также улучшено взаимодействие с усовершенствованным клиентом для Microsoft Windows Mobile. В плане расширения общего функционала в MS CRM 3.0 появятся функции управления уровнем услуг, модуль управления маркетингом, а также средства составления отчетов и анализа. Новый мастер диагностики сможет автоматически проверять более 100 системных и сетевых параметров, что должно повысить оперативность инсталляции и обновления системы. Однако, несмотря на такую информационную насыщенность форума, мне показалось, что он все же не до конца ответил на некоторые важные вопросы стратегии развития решений MBS/Dynamics, в том числе и в конкретных условиях России. В принципе именно этой теме был посвящен ключевой доклад на пленарной сессии конференции, с которым выступил директор департамента "MBS/Россия" Евгений Воронин. Но он сделал акцент в этой презентации в первую очередь на преимущества программных продуктов Microsoft делового назначения в плане их интеграции с ПО корпорации в целом. Что же касается, "дорожной карты" MBS-решений, то она собственно участникам московской конференции так и не была представлена, а была продемонстрирована лишь журналистам на отдельной пресс-конференции. В этой связи напомним, что еще два года назад Microsoft, гарантируя обеспечение поддержи и развития унаследованных решений до 2013 г., говорила о создании нового поколения бизнес-платформы (проект Green) на основе архитектуры .NET как о магистральном пути своего развития, называя при этом 2005-2006 гг. в качестве сроков появления первых вариантов разработок на ее базе (см. PC Week/RE, № 43/2003, с. 56). Тогда же, в октябре 2003-го, на конференции PDC'2003 корпорация представила действующий прототип этой технологической платформы под названием Microsoft Business Framework и пообещала выпустить ее окончательный вариант одновременно с SQL Server 2005 и Visual Studio 2005, с которыми вся эта бизнес-система должна быть глубоко интегрирована. Более того, еще в сентябре 2003 г. Microsoft открыла партнерскую программу MBF Technology Adoption Program, открывшую для полутора десятков ведущих фирм-разработчиков ERP-решений возможность не только изучения новой платформы, но и создания собственных продуктов на ее основе (участником данной программы стала тогда, в частности, и компания Scala Business Solutions, большая часть программистов которой трудилась в то время в ее российском отделении). Все эти планы вызвали в тот момент вполне очевидную настороженную реакцию со стороны заказчиков, которым надо было решать - работать с текущими версиями MBS или ждать следующего поколения продуктов. Был непонятен и другой вопрос - будет ли Microsoft заниматься прикладными решениями сама или отдаст это на откуп независимым разработчикам, ограничившись лишь созданием технологической платформы. Все это, конечно, влияло на клиентов, делающих выбор между технологиями Microsoft и не-Microsoft, и, по-видимому, чаша весов склонялась порой не в пользу первой (судя по замедлению темпов роста бизнеса MBS в 2005 г.). Представленные же нынешней осенью планы развития MBS/Dynamics довольно радикально отличаются от обещаний двухлетней давности**. И дело тут не только в смещении сроков выпуска нового поколения бизнес-систем на два-три года по сравнению с ранее анонсированными. Довольно радикально поменялась сама суть проекта Green. Получается, что фактически Microsoft отказалась от создания новой технологической платформы и решила пойти по пути эволюционного развития существующих бизнес-решений, реализуя их поэтапную интеграцию со своим базовым ПО (SQL Server, SharePoint Server, Office), унификацию пользовательского интерфейса и набора API. Именно это планируется сделать на первом этапе реализации обновленного проекта Green, который теперь уже называется Dymanics (см. рисунок). Создание же единого ERP-решения (вместо имеющихся сегодня четырех -- помимо Navision и Axapta в арсенале Microsoft имеются также Great Plains и Solomon) на новом технологическом ядре обещано осуществить на втором этапе проекта, который начнется лишь через три года. Впрочем, появление нового клиентского приложения на базе MBF для Navision ожидается уже в 2006 г. Судя по всему, прошедший форум подвел черту под ключевыми объявлениями на российском рынке ERP-решений в текущем году. Так что позиции и технологические предложения всех его основных участников на ближайшую перспективу определены. Новый, 2006 год обещает быть еще более интересным, чем нынешний… СНОСКИ: * Данные "IDC/Россия" за последние два года говорят о лидерстве Microsoft на российском ERP-рынке для средних клиентов, но все же отрыв от конкурентов не столь велик. _____________________ ** Кстати, новые версии SQL Server и Visual Studio вышли в ноябре 2005 г., но компанию им составил не Microsoft Business Framework, а BizTalk Server. Ссылки по теме
|
|