|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Delphi XE2. Знакомство с FireMonkey.Источник: webdelphiru Vlad
Вот сегодня WPF мне и вспомнился при работе c FireMonkey. И пусть меня простят сторонники WPF, но FireMonkey лично для меня показалась более простой и удобной использовании. Есть, конечно, и проблемы, но о проблемах мы ещё поговорить успеем, а пока просто познакомимся с тем, какие возможности открываются перед нами при использовании FireMonkey. В принципе о том, что FireMonkey - это потомок библиотеки VGScene от KSDev, думаю, многие уже знают. Если нет, то можете почитать сообщение на сайте KSDev где сообщается о том, что интеллектуальная собственность KSDev приобретена Embarcadero. Что тут можно сказать? Наверное то, что я искренне рад тому, что разработки нашего соотечественника нашли такое мощное применение в Embarcadero и были воплощены в виде FireMonkey. Что касается Delphi XE2, то теперь помимо простых приложений VCL Application нам стали доступны следующие виды приложений:
Следуя простому правилу "Не знаешь как работать с 2D-графикой - не суйся в 3D" я решил вначале посмотреть, что представляет из себя HD Application. А раз у меня нет iPad'а (я на него только коплю =)), то приложение будем создавать для Windows. А при создании FireMonkey HD Application - вот так:
Но это только на первый взгляд. В действительности же все намного сложнее, если копать глубже. Например, если посмотреть модуль в котором содержится класс TButton для VCL-приложения, то мы увидим Vcl.StdCtrls (или просто StdCtrls для Delphi XE и ниже), а описание того же TButton для FireMonkey содержится уже в FMX.Controls. И всё, что роднит две казалось бы одинаковые кнопки - это только родительский класс TComponent - дальше всё другое. И эти отличия Вы почувствуете сразу же как только бросите кнопку на форму и посмотрите в Object Inspector.
FireMonkey по сравнению со старой доброй VCL дает нам на порядок больше возможностей для разработки красивых интерфейсов, создания анимации и т.д.
Вот, к примеру, возьмем туже кнопку TButton и прикинем сколько нам надо написать кода, чтобы при наведении курсора мыши на кнопку она меняла свою высоту, а после того как курсор будет убран высота бы возвращалась к своему первоначальному значению и при этом анимация была бы плавной, с небольшой задержкой? Задача, на самом деле простенькая, но как говориться, "время - деньги" и хотелось бы сделать такую анимацию максимально быстро. С FireMonkey для решения этой задачи Вам даже не придется писать для этого какой-либо код - всё можно сделать, используя Object Inspector. Смотрите. 1 . Бросаем на форму кнопку TButton. 2. Переходим в Object Inspector и находим свойство Height. Можете заметить, что по-мимо того, что рядом с этим свойством появился новый значок, показывающий, что для свойства можно определить какой-либо эффект, также в Object Inspector'e появился и список выбора в котором можно выбрать вид анимации: 3. Выбираем в списке первый тип анимации - "Create New TFloatAnimation" и задаем в Object Inspector следующие значения свойств анимации:
Duration = 0,5 Enabled = True Inverse = True StartValue = 22 StopValue = 50 Trigger = IsMouseOver=true TriggerInverse = IsMouseOver=false 4. Жмем F9 и любуемся только что созданной анимацией. При наведении курсора мыши на кнопку высота кнопки плавно изменяется пока не достигнет значения 50 пикселей, а после того как курсор убран высота кнопки с той же задержкой возвращается в первоначальное значение. И никакого кода. В запущенном приложение кнопка будет вести себя вот так: На создание такой анимации у меня ушло чуть больше времени, чем длится выше представленный видео-ролик. Теперь разберемся, что мы сделали. Во-первых, стоит отметить, что все элементы управления в FireMonkey (FMX) - это контейнеры, т.е. в любой компонент FMX можно встроить другой. И эту особенность FireMonkey Вы могли легко заметить, когда создавали свою "живую" кнопку: Здесь мы создали для TButton новый дочерний компонент - анимацию. Никто вам не запретит, если захотите, взять и встроить в кнопку TButton вторую надпись в виде TLabel или хоть TPaenel. Такая вот интересная особенность. Во-вторых, что касается свойств анимации. Для анимации TFloatAnimation можно использовать следующие свойства:
Достаточно посмотреть на другие свойства элементов управления, поддающиеся анимации, чтобы убедиться в этом. Однако этот тип анимации не единственный. На вкладке Animations палитры компонентов Вы можете найти ещё несколько типов анимации для Ваших приложений. Например, можно сделать плавное изменение цвета какого-либо элемента на форме, используя TColorAnimation. Ниже представлен небольшой видео-ролик, демонстрирующий применение TColorAnimation для компонента TCalloutRectangle: Анимацию для цвета я задал зацикленную, т.е. свойство Loop выставлено в значение True, а свойства Trigger и TriggerInverse оставил пустыми.
Кроме анимаций Вы также можете применять также для своих элементов на форме различные эффекты типа размытия, тени и т.д. Например, на рисунке ниже показан элемент TCalloutRectangle с наложенным на него эффектом тени: И даже более того - для эффектов Вы также можете создавать различные информации =) В общем возможностей создать красивый и интерфейс приложения - масса.
Ну и в заключении пара слов про стили. Как вы могли заметить, в представленных выше роликах форма приложения выглядит ровно так какой мы её видели в VCL. В Delphi XE2 для приложений VCL Applications стали доступны стили оформления, которые можно настроить, например, выбрав в меню Project - Options - Application - Apperance. Выбор стиля выглядит так: Так вот, FireMonkey дает намного больше возможностей по изменению стиля приложения, чем при использовании обычной VCL. В силу того, что каждый элемент в FireMonkey - это контейнер, мы в силах самостоятельно изменить стиль отрисовки любой части элемента - бордюра, заднего фона, выбрать толщину рамки и т.д. Всё это можно сделать, используя, опять же визуальный редактор. Для примера изменим задний фон для формы. Наши бействия будут следующими:
1. Кидаем на форму компонент TStyleBook 2. В свойства формы StyleBook указываем StyleBook1. 3. Дважды кликаем по компоненты в результате чего откроется окно дизайнера: Чтобы загрузить стиль по умолчанию необходимо нажать кнопку Load Default. Теперь самое интересное. Каждый элемент в дереве стиля определят стиль для какой-либо части компонента. Например, за стиль кнопки отвечает элемент buttonstyle за задний фон элемента - backgroundstyle и т.д.
4. Для цвета формы выбираем в дереве backgroundstyle и в Object Inspector изменяем цвет, например, на красный. 5. Жмем кнопку Apply и смотрим на форму в дизайнере: Чтобы указать какому-либо элементу его уникальный стиль, ему необходимо указать значение свойства StyleLookup. К примеру, Вы можете применить тот же стиль backgroundstyle для кнопки или вообще создать свою уникальную кнопку используя элементы с вкладок Shapes, Layouts, Animations и Effects палитры компонентов.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что FireMonkey - это достаточно удобный фрейморк для создания красивых, информативных и удобных приложений - хотите создавайте элементы управления с анимацией, хотите - с эффетами, срабатывающими по какому-либо событию, полностью перерисовывайте стиль оформления компонентов и т.д. На ряду с этим FireMonkey достаточно прост в использовании - можно строить красивый интерфейс приложения не написав ни одной строчки кода (хотя никто не запрещает вам, если необходимо - делать тоже самое в коде приложения).
Не буду лукавить и скажу, что по ходу написания статьи я также столкнулся и с некоторыми проблемами в работе. Например, не всегда удавалось с первого раза открыть дизайнер стиля у TStyleBook. Мелочь, но тем не менее присутствует. Или в случае с анимацией мне так и не удалось повесить нормально на эффект TShadow анимацию TFloatAnimation - вроде бы и срабатывает анимация, но только не по событию, а только в зацикленом режиме. Были найдены и другие проблемы о которых разработчики писали в своих блогах и на форумах. Однако не стоит забывать, что FireMonkey ещё не исполнилось и 1 месяца и, если эта платформа приживется (а я очень на это надеюсь), то в ближайшем будущем мы увидим обновления и платформа станет ещё мощнее и удобнее в использовании.
Ссылки по теме
|
|