|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Первые шаги в облакоИсточник: computerra Наталья Жилкина
Российский ИТ-рынок пребывает в начальной стадии развития облачных вычислений. Многие организации делают лишь первые неуверенные шаги в этом направлении. Но аналитики считают, что к 2020 году облако станет главной - и непременной - частью вычислительной инфраструктуры предприятия. Облачные вычислениям предоставляют заказчикам новый, более совершенный способ управления ИТ-ресурсами. Рынок уже отреагировал на этот предложение. Провайдеры услуг коммерческих ЦОДов отмечают, что все чаще заказчики передают сервисы в более профессиональное управление. Самые высокие темпы роста управляемых услуг аналитики отмечают в облачной среде. По подсчетам IDC, российский рынок облачных услуг за 2012 год вырос (почти с нуля) на 417,3% - до $59,38 млн. Эксперты этой компании прогнозируют, что вплоть до конца 2016 года данный сегмент будет увеличиваться на 50% ежегодно. Согласно еще более оптимистичному прогнозу компании Orange Business Services, к 2016 году рынок облачных услуг в России вырастет более чем вчетверо - с 4,5 (в 2012-м) до 19 млрд рублей. Наибольший интерес заказчики будут проявлять к решениям IaaS (инфраструктура как сервис) и SaaS (программное обеспечение как сервис). Согласно прогнозу, средний ежегодный рост этих сегментов составит около 40 и 50%. Постепенно активизируется спрос на решения PaaS (платформа как услуга) и BPaaS (бизнес-процессы как услуга), которые пока развиваются только на зарубежных рынках.
…Нарисуем - будем жить Сам термин IaaS провайдеры трактуют по-разному. Например, Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора компании "Караван", считает, что IaaS - это чистая виртуальная машина. Данный вид сервиса в Караване не пользуется спросом: объемы рынка виртуализации пока ничтожны по сравнению с рынком услуг связи, на котором специализируется Караван. "Нельзя рассчитать прибыльный бизнес-план на таком маленьком объеме, потому что уровень начальных вложений настолько велик, что скорость амортизации вычислительных ресурсов перекрывает прирост абонентской базы. Фактически, через год вы имеете на руках морально устаревшую инсталляцию, которая не смогла еще себя окупить объемом клиентов", говорит Касьяненко. Но тенденцию роста интереса к IaaS в России отмечают многие провайдеры. "Если раньше заказчиков больше интересовало простое размещение оборудования, то сейчас спрашивают о возможности предоставить дополнительные "умные" сервисы или вычислительную мощность как сервис (IaaS), - рассказывает Игорь Ерин, директор по продажам компании "Linxdatacenter Москва". - Эта тематика становится уже обязательной во всех проектах". В компании "КРОК", если взять всю выручку по collocation и облаку, на долю облачных сервисов приходится уже 5%. "Заказчики редко покупают отдельно collocation, отдельно IaaS: для реализации проекта требуется комплекс различных услуг", - отмечает Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных. Услуга IaaS трансформирует взаимоотношения инфраструктурной собственности между заказчиком и сервис-провайдером, включая приобретение услуги, эксплуатацию, поддержку, восстановление, а также мощности электроснабжения, охлаждения и ресурсы хранения данных. Модель SaaS трансформирует физические ресурсы в легко потребляемые сервисы, которые требуют минимум человеческого участия со стороны сервис провайдера. Во многом это напоминает модель Dedicated hosting. Когда-либо в будущем IaaS эволюционирует еще дальше, и принесет с собой дополнительные изменения в экономике, в простоте использования, в бизнес модели и технологиях. IaaS также меняет путь, с помощью которого происходит развертывание и управление ИТ. Вместо того чтобы опираться на формальные требованиям к серверам, системам хранения и сетевым элементам и ожидать на протяжении долгого времени одобрения руководства, поставки и установки этого оборудования, модель IaaS обеспечивает быстрый доступ к инфраструктуре по принципу on-demand через интерфейсы самообслуживания и API. IaaS позволяет не зависеть от множества заказов на выполнение различного вида работ специалистами в области сетевой инженерии и командами по администрированию серверов и управлению ресурсами хранения, - модель IaaS автоматизирует административные и операционные задачи, сокращая время доставки услуги от нескольких недель и месяцев до минут. IaaS значительно изменяет способ доставки и потребления услуги. Вместо того чтобы опираться просто на виртуализацию и консолидацию физической инфраструктуры, IaaS объединяет ресурсы в единый пул и разделяет их между всеми участниками процесса потребления, обеспечивая огромную емкость ресурсов для высоко-масштабируемых веб-приложений. В отличие от прежней модели, когда пользователь облачного сервиса должен был принять решение о фиксированном уровне емкости на долгосрочной основе, IaaS предлагает быструю эластичность, позволяя пользователю быстро привести уровень потребления ресурсов в соответствии с изменившимися требованиями. "Заказчики облачных сервисов IaaS - это компании, которым требуется рост вычислительных мощностей, в том числе непрогнозируемый - комментируетВладимир Лобанов, директор Linxdatacenter по партнерским программам. - Это позволяет не приобретать оборудование впрок и не делать больших инвестиций: спрос через три месяца может вырасти очень сильно, а может не вырасти. Еще один сценарий, для которого облачные сервисы IaaS представляют интерес быстрый рост бизнеса, - когда заказчик может быстро получить прирост мощности по требованию". Как правило, провайдеры выделяют базовую стоимость за виртуальный или выделенный сервер и включают дополнительную плату за дополнительные процессорные мощности, оперативную память, дисковое пространство, аренду ОС и ПО, расширение канала связи. Составные части цены обычно доступны на портале компании. Заказчик получает попозиционную стоимость заказываемой им инфраструктуры с указанием схемы оплаты. Однако многие из российских провайдеров не могут указать точную стоимость базовой услуги - одного виртуального сервера самой минимальной конфигурации. "В России существует своеобразный подход к тарификации услуги, - говорит Владимир Давыденко, ведущий консультант Orange Business Services в России и СНГ. - В свое время я поинтересовался у представителя одной российской компании, каким образом они рассчитывают стоимость того или иного приложения для банка. Оказалось, что в этой компании прайс-листа нет вообще. То есть услуги там оценивается для разных клиентов по-разному, - в большей степени это зависит от того, какой банк к ним придет. Одно и то же приложение, например, для банка Top-200 и банка Top-5 будет отличаться на порядок".
Ссылки по теме
|
|