(495) 925-0049, ITShop интернет-магазин 229-0436, Учебный Центр 925-0049
  Главная страница Карта сайта Контакты
Поиск
Вход
Регистрация
Рассылки сайта
 
 
 
 
 

IRC клиент на Delphi

Источник: ishodniki
Лозовский Александр

Автор: Лозовский Александр

Если помнишь, пару месяцев назад я предложил читателям придумать свою тему для кодинга. И, соответственно, удовлетворить самые популярные требования в своей статье. Настало время воплотить этот план в жизнь. Сегодня мне в руки попало письмо от "ViT" (noginsk@rambler.ru). Он предложил мне рассказать о создании своего IRC-клиента с использованием компонента ActiveIRC. Что ж, я просто не могу ему отказать :).

На самом деле, есть много способов написания IRC-клиента. Во-первых, это прямая работа с IRC-протоколом. Дело весьма напряжное, и помочь в нем тебе сможет либо старый добрый Indy, либо библа WSocket из комплекта интернет-компонентов ICS (Internet Component Suite). Собственно, если посмотреть на www.torry.net/irc.htm - список наиболее популярных IRC-компонентов, можно обнаружить, что большая их часть именно так и поступает - использует Indy либо WSocket. Заметь, при этом они не стесняются требовать у тебя десятки долларов за использование их софта. Компонент ActiveIRC лишен этого недостатка, поэтому именно про него я сегодня и расскажу.

ActiveIRC Component

Представляет он собой обычный бесплатный ActiveX компонент. В поставку компонента входит файл "ActiveIRC installer.exe" плюс документация. По большому счету, никакой документации к нему и не требуется - все предельно ясно, но для интереса можно и ознакомиться - там есть описание нескольких полезных функций.

После запуска обозначенного exe-файла тут же появится сообщение... об удачной установке. Но радоваться еще рано, т.к. если ты запустишь Delphi и откроешь в компонентах вкладку "ActiveX", то, разумеется, ничего не найдешь. Почему? Да потому, что разбаловались Вы, батенька, и привыкли, что инсталлятор делает все за Вас. На самом же деле он только переносит свой OCX файл в WINDOWS\SYSTEM, а регистрировать его придется уже ручками: component -> import ActiveX control -> ActiveIrc ActiveX -> выбрать файл Activeirc.ocx из системного каталога и инсталлировать его. Теперь он появится во вкладке ActiveX, и его можно смело класть на форму.

Create form

Наша форма будет довольно простой, состоящей из следующих элементов: 4 компонента Edit, 4 Кнопки, 3 Label, 1 Memo и собственно сам ActiveIRC. Результат формы смотри на рис.1.

А теперь проставим названия:

  • Label1 - свойство "caption" - "Сервер:"
  • Label2 - свойство "caption" - "Порт:"
  • Label3 - свойство "caption" - "Ник:"
  • Button1 - свойство "caption" - "CONNECT"
  • Button2 - свойство "сaption" - "JOIN"
  • Button3 - свойство "caption" - "Leave"
  • Button4 - свойство "caption" - "Сказать"

Label'ы 1-3 будут сопровождать соответствующие Edit'ы. Также можешь создать Edit'ы для ввода других данных, которые могут тебе понадобиться. Для них существуют свойства Email, FullName и Ident (в последнем обычно прописано "localhost").

У каждой кнопки есть свой caption. Он соответствует назначению каждой кнопки. Например, Button1 - CONNECT, отвечает за соединение с сервером. JOIN - зайти на канал.

В общем-то, можно обойтись и без батонов - вместо них написать обработчик OnKeyDown для Edit4 (в нем мы будем писать наши сообщения). Например, обработка команды "/JOIN #LOVE" сведется к удалению из строки всех символов от "/" до "#" и запуску процедуры: ActiveIrc1.Join ('#LOVE');.

Коннект и общение

Для коннекта к серверу и передачи данных о пользователе мы с тобой слепили кнопку "CONNECT". Давай посмотрим на ее событие OnClick:

ActiveIrc1.server:= edit1.Text;
ActiveIrc1.port:= strtoint (edit2.text);
ActiveIrc1.nick:= edit3.Text;
ActiveIrc1.Connect;

Правда, здесь я прописываю не все свойства, а только те, без которых трудно обойтись. Далее вызовом метода Connect запускаем процесс соединения.

Как ты, наверное, догадался, главным компонентом у нас будет Memo1. Именно в нем будут отображаться все сообщения. А поскольку каждое сообщение - это уже событие (я имею в виду Event), давай создадим необходимые обработчики:

OnConsole - как только ты получаешь очередную порцию данных, например, служебная инфа от сервера, активизируется это событие. Единственное, что оно может дать - это переменную text, содержащую в себе само сообщение, поэтому пиши: memo1.lines.add (text);.

OnIRCReady - когда IRC-сервак будет готов принимать твои команды и свойство IsConnected примет значение TRUE, вызывается этот Event. В его обработчик достаточно написать, допустим, уведомление об этом: Memo1.Lines.Add ('Готов к труду и обороне!');.

OnMessage - сообщение, отправленное любым пользователем на канале, активирует этот Event. Естественно, что и возвращает он нам: channel - имя канала, user - ник юзера, text - собственно само сообщение. В его обработчик я написал: memo1.Lines.Add('('+channel+')'+user+'> '+text);. Заметь, что в этом случае к каждой мессаге будет приплюсовываться имя канала, с которого она отправлена. Это необходимо, если пользователь беседует на нескольких каналах, а при этом для чата используется всего одно окно. Вот пример такого сообщения:

(#Xakep)Petrovis> Да, наш админ тоже этим страдает :).

  • OnPrivateMessage - если какой-нибудь пользователь соизволил сделать на тебя /msg, т.е. отправить личное сообщение, придется обработать этот Event. Как это сделать - решать тебе (тут большой простор для фантазии, особенно для бывалого скриптера), но я сделал просто: memo1.Lines.Add('Приват от '+user+'--> '+text);.
  • OnUserJoins - в его обработчик ты можешь записать реакцию на приджойнившегося к каналу юзера. Я сделал простое уведомление:
memo1.Lines.Add('Пришел товарищ '+user+' на канал: '+channel+'!');

Ничто не мешает тебе сделать автоматическое приветствие в духе:

if User = 'Petya'
 then ActiveIRC.Say (Edit5.text, 'Привет, уважаемый! Давно ждал тебя :)');
  • OnUserKick - когда скрипты только входили в моду, это событие было крайне необходимо для любителей сетевых разборок. После того как на канале кто-то кого-то кикнет, в твое распоряжение поступят константы: channel - канал, kickedby - имя обидчика, UserKicked - имя обиженного, Reason - основание. Как реагировать на это событие - решать тебе.
  • OnUserQuits - твоя реакция на чей-то уход с канала. В этом событии содержится имя покинувшего IRC-сервер пользователя.

События изучили, теперь перейдем к самому кодингу. Начнем с OnClick для кнопки "JOIN": ActiveIrc1.Join(edit5.Text), а в OnClick для "LEAVE", соответственно - ActiveIrc1.Leave;. Чтобы послать сообщение на канал или лично юзеру, нам понадобится кнопка "Сказать". Строчка ActiveIrc1.Say(edit5.Text,edit4.Text); позволит отправить на канал сообщение из Edit5 (Edit4 - это имя канала), но если первым аргументом будет прописан чей-то ник, то у этого пользователя откроется окно с приват-сообщением.

Полезные функции

Помимо той основы, что я описал, у этого компонента присутствуют еще несколько интересных функций:

  • boolean Raw(string: command) - напрямую отправляет команду IRC-серверу без обработки ActiveIRC. В случае успеха возвращает TRUE.
  • boolean CTCPRequest(string nick, string ctcp, string info) - направляет пользователю CTCP-запрос. Очень поможет, если тебе захочется узнать:
  • VERSION - версию его IRC-софта.
  • PING - пинг к юзеру.
  • TIME - локальное время юзера. Действительно, это бывает полезным, особенно если ты любишь разговаривать с иностранцами.
  • boolean CTCPReply(string nick, string ctcp, string reply) - отвечает на CTCP-запрос.
  • boolean GetChannelMode(string channel, string mode) - возвращает тебе режим, в котором работает канал. Например:
  • i - invite only. Если ты не относишься к приглашенным - извини. Вход закрыт.
  • M - Moderated.
  • N - No external messages.
  • T - только ОПы могут устанавливать темы.
  • boolean GetUserMode(string channel, string user, string mode); - то же самое, но для пользователя. В данном случае он может быть либо о (ОП), либо v (войс).

И вновь продолжается бой!

Что ж, теперь у тебя в руках есть все необходимое. Осталось только напрячь свою фантазию, сделать красивый интерфейс и выложить полученный результат в инет для общего скачивания. Не будь жадным - выкладывай все бесплатно, а по возможности давай и сорсы. Так у тебя больше шансов быть замеченным. Вдруг ты задвинешь mIRC своим супернавороченным клиентом :).

P.S. И как обычно - готовый вариант программы вместе с сорсами бери с www.xakep.ru или с нашего компакт-диска. Удачи!

Альтернативный вариант

Как я уже говорил, этот компонент далеко не единственный. Их довольно много, правда, практически все они плохие. Но один из них все-таки стоит выделить - компонент XiRC от простого мексиканского парня Martin Bleakley. Дело в том, что этот господин выбрал верный путь - он программил свой компонент с использованием Indy 8.0. Это его первый компонент и к тому же freeware.

К компоненту прилагаются 2 демы, причем вторая - практически готовый IRC-клиент. Но учти, что работать он у тебя не будет. Просто потому, что Мартин забыл сказать, что для его оформления он использовал компоненты FlatStyle (их я тоже положил на диск, а вообще их можно качать с www.torry.net/vcl/packs/interfacemiddle/flatstyl.zip). Эта коллекция - просто красивые аналоги дельфийских компонентов, но их отсутствие грозит тебе изрядными проблемами с запуском его демы.

Ссылки по теме

Файлы для загрузки


 Распечатать »
 Правила публикации »
  Написать редактору 
 Рекомендовать » Дата публикации: 30.03.2009 
 

Магазин программного обеспечения   WWW.ITSHOP.RU
Delphi Professional Named User
Enterprise Connectors (1 Year term)
VMware Workstation Pro 12 for Linux and Windows, ESD
ABViewer Professional пользовательская
ABBYY Lingvo x6 Английская Домашняя версия, электронный ключ
 
Другие предложения...
 
Курсы обучения   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Магазин сертификационных экзаменов   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
3D Принтеры | 3D Печать   WWW.ITSHOP.RU
 
Другие предложения...
 
Новости по теме
 
Рассылки Subscribe.ru
Информационные технологии: CASE, RAD, ERP, OLAP
Новости ITShop.ru - ПО, книги, документация, курсы обучения
Программирование на Microsoft Access
CASE-технологии
СУБД Oracle "с нуля"
Corel DRAW - от идеи до реализации
3D и виртуальная реальность. Все о Macromedia Flash MX.
 
Статьи по теме
 
Новинки каталога Download
 
Исходники
 
Документация
 
 



    
rambler's top100 Rambler's Top100