Как работают "нессылочные" факторы ранжирования Яндекса - попытка анализаИсточник: habrahabr Los_Pochtovyi
Эта статья была написана 30-го декабря минувшего года. Выдача с тех пор изменилась, однако по большому счету приведенная информация актуальна. За прошедшее время появились еще кое-какие данные, однако их, с одной стороны, слишком много для того, чтобы расширить эту статью - и слишком мало для новой с другой. Если пост вызовет интерес сообщества, вполне вероятно, что после накопления информации будет продолжение, связанное с характерными особенностями не упомянутых тут факторов.
ВведениеПредупреждение. Нижеследующее не следует воспринимать как точную информацию - это только догадка, подтвержденная эмпирически. Все, более-менее имеющие отношение к интернету, знают, какой хай поднялся, когда Яндекс заявил, что отказывается от ссылочного в НГ. С одной стороны, жить станет легче - без поискового мусора мир будет немного чище, с другой - непонятно, как это реализуют и по кому это ударит (ну, кроме копирайтеров-оптимизаторов и прочей братии, конечно, но и фиг бы с ними). Поскольку я занимаюсь, помимо прочего, и рекламой в Сети, я начал с напряжением поглядывать на позиции сайтов моих клиентов, а заодно и конкурентов. Результаты выдачи к праздникам становились все страньше и страньше. Очевидно, нессылочные факторы потихоньку усиливались - и потому выдача по некоторым запросам стала довольно необычной. Я попытался понять логику алгоритма и, похоже, это частично удалось. Хотя, если мои предположения верны, многих, зависящих от продаж через сеть, прямо скажем, ждут тяжелые времена. Да и пользователям будет не легче. Тем, кто торопится: краткое резюме есть в конце статьи. Остальным же предлагаю полностью проследить ход мысли и поправить ошибки, которые я, возможно, допустил. Постановка задачиМеня заинтересовал запрос "ремонт остекления", с которым связаны услуги некоторых фирм, с которыми я сотрудничаю. Результаты по нему через анонимный заход такие:
Надо сказать, данные вызвали удивление. Поясняю. Обратите внимание на характер сайтов в выдаче. На первые 12 мест приходится 9 штук лоджий-балконов. При "старом режиме" за данный запрос как правило дрались крупные компании, занимающиеся корпоративными заказами типа ремонта остекления фасада здания. Так уж сложилось, что запрос этот был релевантен именно для b2b, и основная процентовка пользователей, судя по практике, была именно из этой области. Для частников этот запрос был не слишком характерен. Они обычно формулировали свой запрос более четко - ведь у них был конкретный балкон, а не "остекление" Статистика запросов в директе такова (тут от анонимности пришлось отказаться - нужен логин):
Как вы можете видеть, у большинства фигурирует просто "остекление" как объект. Впрочем, когда я вглядывался в результаты, меня посетила…
ДогадкаОбратите внимание: слово "остекление" может восприниматься в русском языке двояко. С одной стороны, это слово может обозначать объект. "Остекление" на профессиональном жаргоне строителей - это остекление всего здания в совокупности. С другой стороны, словосочетание "ремонт остекления" может восприниматься как незавершенная фраза. А ведь задача поисковика - найти то, что хочет пользователь! Большинство уточнивших запрос захотело именно балконы/лоджии. Может, именно поэтому эта тематика вылезла наверх? Возможно ли, чтобы при поиске происходило "скрытое" уточнение запроса аналогичное строке подсказки популярных запросов? То бишь, возможен ли такой механизм: яндекс достраивает запрос "в уме" и исходя из ожиданий строит выдачу? Следовало проверить. Для этого мне понадобился такой же "неоконченный" запрос.
ПроверкаПусть это будет "купить шампанское". Директ сообщил следующее:
Обратите внимание - запросы от конечных потребителей задают тон - разбитые по маркам, однако желающие одного и того же. Но значительная часть (хотя и не большинство!) пользователей интересуется оптом. Что у нас в поиске? А вот что:
4 и 12 места взял опт, несмотря на то, что большинству пользователей, судя по запросам, он малоинтересен, однако число уточняющих запросов велико. Бинго?..
ОбломОднако тут же нашелся контраргумент: запрос "ремонт механизма". Директ:
Выдача:
Отношение диванов к авто в первой дюжине выдаче: пять к пяти. Если подсчитать ту мебельную тематику в директе, что не влезла в скриншот, диванов будет, конечно, побольше, это останется второй по популярности тематикой, однако на соотношение один к одному это все равно не тянет! Почему?
Уточнение гипотезыПредположения следующие: 1) Начинают работать те факторы "юзабилити", ПФ и прочие, о которых так долго говорили большевики, то есть Яндекс. Ярко выраженная направленность на работу через сеть "мебельных" сайтов бросается в глаза. Точно так же в запросе "ядовитая железа" в Яндексе лидирует энциклопедия по WoW, а вовсе не справочники по биологии! 2) Неоднородность "автомобильных" и "технических" запросов относительно мебельных. Там все хотят диван, а тут то камаз, то руль, то передача. 3) Предположение, возможно, слишком наглое, но существует и такая вероятность, причем большая: страницы, отвечающие на "автомобильные" запросы - не обязательно коммерческие. Более того, зачастую это информационные материалы - случается, правда, что размещены они на сайтах коммерческих, но выдающих себя за информационные. В то же время выдача по мебели носит ярко выраженный коммерческий характер. Случайность? Возможно, что это действует "юзабилити" (что это значит с точки зрения Яндекса - загадка), которое у коммерческих сайтов повыше, чем у информационных. Но возможно, что и нет. Я не смог составить точного мнения по этому вопросу - пока набрана слишком малая статистика. Дальнейшие проверки различных запросов более-менее привели теорию к единому виду. Итак…
Выводы:1) Топ выдачи Яндекса формируется с учетом того, что искали вместе с этими словами (запросом, то бишь) ранее. Позиции и количество представленных тематик в топе выдачи коррелируют с данной характеристикой, хотя точную зависимость установить невозможно - работают и иные факторы. 2) Одним из этих факторов, возможно (?), является коммерческая/информационная направленность сайта - возможно, в пользу первой, однако информации для однозначного вывода пока недостаточно. 3) Популярность тематики кроет логику - по запросу "ядовитая железа" энциклопедия по вовке выше словарей и энциклопедий IRL-ых. Кроме того, популярность тематики важнее популярности запроса - "ядовитая железа смертеплета" запрос непопулярный, судя по директу. 4) У вышеперечисленного есть как плюсы, так и минусы с точки зрения ищущего и владельца сайта. Минусов ИМХО больше. Плюсы: С точки зрения владельца: С точки зрения пользователя: Минусы: С точки зрения пользователя: Для владельца сайта:
ЗаключениеУбьет ли это Яндекс? Нет. Сделает ли его лучше? Тоже нет. Я надеюсь, что изложенные в этой попытке исследования нессылочных факторов ранжирования Яндекса сведения были если и не полезны, то увлекательны (наивно, да?). |