Сергей Бобровский
Срок как важнейший приоритет
Софт-компании, заинтересованные в активном расширении бизнеса, часто сталкиваются с проблемой выбора подходящей методологии создания ПО.
Классические модели типа "водопада" подразумевают четкое определение требований к проекту и плохо работают в условиях меняющихся требований и жестких сроков. Наиболее эффективными в такой ситуации оказываются различные итеративные подходы, позволяющие быстро создать работоспособный прототип и постепенно наращивать его функциональные возможности. Главное различие между такими подходами заключается в методе определения ключевых, наиболее важных требований к системе.
Например, методика экстремального программирования (см. статью "Экстремальное программирование") подразумевает создание продукта фактически при непрерывном контакте с заказчиком.
Она полезна в случае малых и средних задач для небольших групп разработчиков, но менее эффективна, когда объем проекта велик, а заказчик - достаточно крупная организация, у специалистов которой нет времени на длительные контакты с подрядчиком.
Кроме того, подобные методики обычно допускают отклонение от бюджета и сроков, но размер этого отклонения на ранних этапах контакта с заказчиком определить очень сложно, особенно если объемы работ велики.
Существует ряд моделей разработки, которые направлены на реализацию проекта с гарантированным соблюдением одного из проектных параметров. В качестве такого параметра чаще всего выбирается срок завершения (при этом запланированная сумма расходов может быть значительно превышена), бюджет (но при этом возможно существенное затягивание сроков работ) или качество (при вероятном перерасходе финансовых и временных ресурсов).
В абсолютном большинстве случаев самым важным считается соблюдение сроков. Это подтверждают результаты исследований различных консалтинговых компаний, анализировавших возможные риски при срыве параметров ИТ-проекта: наиболее неприятным для компании-заказчика называют сдвиг даты его окончания.