|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Второе дыхание ERPИсточник: CONSULTING Дориэн Джеймс и Малколм Л. Вулф
ERP: выгода или пустые траты?В 90-е годы большинство крупных промышленных компаний установили у себя системы планирования ресурсов (ERP) - огромные компьютерные приложения, позволяющие предприятию управлять всеми операциями (финансы, планирование потребностей, кадры, выполнение заказов) на базе единого интегрированного комплекса корпоративных данных. ERP сулили колоссальное повышение производительности, в том числе: сокращение интервалов между заказами и платежами, снижение потребности в техническом персонале, уменьшение товарно-материальных запасов и повышение качества обслуживания клиентов. Вдохновленные этими перспективами, компании в разных странах мира за прошедшее десятилетие вложили в ERP около 300 миллионов долларов. Многих ведущих специалистов по информационным технологиям привлекала возможность заменить комплекс сложных, разобщенных и устаревших приложений единой, готовой к проблеме 2000 и разработанной надежным и известным поставщиком системой. Например, одна крупная нефтяная компания с запуском ERP отключила 350 старых систем. Введя в ERP-систему данные о клиентах и продажах, производитель может прогнозировать спрос на следующий цикл, а на основе этого прогноза формировать заказы на сырье, производственные графики, расписания рабочих смен и финансовые планы, ни на минуту не упуская из виду товарно-материальные запасы. На многих предприятиях пуск ERP имел отрицательные последствия. После долгого, болезненного и дорогого внедрения компании безуспешно пытались найти какую-либо ощутимую выгоду. Те же, кто находил для себя преимущества нововведений, полагали, что можно было достичь того же самого и без помощи компьютерных систем. Один ведущий специалист по ИТ подытожил: "80% всей выгоды, которую мы получили от нашей ERP-системы, есть результат перемен (например оптимизации товарно-материальных запасов), а это можно было сделать и без вложений в ИТ". Сегодня, когда в мире информационных технологий основное внимание обращено на электронный бизнес, где особенно популярны термины "расторопность" (nimbleness) и Web-скорость, тяжеловесные системы ERP становятся все более похожими на неуклюжие реликты старого мира ИТ. И все же компаниям не следует оплакивать понесенные затраты: навыки и возможности, с трудом приобретенные в ходе внедрения ERP, позволят им постепенно улучшать ERP-приложения, а эти усовершенствования в совокупности создадут значительную стоимость. ERP могут оказаться полезными и с точки зрения технологий, облегчающих реализацию многообещающих проектов наподобие электронной коммерции и CRM (маркетинг непрерывных отношений), которых не существовало в период первых внедрений ERP-систем. Нижние ступениВ начале "восхождения" необходимо вернуться к обоснованию ERP (или впервые разработать его), чтобы увидеть дополнительные пути рационализации и экономии. Также необходимо культивировать психологию постоянного совершенствования, а это может вызвать недовольство сотрудников. Один консультант по внедрению сравнил реализацию ERP с марафонским бегом. Редкая команда из тех, которым удалось, подгоняя друг друга, уложиться в сроки и смету, согласится пройти это снова. И все же стремление своевременно выполнить поставленную задачу наверняка дало какие-то плюсы, и эти плюсы можно использовать при осуществлении новых проектов. Ключ к непрерывному успеху - расширение круга лиц, ответственных за реализацию инициатив, создание сети "хозяев проекта". У них могут быть разные обязанности и должности, но их должно объединять понимание ERP-системы. Их задача - искать оптимальные возможности для внедрения и поддержания усовершенствований на каждом рабочем месте, открывать новые направления рационализации. Отладка системы. Один такой проект включает в себя отладку технической и коммерческой эксплуатации системы ERP с целью снижения затрат. Скажем, можно объединить дублируемые в разных местах функции (например, контроль за кредиторской задолженностью или компьютерные операции). "То, что не помешало бы". Возможно, плановая горячка заставила команду, изначально занимавшуюся внедрением ERP-системы, пожертвовать несущественными, но полезными функциями. Ищите дополнительные функции с коротким сроком окупаемости, такие как системы электронного оформления заказов и платежей. Собранные данные. Системы ERP сводят горы информации о клиентах, поставщиках и внутренних процессах. Анализируя все это, предприятия получают возможность больше продавать и меньше тратить. Так, информация из базы данных о платежах может показать, что компания покупает товары одной категории у многих поставщиков. Если заказывать у немногих, можно добиться ощутимых скидок. Достижение единообразия. Иногда желание оптимизировать операции на местах обходится недешево. Один производитель, выяснив, что разница в организации процессов сбыта не позволяла ему контролировать состояние товарных запасов в ряде европейских стран, объединил эти процессы. "Задним числом это было очевидно", - сказал один из менеджеров компании, - "но только на собственном опыте сотрудники поняли, зачем необходимо делать все одинаково". Верхние ступени
Реализовав указанные проекты, можно начать восхождение к верхним ступеням - к достижению преимуществ перед конкурентами. Ряд технологий, многие из которых возникли уже после появления ERP, поможет расширить и усилить возможности исходной системы. Четыре приведенных ниже примера не исчерпывают всех вариантов. Электронная торговля. Ничего не стоит обзавестись Web-страничкой с рекламой продуктов и начать принимать в оплату кредитные карты. Но чтобы стать лидирующей онлайновой розничной компанией с большими оборотами, понадобится система выполнения заказов и сбыта на мировом уровне - одна из сложнейших задач для электронной розничной торговли. Каковы бы ни были преимущества энергичных новичков онлайнового бизнеса, есть все же колоссальная ценность в системе, способной не только выполнять заказы, но и обрабатывать товарные и денежные возвраты, учитывать недополученный товар. Коммерческие приложения для Интернета, такие как BroadVision, INTERSHOP и InterWorld, могут устанавливаться поверх существующих систем ERP и обеспечивать клиентам высококачественные услуги по каналам Интернета. Электронные закупки. Добавление модуля электронного снабжения к системе ERP может ограничить круг поставщиков и снизить самовольные затраты, производимые сотрудниками, которым "некогда" выполнять обязательные процедуры. Предположим, бухгалтеру необходим новый компьютер. Благодаря модулю электронного снабжения он сможет найти пункт "Снабжение: компьютеры" из папки материального обеспечения, которая выводится на экран на каждом рабочем столе, и выбрать желаемую модель у утвержденного поставщика компании. Если цена превышает установленный лимит, заказ автоматически направляется всем соответствующим руководителям и далее, в случае положительного решения, поступает к поставщику на исполнение. При этом система ERP сама получает и оплачивает счета электронным способом, минуя отделы учета. Подобные системы уже созданы специалистами по электронному снабжению (например Ariba и Commerce One), а также солидными поставщиками ERP-систем, такими как SAP и Oracle. Маркетинг непрерывных отношений. Электронные заказы дают гораздо больше информации о клиентах, чем торговля в магазине. Можно не только узнать, кем являются покупатели, но и чтo они еще искали и даже сколько времени задержались на каждой странице. Добавочное приложение соединяет данные о клиентах, полученные при помощи электронной коммерции, с информацией, хранящейся в системе ERP. Таким образом, можно удовлетворять личные вкусы клиентов и создавать с ними пожизненные отношения. Инструменты, поставляемые специализирующимися на этом виде деятельности Siebel Systems и Vantive, а также крупнейшими поставщиками ERP, дают возможность проследить взаимодействие клиентов по всем каналам торговли. Оптимизация цепи снабжения. Предположим, что производителю игрушек приходится закупать большое количество пластмассы. Приложения от компаний вроде i2 Technologies и SAP помогают проанализировать производственные планы, сгенерированные ERP-системами производителя, и сравнить их с информацией о текущих ценах на сырье. Далее такие приложения автоматически направляют заказы поставщику: на нужное количество в нужное время и по лучшей цене.
|
|