(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Знакомство с Microsoft .NET Framework. Часть 3. Библиотека классов

Алексей Федоров

Часть 2

Оглавление

В двух предыдущих частях данной статьи мы начали знакомство с Microsoft .NET Framework - ключевым компонентом Microsoft .NET, представляющим собой платформу для создания, внедрения и выполнения Web-сервисов и приложений. Мы рассказали об основных компонентах Microsoft .NET Framework и кратко описали их назначение. Мы также начали более подробное рассмотрение Common Language Runtime (CLR) - среды выполнения .NET-приложений. Завершили мы знакомство с Common Language Runtime рассказом о Common Type System.

В этом номере мы начнем знакомство с библиотекой классов, рассмотрим основные составляющие ее пространства имен и классы и приведем некоторые примеры их использования.

Библиотека классов .NET Framework Class Library содержит классы, обеспечивающие следующие функции:

  • поддержку базовых и определяемых пользователями типов;
  • поддержку обработки исключительных ситуаций;
  • операции ввода/вывода и работу с потоками;
  • обращение к функциям операционной системы;
  • доступ к данным;
  • возможность создания Windows-приложений;
  • возможность создания клиентских и серверных Web-приложений;
  • возможность создания Web-сервисов.

Все классы, реализованные в .NET Framework Class Library организованы в виде пространств имен (namespaces). Каждое пространство имен содержит классы и другие типы, которые относятся к специфическим задачам или группе задач - операциям ввода/вывода, созданию Web-приложений, работе с данными и XML-документами и т.п. В таблице показаны наиболее важные пространства имен в библиотеке классов .NET.

После краткого обзора основных пространств имен мы готовы приступить к более детальному рассмотрению библиотеки классов .NET. Первая остановка в нашем путешествии будет не совсем обычной - вместо традиционного рассмотрения базового класса Object, который служит предком всех классов в библиотеке классов .NET, мы рассмотрим класс Console и консольные приложения. Почему мы поступаем именно так, будет понятно чуть позже.

Класс Console и консольные приложения

Используя класс System.Console, мы можем создавать простейшие приложения для среды .NET - консольные приложения, которые используют системное окно для ввода и вывода информации и не требуют графического интерфейса. Так как большинство примеров в данном цикле будет использовать консольные приложения, мы начнем наше знакомство с библиотекой классов с класса Console.

Класс Console представляет собой стандартные потоки ввода, вывода и сообщений об ошибках. Приложения, использующие данный класс, могут читать символы из стандартного потока ввода (input stream) и выводить символы в стандартный поток вывода (output stream). Ошибки выводятся в стандартный поток сообщений об ошибках (error output stream). Эти три потока автоматически ассоциируются с консолью при запуске приложения и могут быть определены через свойства In, Out и Error класса Console. По умолчанию стандартный поток ввода - это объект типа System.IO.TextReader, а потоки вывода и сообщений об ошибках - объекты типа System.IO. TextWriter. При необходимости мы можем переопределить эти потоки в файловые потоки, сетевые потоки, потоки в памяти и т.п.

Используя Visual Basic .NET, мы создаем консольное приложение как новый модуль, который содержит подпрограмму с именем Main - она является точкой входа в наше консольное приложение:

'---------------------------------------
' .NET - Консольное приложение
'---------------------------------------
Imports System
Module Cons

     Sub Main()

          Console.WriteLine(".NET Console application")
          Console.ReadLine()

     End Sub

End Module

Методы Read и ReadLine служат для чтения одного или более символов или символа новой строки из стандартного потока ввода, а методы Write и WriteLine - для вывода одного или более символов либо строки с символом новой строки в стандартный поток вывода.

Методы SetIn, SetOut и SetError позволяют переопределить стандартные потоки ввода, вывода и ошибок. Эти методы ожидают аргумент типа TextWriter, который описывает поток.

Теперь мы полностью готовы начать изучение Microsoft .NET Class Library. В следующем разделе мы рассмотрим пространство имен System и его дочерние пространства имен.

Пространство имен System

Пространство имен System является корневым пространством имен в Microsoft .NET Class Library и содержит фундаментальные типы данных, реализованные в .NET Framework. Это пространство имен содержит класс Object, который служит предком для всех классов в библиотеке классов .NET, примитивные и расширенные типы, а также более 100 дополнительных классов, используемых для обработки исключительных ситуаций, управления доменами приложений, сборки мусора и т.п.

Класс Object

Класс System.Object служит предком для всех классов в библиотеке классов .NET. Методы, реализованные в данном классе, показаны на следующем рисунке.

Кратко рассмотрим каждый из этих методов:

  • Метод Equals (Object) или Equals (Object, Object) - служит для проверки, являются ли два объекта одним и тем же экземпляром. Для данных со значениями этот метод переопределен (в классе ValueType) и позволяет проверить идентичность хранимых экземплярами объекта значений. Обратите внимание: когда мы сравниваем два ссылочных типа, метод Equals проверяет, являются ли оба экземпляра идентичными; для данных со значениями метод Equals также проверяет идентичность данных, хранимых экземплярами объекта.
  • Метод ReferenceEquals (Object, Object) проверяет, являются ли два объекта одним и тем же экземпляром класса.
  • Метод Finalize() по умолчанию не выполняет никаких действий. Этот метод может быть переопределен в унаследованных классах для выполнения финальной очистки памяти перед тем, как механизм сборки мусора (Garbage Collector) уничтожит данный объект.
  • Метод GetHashCode() служит для генерации хэш-значений (типа Integer), которые могут быть использованы для хранения объектов в хэш-таблицах.
  • Метод MemberwiseClone() создает точную копию объекта.
  • Метод ToString() возвращает текстовое представление объекта. В большинстве случаев этот метод возвращает полное имя класса для данного объекта.
  • Метод GetType() возвращает объект типа Type для данного экземпляра класса.

Ниже мы расскажем, как используется класс Type.

Класс Type и пространство имен Reflection

Класс Type является нашей точкой входа в пространство имен Reflection. Отражение (Reflection) в терминах .NET - это способность изучать возможности классов во время выполнения программы. Используя отражения, мы можем извлекать классы, изучать их методы, свойства, конструкторы, поля, события и другие члены, одним словом, получаем доступ к метаданным, ассоциированным с данным классом.

Класс Type содержит методы типа GetMethods() и GetProperties(), которые могут использоваться для получения информации о членах класса. Используя классы, реализованные в пространстве имен Reflection, мы можем получать сведения, например, о параметрах методов (используя класс System.Reflection. MethodInfo) и даже вызывать методы с помощью метода Invoke().

В следующем примере показано, как начать использовать механизм отражений. Приведенный ниже код показывает, как с помощью метода GetType() получить объект Type и каким образом можно применять ряд свойств этого объекта:

'-------------------------------------------
' .NET Пример использования метода GetType
'-------------------------------------------

Imports System
Imports System.Reflection

Module Cons

     Sub Main()

          Dim I As Integer
          Dim T As Type

          T = I.GetType()
          Console.WriteLine("Name = " & T.Name)
          Console.WriteLine("Module = " & T.Module.ToString())
          Console.WriteLine("Namespace = " & T.Namespace)

     End Sub

End Module

Кратко рассмотрим основные возможности, предоставляемые пространством имен Reflection, а затем проиллюстрируем некоторые из них примерами.

  • Класс Assembly можно использовать для определения и загрузки сборок, загрузки модулей из манифеста сборки (assembly manifest), поиска типов, описанных в сборке, и создания экземпляров этих типов.
  • Класс Module можно использовать для поиска классов в модуле, а также всех глобальных и локальных методов, определенных в данном модуле.
  • Класс ConstructorInfo можно использовать для поиска имен, параметров, модификаторов доступа и другой информации о конструкторе. Поиск и вызов конструкторов мы можем осуществлять с помощью методов GetConstructors() или GetConstructor() объекта Type.
  • Класс MethodInfo используется для поиска имен, возвращаемых типов, параметров, модификаторов доступа и другой информации о методе. Поиск и вызов методов мы можем осуществлять с помощью методов GetMethods() или GetMethod() объекта Type.
  • Для поиска информации о полях - именах, модификаторах доступа и т.п. - используется класс FieldInfo. Кроме того, с помощью данного класса мы можем получать и задавать значения полей.
  • Класс EventInfo используется для поиска имен, типов данных обработчиков событий и другой информации о событии. Данный класс позволяет добавлять и удалять обработчики событий.
  • Класс PropertyInfo используется для поиска имен, типов данных и другой информации о свойствах. С помощью данного класса мы также можем получать и задавать значения свойств.
  • Класс ParameterInfo используется для поиска информации о параметрах - названии, типе данных, и т.п.

В следующем примере показано, как получить список типов, определенных в данном модуле.

'-------------------------------------------
' .NET - Пример использования "отражений"
'-------------------------------------------

Imports System
Imports System.Reflection

Module Cons

     Sub Main()

          Dim I As Integer
          Dim T As Type
          Dim Types() As Type
          Dim M As [Module]

          T = I.GetType()
          M = T.Module
          Types = M.GetTypes()
          For Each T In Types
               Console.WriteLine(T.FullName)
          Next

     End Sub

End Module

Ниже показана выводимая данным кодом информация:

Как видно из вышеприведенного списка, в целом концепция отражений напоминает использование интерфейса ITypeLibrary в Win32 API для исследования библиотек типов, но версия для .NET предоставляет больше возможностей, более проста в использовании и более дружественна к различным языкам программирования.

Теперь расширим наш пример и добавим информацию о свойствах, конструкторах, методах, интерфейсах и событиях. Для этого воспользуемся методами GetProperties(), GetConstructors(), GetMethods(), GetInterfaces() и GetEvents() объекта Type. Каждый из этих методов возвращает массив элементов типа PropertyInfo, MethodInfo, EventInfo и т.п. - каждый тип наследует от абстрактного типа MemberInfo, который мы и используем в нашем примере. Исключение составляет только тип PropertyInfo - этот тип используется для того, чтобы получить дополнительную информацию о свойствах:

'-------------------------------------------
' .NET - Пример использования "отражений"
'-------------------------------------------

Imports System
Imports System.Reflection
Module Cons

     Sub Main()

              Dim T As Type
              Dim MI As MemberInfo
              Dim Types() As Type
              Dim Members() As MemberInfo
              Dim M As [Module]
              Dim PI As PropertyInfo
              Dim PText As String
              T = Type.GetType("System.Array")
              Console.WriteLine("{0} : {1}", GetTypeDescription(T), T)

              '
              ' Показать все свойства
              '
              Console.WriteLine("---- Свойства ----")
              Members = T.GetProperties
              For Each MI In Members
                            PI = MI
                            If PI.CanRead And PI.CanWrite Then
                                          PText = "get; set;"
                            Else
                                          If PI.CanRead Then
                                                        PText = "get"
                                          Else
                                                        If PI.CanWrite Then
                                                                      PText = "set"
                                                        End If
                                          End If
                            End If
                            Console.WriteLine("{0} {1} : {2} {3}", vbTab, "Prop", _
                            PText, MI.ToString)
Next

'
' Показать все конструкторы
'

Console.WriteLine("---- Конструкторы ----")
Members = T.GetConstructors(BindingFlags.Public Or _
              BindingFlags.Static Or BindingFlags.NonPublic Or _
              BindingFlags.Instance)
For Each MI In Members
              Console.WriteLine("{0} {1} : {2}", vbTab, "Meth", _
              MI.ToString)
Next

'
' Показать все методы
'
Console.WriteLine("---- Методы ----")
Members = T.GetMethods
For Each MI In Members
              Console.WriteLine("{0} {1} : {2}", vbTab, "Meth", MI)
Next

'
' Показать все интерфейсы
'
Console.WriteLine("---- Интерфейсы ----")
Members = T.GetInterfaces
For Each MI In Members
              Console.WriteLine("{0} {1} : {2}", vbTab, "Intf", _
              MI.ToString)
Next

'
' Показать все события
'
Console.WriteLine("---- События ----")
Members = T.GetEvents
For Each MI In Members
              Console.WriteLine("{0} {1} : {2}", vbTab, "Evnt", _
              MI.ToString)
Next
'Next

End Sub

Private Function GetTypeDescription(ByVal aType As Type) As String
                            Dim str As String = Nothing

                            If aType.IsClass Then
                                          str = "Class"
                            End If

                            If aType.IsInterface Then
                                          str = "Interface"
                            End If

                            If aType.IsValueType Then
                                          str = "Struct"
                            End If

                            If aType.IsArray Then
                                          str = "Array"
                            End If

                            Return str
              End Function 'GetTypeDescription

End Module

Ниже показана информация, выводимая нашим примером для класса System.Array:

Class : System.Array
---- Свойства ----
                            Prop : get Int32 Length
                            Prop : get Int32 Rank
                            Prop : get System.Object SyncRoot
                            Prop : get Boolean IsReadOnly
                            Prop : get Boolean IsFixedSize
                            Prop : get Boolean IsSynchronized
---- Конструкторы ----
                            Meth : Void .ctor()
---- Методы ----
                            Meth : System.Collections.IEnumerator GetEnumerator()
                            Meth : Boolean get_IsSynchronized()
                            Meth : System.Object get_SyncRoot()
                            Meth : Void CopyTo(System.Array, Int32)
                            Meth : Boolean get_IsFixedSize()
                            Meth : Boolean get_IsReadOnly()
                            Meth : System.Object Clone()
                            Meth : Int32 GetHashCode()
                            Meth : Boolean Equals(System.Object)
                            Meth : System.String ToString()
                            Meth : System.Array CreateInstance(System.Type, Int32)
                            Meth : System.Array CreateInstance(System.Type, Int32, Int32)
                            Meth : System.Array CreateInstance(System.Type, Int32, Int32, Int32)
                            Meth : System.Array CreateInstance(System.Type, Int32[])
                            Meth : System.Array CreateInstance(System.Type, Int32[], Int32[])
                            Meth : Void Copy(System.Array, System.Array, Int32)
                            Meth : Void Copy(System.Array, Int32, System.Array, Int32, Int32)
                            Meth : Void Clear(System.Array, Int32, Int32)
                            Meth : System.Object GetValue(Int32[])
                            Meth : System.Object GetValue(Int32)
                            Meth : System.Object GetValue(Int32, Int32)
                            Meth : System.Object GetValue(Int32, Int32, Int32)
                            Meth : Void SetValue(System.Object, Int32)
                            Meth : Void SetValue(System.Object, Int32, Int32)
                            Meth : Void SetValue(System.Object, Int32, Int32, Int32)
                            Meth : Void SetValue(System.Object, Int32[])
                            Meth : Int32 get_Length()
                            Meth : Int32 GetLength(Int32)
                            Meth : Int32 get_Rank()
                            Meth : Int32 GetUpperBound(Int32)
                            Meth : Int32 GetLowerBound(Int32)
                            Meth : Int32 BinarySearch(System.Array, System.Object)
                            Meth : Int32 BinarySearch(System.Array, Int32, Int32, System.Object)
                            Meth : Int32 BinarySearch(System.Array, System.Object,
                                      System.Collections.IComparer)
                            Meth : Int32 BinarySearch(System.Array, Int32, Int32, System.Object,
                                      System.Collections.IComparer)
                            Meth : Int32 IndexOf(System.Array, System.Object)
                            Meth : Int32 IndexOf(System.Array, System.Object, Int32)
                            Meth : Int32 IndexOf(System.Array, System.Object, Int32, Int32)
                            Meth : Int32 LastIndexOf(System.Array, System.Object)
                            Meth : Int32 LastIndexOf(System.Array, System.Object, Int32)
                            Meth : Int32 LastIndexOf(System.Array, System.Object, Int32, Int32)
                            Meth : Void Reverse(System.Array)
                            Meth : Void Reverse(System.Array, Int32, Int32)
                            Meth : Void Sort(System.Array)
                            Meth : Void Sort(System.Array, System.Array)
                            Meth : Void Sort(System.Array, Int32, Int32)
                            Meth : Void Sort(System.Array, System.Array, Int32, Int32)
                            Meth : Void Sort(System.Array, System.Collections.IComparer)
                            Meth : Void Sort(System.Array, System.Array, System.Collections.IComparer)
                            Meth : Void Sort(System.Array, Int32, Int32, System.Collections.IComparer)
                            Meth : Void Sort(System.Array, System.Array, Int32, Int32,
                                      System.Collections.IComparer)
                            Meth : Void Initialize()
                            Meth : System.Type GetType()
---- Интерфейсы ----
                            Intf : System.ICloneable
                            Intf : System.Collections.IList
                            Intf : System.Collections.ICollection
                            Intf : System.Collections.IEnumerable

Обратите внимание на то, что параметры методов не имеют названий - в листинге показаны только типы данных. Чтобы получить более подробную информацию о параметрах методов, мы должны воспользоваться методом GetParameters() и структурой ParameterInfo. Как это сделать, показано ниже:

'
' Показать все методы
'
Console.WriteLine("---- Методы ----")
Members = T.GetMethods
For Each MI In Members
     PAInfo = CType(MI, MethodInfo).GetParameters
     If PAInfo.Length > 0 Then
          Console.WriteLine("{0} {1} : {2}{3}", vbTab, "Meth", MI.Name, "(")
          For Each PAI In PAInfo
               Console.WriteLine(" {0} {1} : {2}", vbTab, PAI.Name, _
               PAI.ParameterType.ToString)
          Next
               Console.WriteLine("{0}{1}", vbTab, ")")
          Else
               Console.WriteLine(" {0} {1} : {2}{3}", vbTab, "Meth", MI.Name, _
               "()")
          End If
Next

Теперь мы знаем названия параметров и их тип:

---- Методы ----
               Meth : GetEnumerator()
               Meth : get_IsSynchronized()
               Meth : get_SyncRoot()
               Meth : CopyTo(
               array : System.Array
               index : System.Int32
               )
               Meth : get_IsFixedSize()
               Meth : get_IsReadOnly()
               Meth : Clone()
               Meth : GetHashCode()
               Meth : Equals(
               obj : System.Object
               )
               Meth : ToString()
               Meth : CreateInstance(
               elementType : System.Type
               length : System.Int32
               )

...

Для того чтобы получить доступ к сборке (в нашем примере мы использовали сборку по умолчанию (- mscorlib.dll), всегда загруженную в память), надо обратиться к этой сборке. Вот как это сделать:

Imports System.Reflection
Imports System.IO
Imports Microsoft.Win32
Imports Microsoft.VisualBasic

Module Module1

     Sub Main()

               Dim Asm As [Assembly]
               Dim Mdls As [Module]()
               Dim Mdl As [Module]
               Asm = [Assembly].LoadFrom(GetNetFrameworkPath() + _
               "system.windows.forms.dll")
               Mdls = Asm.GetModules
               Mdl = Mdls(0)

     End Sub

     Function GetNetFrameworkPath() As String
               
               Registry.LocalMachine.OpenSubKey("SOFTWARE\Microsoft\.NETFramework")
               GetNetFrameworkPath = CType(Key.GetValue("InstallRoot"), String) + _
               CType(Key.GetValue("Version"), String) + "\"

     End Function

End Module

После того как мы получили доступ к модулю, мы можем либо изучить определенные в нем типы (как это сделать, показано в первом примере), либо получить информацию об интересующем нам типе.

В следующем номере мы продолжим знакомство с библиотекой классов .NET Framework Class Library. Мы рассмотрим массивы (класс System.Array) и коллекции (пространство имен System.Collections).

Часть 4



 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 13.05.2002 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Microsoft Office для дома и учебы 2019 (лицензия ESD)
Microsoft Office 365 Персональный 32-bit/x64. 1 ПК/MAC + 1 Планшет + 1 Телефон. Все языки. Подписка на 1 год.
Microsoft Office 365 Профессиональный Плюс. Подписка на 1 рабочее место на 1 год
Microsoft Windows Professional 10, Электронный ключ
Microsoft 365 Business Basic (corporate)
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Безопасность компьютерных сетей и защита информации
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
Программирование на Visual Basic/Visual Studio и ASP/ASP.NET
Corel DRAW - от идеи до реализации
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100