|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности - как одно из важнейших условий эффективного осуществления государством инновационной политики, обеспечения правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в военной сфере
Татарников Анатолий Иванович - начальник Управления учета РИД ФГУ "ФАПРИД" Анализ состояния механизма, обеспечивающего проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области защиты прав на интеллектуальную собственность показывает, что организация и ведение государственного учета, а также контроль использования в гражданском обороте созданных на государственные средства результатов интеллектуальной деятельности имеет большое значение для обеспечения национальных интересов России в экономической, военной сферах. Обеспечение единого порядка учета всех созданных за счет средств федерального бюджета результатов интеллектуальной деятельности направлено на создание целостного государственного механизма, обеспечивающего проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Государственная политика в рассматриваемой области направлена на совершенствование в Российской Федерации правовой базы, усиление государственного регулирования правоотношений, связанных с интеллектуальной собственностью, созданной на средства федерального бюджета, с учетом баланса прав и законных интересов субъектов этих правоотношений, включая государство. Решение задачи учета и правовой защиты интересов государства в процессе гражданского правового оборота результатов интеллектуальной деятельности опираются на созданную в этой области государственную систему, включающую: нормативные правовые акты, регулирующие вопросы правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности; федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями в области правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданского правового оборота результатов интеллектуальной деятельности. С целью формирования механизма защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в качестве первоочередных мер были приняты следующие нормативные правовые акты: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. № 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"; Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863 постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности". постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности". Указанные нормативные правовые акты предусматривают проведение инвентаризации и закрепление федеральными органами исполнительной власти за государством прав на созданные за государственный счет результаты интеллектуальной деятельности, не ставшие объектами исключительного права третьих лиц и не внесенные в состав имущественных комплексов приватизированных предприятий. Указанные меры по защите прав государства, в том числе, позволили создать механизм распоряжения от имени государства правами на результаты интеллектуальной деятельности, военного, специального и двойного назначения при их использовании в интересах иностранных заказчиков в рамках военно-технического и научно-технического сотрудничества. В то же время, рассмотренные выше нормативные правовые акты не решили всех вопросов, связанных с усилением государственного регулирования правоотношений, связанных с интеллектуальной собственностью, созданной на средства федерального бюджета. В связи с этим, в качестве очередных мероприятий по защите интересов государства в процессе использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения в настоящее время рассматривается разработка и принятие федерального закона "О результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения", предметом правового регулирования которого является регулирование отношений, связанных с учетом, регистрацией и использованием результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, а также особенности правового режима таких объектов и механизм вовлечения их в гражданский оборот. Постановлением от 26 февраля 2002 г. № 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" определено, что государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения проводят федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками. Координация деятельности государственных заказчиков по государственному учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также общее методическое и организационное обеспечение работ по ведению единого реестра возложены на Минюст России и Минпромнауки России. Постановлением предусматривается установление единого порядка государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, и ведения единого реестра результатов интеллектуальной деятельности. При этом единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения представляет собой совокупность построенных на единых методических, организационных и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих сведения о результатах, права на которые принадлежат Российской Федерации. Организация учета результатов интеллектуальной деятельности необходима в целях информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти и совершенствования механизма правовой защиты интересов авторов, организаций и государства в процессе экономического и гражданского правового оборота результатов интеллектуальной деятельности. Учет результатов интеллектуальной деятельности проводят федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками. Учет результатов интеллектуальной деятельности в едином реестре подтверждается регистрационным свидетельством, выдаваемым Министерством юстиции Российской Федерации по запросам государственных заказчиков с одновременным присвоением каждому объекту учета уникального реестрового номера. Данные о результатах интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, содержащиеся в едином реестре, на безвозмездной основе могут быть представлены заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям с соблюдением требований законодательства о защите государственной тайны и защите от недобросовестной конкуренции. Необходимые для организации государственного учета результатов интеллектуальной деятельности формы документов и методические указания разработаны и утверждены по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками, совместными приказами Минюста России и Минпромнауки России от 17 июля 2003 г. № 173/178, № 174/179. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, в настоящее время реализуются федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. С 2004 года развернуты работы по созданию автоматизированной информационной системы ведения федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками, единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации. Целью создания автоматизированной информационной системы является организация автоматизированного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации. Автоматизированная информационная система представляет собой многопользовательскую защищенную систему с территориально распределенной структурой, способной обеспечить решение задач ведения единого реестра результатов интеллектуальной деятельности. Основным назначением системы является: - ведение с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации; - оперативное информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти сведениями о количестве, качественном составе, правовой защите и использовании результатов интеллектуальной деятельности. Состав программно-технических средств автоматизированной информационной системы учета РИД включает защищенные программно-технические комплексы для решения учетно-регистрационных, информационно-аналитических задач и комплекс программно-технических средств защиты и транспортировки информации, комплекс программных средств сбора данных о РИД. В ходе выполнения работ по вводу в действие автоматизированной информационной системы ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, проводятся мероприятия по оснащению объектов информатизации государственных заказчиков программно-техническими средствами из состава автоматизированной информационной системы учета результатов интеллектуальной деятельности. По состоянию на н.в. программно-технические комплексы из состава автоматизированной информационной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения размещены на объектах информатизации государственных заказчиков: ГУСП, МВД России, МЧС России, ФСО России, ФТС России, ФСКН России, Роскосмос, Минпромторг России, Минобороны России. Программно-технический комплекс, обеспечивающей автоматизацию процессов регистрации результатов интеллектуальной деятельности с выдачей регистрационного свидетельства, а также ведение государственной базы данных, представляющей собой раздел единого реестра, содержащий данные о результатах интеллектуальной деятельности, права на использование которых передаются участникам военно-технического сотрудничества, размещен в Минюсте России (ФГУ "ФАПРИД"). По состоянию на конец мая 2010 года в состав реестра государственными заказчиками внесено более 12000 объектов учета. В 2009 г. были проведены приемочные и тематические испытания средств криптозащиты передаваемой информации из состава комплекса программно-технических средств защиты и транспортировки информации. Ввод в действие автоматизированной информационной системы учета результатов интеллектуальной деятельности - как защищенной информационной основы для ведения государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и сведения о них, позволит обеспечить - упорядочивание и регламентацию автоматизированных процедур сбора, хранения и актуализации информации о результатах интеллектуальной деятельности, а также осуществление контроля доступа к ней и ее использования; - интеграцию баз данных государственных заказчиков в Единый реестр на основе реализации единых стандартов и требований в рамках общего информационного пространства, обеспечивающих эффективный информационный обмен; - создание общей защищенной транспортной среды для регламентированного информационного обмена и взаимодействия уполномоченных подразделений государственных заказчиков между собой, с ФГУ "ФАПРИД" и заинтересованными организациями; - внедрение информационных технологий, обеспечивающих возможность оперативного информационного обслуживания персонала уполномоченных подразделений государственных заказчиков и пользователей системы при решении задач ведения разделов Единого реестра. Все это, в свою очередь, позволит обеспечить более качественное и оперативное решение задач государственного учета и контроля использования результатов интеллектуальной деятельности. Однако следует подчеркнуть, разработанные в настоящее время программно-технические средства в основном нацелены на автоматизацию процессов, связанных преимущественно с процедурами государственного учета и контроля результатов НИОКР. В целях повышения эффективности процессов управления государственным сектором в сфере результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, развитие федеральной автоматизированной информационной системы учета РИД должно предусматривать решение следующих основных задач: - формирование системы мониторинга состояния учета и правовой защиты НИОКР венного, специального и двойного назначения и осуществления прав на них, что обеспечит усиление контроля и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере; - создание информационных общедоступных (в рамках пользователей системы) и закрытых сайтов (порталов) и реализацию защищенного информационного обмена при организации вовлечения РИД в экономический и гражданско-правовой оборот с обеспечением конфиденциальности и разграничения доступа к информационным федеральным ресурсам; - информационная поддержка заинтересованных ФОИВ при подготовке решений в сфере повышения эффективности реализации целевых инновационных программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В качестве основы при организации информационного обмена предусматривается использовать телекоммуникационные технологии создаваемой автоматизированной информационной системы ведения Единого реестра с разработкой информационно-поисковой подсистемы на основе сетевых технологий и создания специальных закрытых и общедоступных (в рамках пользователей системы) сайтов для государственных заказчиков, содержащих сведения о результатах НИОКР, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот. Развитие федеральной автоматизированной системы в направлении решения задач управления РИД позволит обеспечить более рациональное использование бюджетных расходов при закупке продукции для федеральных государственных нужд и увеличение поступлений от использования прав государства на результаты НИОКР. Перевод экономики на инновационный путь развития - это актуальнейшая проблема, которая стоит перед органами государственного управления всех уровней, и от ее решения зависит будущее страны. Подавляющее большинство научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Российской Федерации проводилось и проводится за счет государственных средств, в первую очередь за счет средств федерального бюджета. Поэтому бюджетные средства и созданные на них результаты интеллектуальной деятельности можно рассматривать как основной фактор, влияющий на инновационную деятельность. В этих условиях приоритетная задача повышения эффективности использования созданных за государственный счет результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, выполняемых по государственному оборонному заказу, может рассматриваться как задача по формированию рыночного спроса на эти результаты и формированию соответствующего этому спросу предложения. Для решения этой задачи требуется координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, предприятий оборонной промышленности и предприятий инновационной сферы, включая различные финансовые инвестиционные структуры, в рамках программно целевых мероприятий - целевой программы, предусматривающей проведение организационных мероприятий по созданию механизма трансфера технологий, созданных при выполнении работ по государственному оборонному заказу, в гражданский сектор промышленности и стимулированию формирования платежеспособного спроса на эти технологии в Российской Федерации. В соответствии с тем, что технологии оказывают существенное влияние на обороноспособность государства, трансфер указанных технологий из военной в гражданскую сферу должен осуществляться при непосредственном участии федеральных органов исполнительной власти, по заказам которых они создавались. Существующая в Российской Федерации нормативная правовая база, создаваемые информационные ресурсы о результатах интеллектуальной деятельности, их учет и состояние экономики дают основания полагать, что указанные задачи могут быть реализованы.
|
|