|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
List Visualizer и сериализация с использованием суррогатов (исходники)Источник: rsdn Сергей Тепляков
ВведениеОтладчик Visual Studio предоставляет множество полезных инструментов, без которых сложно себе представить разработку сложных коммерческих приложений. Одним из главных инструментов в процессе отладки являются окна семейства Watch, предназначенные для отображения и редактирования текущего состояния объектов. С его помощью вы можете увидеть значение любого поля или свойства, независимо от того, насколько сложным является объект. Но, как и любой механизм общего назначения, окна семейства Watch содержат ряд ограничений, существенно усложняющих процесс отладки.. Для просмотра и редактирования сложных объектов, разработчики отладчика Visual Studio создали механизм визуализаторов (Visualizer), способных представлять данные объектов в их естественной форме. В комплекте Visual Studio поставляются визуализаторы строковых типов данных (Text Visualizer, Xml Visualizer и Html Visualizer), а также визуализаторы контейнеров ADO.NET (DataSet Visualizer, DataTable Visualizer, DataView Visualizer и DataViewManager Visualizer). Но значительно более важным является возможность добавления собственных визуализаторов для создания в отладчике альтернативных представлений данных в удобном пользовательском интерфейсе. Архитектура визуализаторовАрхитектура визуализаторов основана на том, что в процессе отладки участвуют две составляющие: сторона отладчика (Debugger Side) - код, работающий под управлением Visual Studio (окна Watch, DataTips, QuickWatch и др.) и отлаживаемая сторона (Debuggee Side) - код, который вы отлаживаете (ваша программа). Алгоритм работы визуализатора следующий. Вначале отладчик должен загрузить классы визуализаторов, которые располагаются в одном из двух каталогов: каталог_установки_Visual_studio\Common7\ Packages\Debugger\Visualizers, для загрузки визуализаторов, доступных всем пользователям; \Documents and Setting\%profile%\My Documents\Visual Studio\Visualizers, для загрузки визуализаторов, доступных только текущему пользователю. Отладчик узнает, что сборка содержит визуализатор, когда в сборке есть хотя бы один атрибут DebuggerVisualizerAttribute. Этот атрибут сообщает отладчику класс визуализатора, класс, ответственный за передачу данных между Debuggee Side и Debugger Side, тип объекта, предназначенного для отображения и редактирования, а также описание визуализатора. Когда в окне семейства Watch выводится значение, для типа которого определен визуализатор, то в столбце Value будет находиться значок увеличительного стекла. Если щелкнуть на нем, отладчик выберет и запустит последний визуализатор, который использовался для данного класса (рисунок 1).
После активации визуализатора отладчик сериализует объект на отлаживаемой стороне с использованием класса, указанного в атрибуте DebuggerVisualizerAttribute. Обычно для этих целей используется класс VisualizerObjectSource, который для сериализации/десериализации использует BinaryFormatter. Затем состояние объекта в сериализованной форме передается стороне отладчика, где он десериализуется и отображается в окне пользовательского интерфейса. Если визуализатор предназначен не только для отображения, но и для изменения объекта, этот процесс повторяется в обратном порядке, после чего измененный объект передается на отлаживаемую сторону и заменяет исходный объект. Создание простого визуализатораТеперь перейдем к реализации простого визуализатора, предназначенного для отображения списка объектов.
Вверху файла находится атрибут DebugerVisualizerAttribute, который отладчик ищет в момент загрузки визуализатора. Как уже отмечалось выше, данный атрибут содержит 4 параметра: класс визуализатора, класс, предназначенный для поддержки сериализации, тип объекта, для которого предназначен данный визуализатор, а также описание визуализатора.
Сам класс визуализатора, являющийся наследником DialogDebuggerVisualizer, содержит единственный метод Show, который и реализует всю работу визуализатора. В первой строке вызывается метод objectProvider.GetObject() с помощью которого визуализатор получает данные, необходимые для отображения. Затем создается форма, которая отображается с использованием интерфейса IDialogVisualizerService после чего проверяется возможность редактирования данных с помощью свойства IsObjectReplaceable интерфейса IVisualizerObjectProvider, и если такая возможность присутствует - вызываю метод ReplaceData, для замены данных в отлаживаемой программе. Второй метод класса - SerializableListVisualizer TestListVisualizer предназначен для упрощения задачи тестирования визуализатора, и может вызываться из консольного приложения или модульного теста. После копирования сборки визуализатора (со всеми зависимостями) в одну из соответствующих папок (речь о которых шла выше) данный визуалитор можно будет использовать в любом проекте Visual Studio в последующих сеансах отладки. Поскольку SerializableListVisualizer для передачи данных между процессами использует VisualizerObjectSource, который (как уже говорилось выше) в свою очередь использует BinaryFormatter для сериализации/десериализации объектов, то данный визуализатор будет работать только с объектами, помеченными атрибутом SerializableAttribute. Однако при попытке использовать данный визуализатор с классом, не помеченным атрибутом SerializableAttribute (и не реализующим интерфейс ISerializable), вы получите исключение, в котором говорится о том, что указанный класс не является сериализуемым. Для тестирования работы визуализатора воспользуемся следующим тестовым классом:
Сериализация с использованием суррогатовХотя класс SerializableListVisualizer является полноценным визуализатором списка объектов, его практическое применение слишком ограничено. Мало кто согласится добавить атрибут SerializableAttribute к своему классу только для того, чтобы объекты этого класса можно было посмотреть в красивом виде. Поэтому необходимо как-то обойти это досадное ограничение, и все же реализовать возможность отображения и редактирования списков несериализуемых объектов. Архитектура визуализаторов предусматривает возможность вмешаться в процесс сериализации и десериализации путем создания наследника от VisualizerObjectSource и указания этого типа в атрибуте DebuggerVisualizerAttribute. Таким образом, решение задачи отображения и редактирования несереализуемых объектов по сути своей, сводится к решению задачи сериализации и десериализации несериализируемых объектов. Инфраструктура сериализации в .Net Framework предусматривает возможность "делегирования" полномочий по сериализации некоторого объекта другим объектам. Для этого необходимо определить "суррогатный тип" ("surrogate type"), который возьмет на себя операции сериализации и десериализации существующего типа (путем реализации интерфейса ISerializationSurrogate). Затем необходимо зарегистрировать экземпляр суррогатного типа в форматирующем объекте, сообщая ему, какой тип подменяется суррогатным. Когда форматирующий объект обнаруживает, что выполняется сериализация или десериализация экземпляра существующего типа, он вызывает методы, определенные в соответствующем суррогатном типе. Предположим, существует некоторый несериализуемый класс следующего вида:
Класс не помечен атрибутом SerializableAttrubute и не реализует интерфейс ISerializable, т.е. не предусматривает сериализацию своих экземпляров. Это ограничение можно обойти, создав суррогатный тип, который возьмет на себя ответственность за сериализацию и десериализацию экземпляров указанного типа. Для этого нужно создать класс, реализующий интерфейс ISerializationSurrogate, который определен следующим образом:
Этот интерфейс аналогичен интерфейсу ISerializable. Отличие состоит в том, что методы интерфейса ISerializationSurrogate принимают дополнительный параметр - ссылку на реальный объект, подлежащий сериализации. Поскольку сам класс NonSerializableClass достаточно прост, то и реализация соответствующего суррогата будет простой. В методе GetObjectData первый параметр нужно привести к соответствующему типу и сохранить все поля в объекте SerializationInfo. Для десериализации объекта вызывается метод SetObjectData, при этом ссылка на десериализуемый объект возвращается статическим методом GetUnitializedObject, принадлежащим FormatterServices. Т.е. все поля объекта перед десериализацией пусты и для объекта не вызван никакой конструктор. Задача метода SetObjectData - инициализировать поля объекта, получая значения из объекта SerializationInfo.
Единственная проблема, которая может возникнуть при создании суррогатных типов даже для простых объектов - это создание суррогатов для value-типов. Проблема в том, что первый параметр метода SetObjectData относится к типу Object, т.е. value-тип будет передан в упакованном виде, а в таких языках программирования как C# и Visual Basic просто не предусмотрена возможность изменения свойств непосредственно в упакованном объекте. Единственный способ сделать это - воспользоваться механизмом рефлексии (reflection) следующим образом:
Использование суррогатного типа следующее:
Теперь перейдем к реализации суррогатного типа, осуществляющего сериализацию/десериализацию несериализируемых типов. Основная работа по сериализации объекта осуществляет функция SerializeFields. Ее реализация основана на использовании механизма рефлексии, с помощью которого я получаю все поля объекта и, если поле является сериализуемым, добавляю значение поля в объект SerializationInfo. Поскольку я получаю только поля объекта, объявленные в текущем типе, функцию SerializeFields нужно вызвать рекурсивно для всех базовых классов сериализуемого объекта. Рекурсия останавливается при достижении класса Object. Десериализация осуществляется с помощью функции DeserializeFields и ее реализация является аналогичной. Ограничением данной реализации является то, что если сериализуемый объект в качестве поля будет содержать объект несериализуемого типа, то это поле останется неинициализированным, что в некоторых случаях может привести к непредсказуемому поведению.
Для простоты использования класса NonSerializableSurrogate создадим соответствующий селектор (класс, реализующий интерфейс ISurrogateSelector), который будет возвращать NonSerializableSurrogate только при попытке сериализации класса, не поддерживающего сериализацию.
Пример использования классов NonSerializableSurrogate и NonSerializableSurrogateSelector:
Реализация визуализатора списка объектов, не поддерживающих сериализациюДля реализации визуализатора списка объектов, не поддерживающих сериализацию, необходимо реализовать класс-наследник от VisualizerObjectSource, который с помощью суррогатного типа, определенного в предыдущем разделе, будет заниматься сериализацией/десериализацией списка объектов, не поддерживающих сериализацию.
Реализовать визуализатор на основе уже разработанных классов совсем несложно.
Осталось скопировать полученную сборку в папку визуализаторов и запустить отладку. Для проверки работы визуализатора будем использовать несериализируемый класс следующего вида:
ВыводыВ этой небольшой статье я рассмотрел два, казалось бы, совершенно не связанных вопроса: реализация собственных визуализаторов и сериализацию с использованием суррогатов. Это связано с тем, что для работы визуализатора требуется сериализация/десериализация объектов между двумя процессами: процессом отладчика и процессом отлаживаемого кода. Наличие в арсенале разработчика визуализатора списка объектов может существенно упростить отладку и просмотр состояния объектов на этапе выполнения. Но ограничить себя просмотром и изменением только сериализуемых объектов - значит отказаться от этого инструмента в 90% случаев. Поэтому я предпринял попытку обойти это ограничение и реализовать более универсальный визуализатор, предназначенный для работы со списками как сериализируемых, так и не сериализируемых объектов. Ссылки по теме
|
|