|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Delphi XE5 + Android: первые впечатленияИсточник: habrahabr.ru
Возвращение к истокамDelphi XE5 я взял в руки по случаю конкурса "Осенняя Мобилизация". Идея (и возможность) писать под Андроид не на си-шарпе или яве, а на знакомом вдоль и поперёк паскале мне определённо понравилась. Расскажу тут о своих впечатления, проблемах, которые встретились, а также развенчаю некоторые "городские легенды". Хелп оказался толковый и довольно подробный. Содержит не только свойства и методы, но и примеры и даже описание методик разработки. В общем, возвращение к истокам, как оно было ещё у Борланда. Cама среда мне очень нравится. В Визуал Студио всё какое-то аморфное и невнятное. Юнити визуально неплох, но там совсем другая специфика. Короче - язык программиста всё равно не опишет то, что видит глаз эстета, даже если они принадлежат одному человеку…
Интерфейс пользователяFireMonkey порадовал своей гибкостью. На любой контрол можно повесить другой, на тот ещё один, и так далее, достигая очень интересных результатов. По сравнению с VCL стандартизовано именование свойств. Никаких больше Caption"ов и прочего, если где-то есть текст - это всегда Text. Позиция - всегда Position. Масса способов выравнивания. Кроме того, есть TLayout - нечто "невещественное" (об этом будет и ниже), невидимое, на что можно положить контролы и выравнивать их "в пустоте", а не обязательно на какой-нибудь панели. Когда много всего на форме, становится очень полезным свойство DesignVisible - скрыть в дизайн-тайме. Набор стилей для Андроида прилагался только один, но очень элегантный - белым по чёрному, как мне нравится. Контролу можно добавить анимацию, и даже несколько, и даже одновременно. И это не только перемещение по экрану, но и изменение любых вещественно-численных свойств (размеров, цвета, масштаба и т.д.). Для каждой анимации можно указать временную задержку её начала, что очень удобно в сложных случаях, т.к. можно обойтись без дополнительных таймеров, просто запустив все нужные анимации одновременно из одного блока кода. Теперь о жестах. В принципе всё просто - назначаем контролу Touch.GestureManager, галочками помечаем интересующие жесты, назначаем искусственное расширение границ ловли жестов (если контрол мелкий) в TouchTargetExpantion, создаём для него событие OnGesture и ловим там по EventInfo.GestureID нужный жест. Но есть тонкости. Например, на большом TLayout мы разместили какие-то мелкие (относительно него) контролы и независимо от того, насколько "попал" пользователь пальцем по этим контролам своим жестом, надо что-то там делать. Замечу - если всё описанное в абзаце выше сделано для этого TLayout, то мы поймаем только те жесты, начало которых приходится на "видимые" объекты - т.е. на один из тех самых мелких контролов. Это я определил экспериментально. В принципе ничего удивительного - лайоута-то как бы и нет, он невидим и виртуален, и все "экранные сообщения", которые он может получить - от положенных на него "видимых" объектов. Можно сделать по-другому - не лениться, назначить менеджера и создать событие для формы (как и делается в демках) и гарантированно его всегда получать - но тогда придётся вручную разбираться с координатами, чтобы определить, к какому контролу какой жест относится. Ещё именно под Андроидом я бы настоятельно порекомендовал явно проверять GestureID каждого пойманного жеста и реагировать только на те, которые интересуют (независимо от того, какие жесты помечены галочками). И пример. Долго не мог сообразить, как показать баннер в TWebBrowser. Решение нашёл на одном форуме и творчески переработал. Но, если быть уж совсем точным, не до конца. Практикующие перфекционисты могут поразвлечься и этот недочёт поискать. Однако код при этом абсолютно рабочий и именно его я использую:
Базы данныхВ XE5 включён набор компонентов для универсального доступа к базам данных - FireDAC. В принципе все названия свойств и методов как у других аналогичных наборов, так что тут всё ясно. Я использовал его для общения с SQLite. Всё настолько просто и обычно, что даже не знаю, что рассказать. К тому же и не помню ничего - в это время смотрел что-то по медиаплейеру, руки сами всё сделали. Чтобы почувствовать разницу, желающие могут для сравнения после FireDAC сделать что-нибудь с базой данных из программы на той же Юнити. Да ладно Юнити, она игровая, - вон из той же Визуал Студии. После этого начинаешь понимать, где пули свистят, а где туземки коктейли разносят… Ну и для любителей делать всё своими руками приведу небольшой пример, как заполнять ListBox без Bindings:
Кроме всего прочего, в зависимости от кода в столбце d_result в строчку лист-бокса помещается та или иная картинка: aItem.ItemData.Bitmap.Assign Главное, что тут не забыть - это aList.AddObject(aItem); Ну и Next, конечно, чтобы не зависло.
Манипуляции с формамиТо, к чему приучает Делфи - это каждому действию свою форму. Под Андроидом в ней можно точно так же, как и под Виндоуз, создавать, показывать и закрывать формы. Каждая новая так или иначе созданная и показанная форма будет как бы "модальной", т.е. закрывающей всё пространство приложения. Однако Form.ShowModal делать не следует (Андроид этого "не понимает"), а следует по старинке просто вызывать Form.Show. По системной кнопке Back автоматом вызывается Form.Close и самая верхняя на данный момент форма закрывается. Можно её потом опять использовать. При закрытии главной (первой) формы приложение, как и следовало ожидать, закрывается. Замечу, что не следует закрывать форму с параметром caFree либо явно её уничтожать (Free, Release) - не любит Андроид этого! Подсчёт ссылок. Читал в инете про проблемы у людей с ARC. Уверен, дело не в этом. Если всё правильно спроектировано, то вообще без разницы, считаются ссылки или нет, ходит там сборщик мусора с косой по расписанию как в .Net или уничтожается сразу как в Delphi. Я всё писал по-старинке:
и работало как часы и под Андроидом, и под Виндами. Если же возникают какие-либо проблемы с пониманием этого процесса, без всякого стёба рекомендую немного пописать на си-шарпе. Там вообще деструкторы явно вызывать не принято, просто или выходишь из процедуры, где данный объект был локальной переменной, или присваиваешь (глобальной) переменной значение null. Через некоторое время уже спинным мозгом начинаешь чувствовать момент, когда ладьи с объектами отправляются в Вальгаллу, причём безо всякого с твоей стороны толчка.
МассивыПри разработке под мобильный компилятор в руководстве по адаптации кода сказано "не использовать статические массивы". Указано также одно исключение - когда статический массив является членом структуры. И всё. Не совсем ясно, относится ли это к константам-массивам. Например, таким как
Не исключено, что так делать можно, хотя я такого старался избегать и формировал массивы строк в initialization динамически. В си-шарпе там хоть это можно в описании делать… Короче, вопрос требует дальнейшего исследования и разъяснения.
ОператорыПоявился (уж не знаю в какой версии) новый оператор
Ссылки по теме
|
|