(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

Тенденции возникновения и развития стилей в веб-дизайне

Источник: i2r

Постановка проблемы

Увеличение интереса к технологиям интернет, их быстрое развитие, распространение, выход на определенный качественный уро-вень в визуализации информации, способствуют значительному притоку профес-сиональных дизайнеров в эту все еще новую область графического дизайна. На-копленный опыт и уникальная возможность доступа к наследию веб-дизайна по-зволяет сегодня увидеть веб-сайты, по своим графическим и эстетическим осо-бенностям относящиеся к различным направлениям в графическом дизайне. Рас-сматриваемый нами период очерчен временным промежутком с момента возник-новения сети интернет по настоящее время, позволяет увидеть определенные тен-денции в оформлении веб-информации. В то же время универсализация и приспо-собление к утилитарным нуждам интернета ставят перед дизайнерами-графиками задачи соотношения технологичности и эстетики в разработке веб-сайтов. Про-блемы адаптации и взаимодействия интернета с альтернативными информацион-ными источниками, поиск визуального единства с другими объектами графиче-ского дизайна поднимают вопрос определения стиля в веб-дизайне, решение ко-торого ложится на дизайнеров-практиков и искусствоведов.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема стиля в веб-дизайне еще недостаточно исследована теоретиками дизайна. Непосредственное отношение к этой теме имеет книга Клонингера К. "Свежие стили Web-дизайна. Как сделать из вашего сайта "конфетку". И хотя работа сужена рассмотрением концепции авторских стилей в сети интернет, она интересна тем, что поднимает проблему стилевой неоднородности в веб-дизайне, а также проблематичности четкого определения стилей. В контексте данной проблемы несомненный интерес представляет работа Серова С. "Стиль в графическом дизайне. 1960-1980-е годы". Несмотря на то, что рамки исследования охватывают период 60 - 80-х годов прошлого века, в ней четко обозначены тенденции стилевого развития графиче-ского дизайна в целом. С определенной долей вероятности мы можем применить этот материал и в рассмотрении стилевых тенденций в веб-дизайне. Одними из последних исследований стилей в графическом дизайне являются публикация Сбитневой Н. "Графический дизайн постсоветского пространства 1990-х годов" и кандидатская работа автора настоящего исследования "Веб-сайт как объект графического дизайна". Учитывая небольшое количество исследований можно заключить, что проблема стиля в веб-дизайне пока остается вне поля зрения ис-кусствоведения.

Цель работы - рассмотреть основные тенденции в возникновении и раз-витии стилей в веб-дизайне.

Результаты исследования

Проблематичность выявления стилей в веб-дизайне обусловлена факторами, находящимися как в поле зрения искусствоведе-ния, так и заложенными в самой специфики дизайна в интернет. Появление воз-можности оформления электронных текстовых страниц, доступных значительно-му количеству пользователей сети интернет обусловлено, прежде всего, развити-ем технологии ретрансляции данных и усовершенствованием программных воз-можностей передачи и приема (отображения) информации. Тот небольшой пери-од (с точки зрения теории искусствоведения), прошедший с момента появления возможностей форматирования текста и внедрения изображений в интернет-страницы, вплоть до создания интерактивно-насыщенных веб-сайтов, ограничен промежутком с 1991 года по настоящее время, что делает затруднительным чет-кое определение сложившихся в нем стилей. Кроме того, интернет, появившийся как способ обмена данными среди ученых, достаточно быстро стал массовым ка-налом коммуникации, где каждый мог использовать возможности оформления веб-страниц, претендуя на роль дизайнера. В условиях перехода от "постиндуст-риального общества" к обществу "информационному" глобальная компьютериза-ция качественно повысила роль таких особенностей мышления дизайнера, как во-ображение и уровень интуитивности при моделировании результата проектных и практических действий. В конечном счете, компьютеризация способство-вала и социальному нивелированию профессии дизайнера, сделав ее "видимо дос-тупной" для всех желающих работать в сфере дизайна.

Появление нового вида графического дизайна - веб-дизайна проходит в сложном процессе адаптации существующих возможностей визуализации инфор-мации с классическим наследием оформления книги. Их адаптация к существую-щим и развивающимся возможностям коммуникации идет по пути поиска инди-видуального способа визуализации и подачи информации. Соответственно, одной из основных задач, стоящих перед веб-дизайном, является формирование собст-венного метаязыка подачи информации. В этом техногенном информационном пространстве формирующийся вид графического дизайна во многом зависит от стоящих перед разработчиками интернет утилитарных задач передачи электрон-ных данных. Однако здесь находиться одна из движущих сил графического ди-зайна, находящегося в авангарде проектной культуры. Предъявляемые к нему требования острого чувства времени, способности отображать день сегодняшний и заглядывать в завтрашний, предопределяют его быструю реакцию на появление новых технологических возможностей [6, c. 3]. Таким образом, принимая во вни-мание то, что веб-дизайн является одним из видов графического дизайна, можно предположить, что появление и развитие в графическом дизайне определенных стилей, безусловно, будет влиять на веб-дизайн и на создаваемые в нем веб-сайты. Однако и в самом веб-дизайне могут зарождаться стили, которые в дальнейшем окажут влияние на весь графический дизайн в целом.

Искусствоведческая проблема идентификации стиля в веб-дизайне заклю-чается как в узости временных рамок самого явления, недостаточных для того, чтобы проследить появление и распространение стилей, так и в сложности опре-деления того, что же является стилем. " Проблема стиля одна из сложнейших про-блем в истории искусства ", и для определения стиля необходимы не только признаки его наличия, характеризуемые единством выразительных форм, наблюдаемых в некоем множестве произведений, кругом последователей, но и определенным временным промежутком, позволяющим идентифицировать и уви-деть эту тенденцию извне с отдаленной от него исторической позиции. Соответ-ственно очень сложно сделать это с позиции современников, каковыми мы явля-емся по отношению к веб-дизайну.

В определении стиля видится необходимым принять за точку отсчета тот факт, что стилем является художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, складывающаяся в ходе развития ма-териала и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Характерным признаком стиля является его сравнительное посто-янство. В то же время важным для дизайна является тесная связь стилевых прояв-лений с общественными и эстетическими нормами времени, а также целостный характер проявлений стиля. В дизайне стилевое решение часто носит концепту-альный характер, выражает творческую платформу автора. В более узком значе-нии этого слова для веб-сайта стиль - это система визуальных элементов, при-званная обеспечить целостность восприятия как веб-сайта в целом, так и отдель-ной его страницы.

Определенная универсальность стилей в графическом дизайне начала - се-редины ХХ века, их логика в возникновении и завершении, а также последова-тельность под воздействием различных социальных и эстетических потребностей человечества были безжалостно нарушены "новой" эпохой. Исчерпанность пред-шествующего эстетического опыта и возникновение новых ценностей и идеалов мощной волной воплотились в постмодернистических тенденциях графического дизайна. Распространение и развитие единого универсального стиля размывается в новых стилевых концепциях и авторских стилях, находящих определенный круг последователей. Стилистическое единство проявляется как в поисках общности региональных и творческих школ в целевом, функциональном единстве стиля, так и в формах стилистического единства, возникающего из единства условий жизни и инженерно-технологических процессов, характерных для глобализации. Эта проблема находит свое отображение и в веб-дизайне. В частности, среди веб-разработчиков разворачиваются дискуссии (весьма острые подчас) о том, нужно ли жестко определять и регламентировать стили, в которых создаются веб-сайты. Большая часть разработчиков вообще не может определить, что такое стиль в веб-дизайне и какие стили на данный момент существуют. Возникающее отсюда микширование различных стилистических и графических приемов сопровождает-ся изобретением названий этим квазистилям.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сегодня не представляется воз-можным дать четкое определение стилей в веб-дизайне. Перечисление различных мнений о стилевых названиях только запутало бы подобную классификацию. В диссертационной работе "Веб-сайт как объект графического дизайна" нами была обозначены основные стилевые направления в дизайне веб-сайтов. Выявленный в исследовании факт того, что графический язык веб-дизайна развивается под влиянием социокультурных процессов, оказывающих влияние на тенденции развития графического дизайна в целом, а также благодаря специфике самого инструмента дизайнера-графика - персонального компьютера, позволил нам определить такие направления в современном веб-дизайне, как:

  • "Текстовый" дизайн;
  • "Полиграфический" дизайн;
  • "Интерфейсный", или юзабилити-дизайн;
  • "Динамический" дизайн;
  • Смешанные направления.

Дальнейшие исследования стилевых особенностей веб-сайтов показали, что эти направления находятся в русле более глобальных течений характеризующих современное состояние дизайна в интернете. Анализ значительного количества веб-сайтов, созданных за последние годы [8], позволяет утверждать, что созда-ваемые веб-сайты находятся в русле трех основных течений, условно обозначен-ными нами, как:

  • "интерфейсный" или "унифицированный" дизайн;
  • "авторский" или "альтернативный" дизайн;
  • "этнический" или "региональный" дизайн.

Указанные нами модели имеют пока рабочие названия. Эти модели имеют ряд характеристик, уникальных критериев и особенностей, собственно позво-ляющих их обозначить.

Для наиболее распространенной сегодня модели "интерфейсного" дизайна характерны такие критерии, как: функциональность веб-сайта, однородность гра-фического решения и шаблонность, в основе которой находиться стремление при-близить графический интерфейс веб-сайта к уже ставшим привычным для пользо-вателей персональных компьютеров программным оболочкам. Особую роль в распространении подобной модели играет наука юзабилити (usability), регламен-тирующая создание удобных с точки зрения пользователей веб-сайтов. В русле этой модели создается большая часть существующих сегодня веб-сайтов. Их ос-новной задачей по-прежнему является логичность содержания и смысл переда-ваемого пользователю сообщения.

Модель "авторского" или "альтернативного" дизайна характеризуется, прежде всего, нестандартностью решения как функциональной, так и графиче-ских сторон веб-сайта. Именно в этой модели используются все программные новшества и проводятся эксперименты с пользовательским интерфейсом, против которых выступают сторонники "дружественного" интерфейса. В отличие от мо-дели "интерфейсного" дизайна здесь на первый план выступает не столько смысл самого сообщения, сколько "создание сплошной виртуальной среды, где важна сама причастность к ней… возможность получения информации как таковая важ-нее конкретных сообщений". На наш взгляд, именно в этой модели про-исходит апробация, а возможно и формирование основных стилей веб-дизайна.

Третья модель на сегодняшний день скорее более перспективна, чем функ-циональна. Это связанно с характерной для постиндустриального общества и для интернета в целом стремлению к унификации и универсализации в ущерб само-определению и национальной идентификации. Для самой же модели характерна этнокультурологичность в формировании стилевых и коммуникативных особен-ностей веб-сайта. Пока что признаки подобной модели можно увидеть преимуще-ственно в азиатских регионах интернета. Основой для этого является способ вос-приятия и мышления, отличный от американо-европейского, что несомненно, ви-зуально усиливается шрифтовым своеобразием данных регионов.

С определенной долей вероятности можно прогнозировать, что подобная модель со временем может получить дальнейшее развитие на региональных уров-нях как компенсаторный фактор всеобщей глобализации и интернационализации в графическом дизайне.

Выводы

Нами выявлено, что четкого определения стилей в веб-дизайне на сегодняшний день не существует. На возникновение и развитие стилей в веб-дизайне оказывают влияние социокультурные процессы, влияющие на тенденции развития графического дизайна в целом, а также специфика самого инструмента графика-дизайнера - персонального компьютера. В качестве рабочих моделей, влияющих на формирование стилей и направлений в веб-дизайне, нами обозначе-ны такие модели, как: "интерфейсный" или "унифицированный" дизайн, "автор-ский" или "альтернативный" дизайн, "этнический" или "региональный" дизайн.

Дальнейшее исследование развития направлений и стилей в веб-дизайне видится возможным проводить в русле обозначенных нами моделей.

Ссылки по теме


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 02.06.2009 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Pinnacle Studio 22 Ultimate
Microsoft Office 365 для Дома 32-bit/x64. 5 ПК/Mac + 5 Планшетов + 5 Телефонов. Подписка на 1 год.
Zend Server with Z-Ray Developer Edition - Standard
SAP Crystal Reports XI R2 Dev 2006 INTL WIN NUL License (Version 11)
Quest Software. Toad for DBA Suite for Oracle
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование в AutoCAD
Компьютерный дизайн - Все графические редакторы
Вопросы и ответы по MS SQL Server
Мастерская программиста
Компьютерная библиотека: книги, статьи, полезные ссылки
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100