(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Как работают "нессылочные" факторы ранжирования Яндекса - попытка анализа

Источник: habrahabr
Los_Pochtovyi

Эта статья была написана 30-го декабря минувшего года. Выдача с тех пор изменилась, однако по большому счету приведенная информация актуальна. За прошедшее время появились еще кое-какие данные, однако их, с одной стороны, слишком много для того, чтобы расширить эту статью - и слишком мало для новой с другой. Если пост вызовет интерес сообщества, вполне вероятно, что после накопления информации будет продолжение, связанное с характерными особенностями не упомянутых тут факторов.

Введение

Предупреждение. Нижеследующее не следует воспринимать как точную информацию - это только догадка, подтвержденная эмпирически.
Предупреждение 2. Возможно, эта информация - новость только в моем "болоте", но поиск по сети не дал результатов, сколько-нибудь похожих на эти выводы.

Все, более-менее имеющие отношение к интернету, знают, какой хай поднялся, когда Яндекс заявил, что отказывается от ссылочного в НГ.

С одной стороны, жить станет легче - без поискового мусора мир будет немного чище, с другой - непонятно, как это реализуют и по кому это ударит (ну, кроме копирайтеров-оптимизаторов и прочей братии, конечно, но и фиг бы с ними).

Поскольку я занимаюсь, помимо прочего, и рекламой в Сети, я начал с напряжением поглядывать на позиции сайтов моих клиентов, а заодно и конкурентов. Результаты выдачи к праздникам становились все страньше и страньше. Очевидно, нессылочные факторы потихоньку усиливались - и потому выдача по некоторым запросам стала довольно необычной.

Я попытался понять логику алгоритма и, похоже, это частично удалось. Хотя, если мои предположения верны, многих, зависящих от продаж через сеть, прямо скажем, ждут тяжелые времена.

Да и пользователям будет не легче.

Тем, кто торопится: краткое резюме есть в конце статьи.

Остальным же предлагаю полностью проследить ход мысли и поправить ошибки, которые я, возможно, допустил.

Постановка задачи

Меня заинтересовал запрос "ремонт остекления", с которым связаны услуги некоторых фирм, с которыми я сотрудничаю.

Результаты по нему через анонимный заход такие:

Надо сказать, данные вызвали удивление. Поясняю. Обратите внимание на характер сайтов в выдаче. На первые 12 мест приходится 9 штук лоджий-балконов. При "старом режиме" за данный запрос как правило дрались крупные компании, занимающиеся корпоративными заказами типа ремонта остекления фасада здания. Так уж сложилось, что запрос этот был релевантен именно для b2b, и основная процентовка пользователей, судя по практике, была именно из этой области. Для частников этот запрос был не слишком характерен. Они обычно формулировали свой запрос более четко - ведь у них был конкретный балкон, а не "остекление"

Статистика запросов в директе такова (тут от анонимности пришлось отказаться - нужен логин):

Как вы можете видеть, у большинства фигурирует просто "остекление" как объект. Впрочем, когда я вглядывался в результаты, меня посетила…

Догадка

Обратите внимание: слово "остекление" может восприниматься в русском языке двояко. С одной стороны, это слово может обозначать объект. "Остекление" на профессиональном жаргоне строителей - это остекление всего здания в совокупности. С другой стороны, словосочетание "ремонт остекления" может восприниматься как незавершенная фраза.

А ведь задача поисковика - найти то, что хочет пользователь! Большинство уточнивших запрос захотело именно балконы/лоджии. Может, именно поэтому эта тематика вылезла наверх? Возможно ли, чтобы при поиске происходило "скрытое" уточнение запроса аналогичное строке подсказки популярных запросов?

То бишь, возможен ли такой механизм: яндекс достраивает запрос "в уме" и исходя из ожиданий строит выдачу?

Следовало проверить. Для этого мне понадобился такой же "неоконченный" запрос.

Проверка

Пусть это будет "купить шампанское". Директ сообщил следующее:

Обратите внимание - запросы от конечных потребителей задают тон - разбитые по маркам, однако желающие одного и того же. Но значительная часть (хотя и не большинство!) пользователей интересуется оптом.

Что у нас в поиске? А вот что:

4 и 12 места взял опт, несмотря на то, что большинству пользователей, судя по запросам, он малоинтересен, однако число уточняющих запросов велико.

Бинго?..

Облом

Однако тут же нашелся контраргумент: запрос "ремонт механизма".

Директ:

Выдача:

Отношение диванов к авто в первой дюжине выдаче: пять к пяти.

Если подсчитать ту мебельную тематику в директе, что не влезла в скриншот, диванов будет, конечно, побольше, это останется второй по популярности тематикой, однако на соотношение один к одному это все равно не тянет!

Почему?

Уточнение гипотезы

Предположения следующие:

1) Начинают работать те факторы "юзабилити", ПФ и прочие, о которых так долго говорили большевики, то есть Яндекс. Ярко выраженная направленность на работу через сеть "мебельных" сайтов бросается в глаза. Точно так же в запросе "ядовитая железа" в Яндексе лидирует энциклопедия по WoW, а вовсе не справочники по биологии!

2) Неоднородность "автомобильных" и "технических" запросов относительно мебельных. Там все хотят диван, а тут то камаз, то руль, то передача.

3) Предположение, возможно, слишком наглое, но существует и такая вероятность, причем большая: страницы, отвечающие на "автомобильные" запросы - не обязательно коммерческие. Более того, зачастую это информационные материалы - случается, правда, что размещены они на сайтах коммерческих, но выдающих себя за информационные. В то же время выдача по мебели носит ярко выраженный коммерческий характер. Случайность? Возможно, что это действует "юзабилити" (что это значит с точки зрения Яндекса - загадка), которое у коммерческих сайтов повыше, чем у информационных. Но возможно, что и нет. Я не смог составить точного мнения по этому вопросу - пока набрана слишком малая статистика.

Дальнейшие проверки различных запросов более-менее привели теорию к единому виду. Итак…

Выводы:

1) Топ выдачи Яндекса формируется с учетом того, что искали вместе с этими словами (запросом, то бишь) ранее. Позиции и количество представленных тематик в топе выдачи коррелируют с данной характеристикой, хотя точную зависимость установить невозможно - работают и иные факторы.

2) Одним из этих факторов, возможно (?), является коммерческая/информационная направленность сайта - возможно, в пользу первой, однако информации для однозначного вывода пока недостаточно.

3) Популярность тематики кроет логику - по запросу "ядовитая железа" энциклопедия по вовке выше словарей и энциклопедий IRL-ых. Кроме того, популярность тематики важнее популярности запроса - "ядовитая железа смертеплета" запрос непопулярный, судя по директу.

4) У вышеперечисленного есть как плюсы, так и минусы с точки зрения ищущего и владельца сайта. Минусов ИМХО больше.

Плюсы:

С точки зрения владельца:
Часть аудитории, проходившая мимо из-за неточного запроса, придет к нему.

С точки зрения пользователя:
Неполный или неоднозначный запрос имеет неплохой шанс дать нужную инфу

Минусы:

С точки зрения пользователя:
При неоднозначном запросе, как, например "ремонт остекления", где "остекление" может рассматриваться и как отдельное слово и начало словосочетания, он имеет шансы получить инфу, интересную не ему, а большинству, причем весьма условному большинству, рассчитанному неверно, на основе уточняющих запросов тех, для кого это начало выражения (а настоящему большинству и уточнять в голову не придет, для них это законченная фраза!).

Для владельца сайта:
Если речь в описанном выше случае идет о низкочастотниках, за счет которых компания только и живет (как многие в сфере b2b), это может очень серьезно ударить по потоку клиентов из Инета. Получается двойная конкуренция - как с сайтами релевантной тематики, так и нерелевантной, притом на заведомо неравных условиях: войти в тройку или семерку - большая разница. При "старом режиме" этот риск компенсировался ссылочным (работало правильное словоупотребление на ссылающихся сайтах), но в его отсутствии получается настоящее вавилонское смешение, с очень малыми шансами добраться до своих пользователей.

Заключение

Убьет ли это Яндекс? Нет. Сделает ли его лучше? Тоже нет.

Я надеюсь, что изложенные в этой попытке исследования нессылочных факторов ранжирования Яндекса сведения были если и не полезны, то увлекательны (наивно, да?).

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 28.01.2014 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 10-14 Node 1 year Base License
ABBYY Lingvo x6 Многоязычная Домашняя версия, электронный ключ
SAP Crystal Reports XI R2 Dev 2006 INTL WIN NUL License (Version 11)
Quest Software. Toad for SQL Server Development Suite
erwin Data Modeler Navigator Edition r9.7 - Product plus 1 Year Enterprise Maintenance Commercial
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
CASE-технологии
OS Linux для начинающих. Новости + статьи + обзоры + ссылки
Один день системного администратора
Все о PHP и даже больше
Компьютерная библиотека: книги, статьи, полезные ссылки
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100