Вчерашний сбой всех альтернативных ICQ-мессенджеров произошел лишь на территории России и некоторых стран СНГ - там, где проживает основная масса пользователей ICQ. "По разным оценкам, этот сервис у нас используют 40-60% абонентов, в то время как в США компания занимает всего 5-6% рынка", - говорит Татьяна Менькова, аналитик ИК "Финам". Это подтверждает и Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru (развивает мессенджер Mail.ru Агент, использующий среди прочих протокол ICQ). "Можно предполагать (с достаточно большой степенью уверенности), что все эти действия со стороны ICQ были направлены специально на пользователей альтернативных ICQ-клиентов. - добавляет она. - Но стоит отметить, что ICQ настолько "жестко" принялась за дело, что проблемы с подключением к сети были даже - по нашим данным - у пользователей ряда версий официального клиента ICQ".
Татьяна Менькова не исключает, что AOL в чем-то выиграет от вчерашнего "рейда" - многие пользователи, которые не хотят возникновения новых проблем со связью, предпочтут перейти на "официальную" ICQ, несмотря на очевидные недостатки этого сервиса. Но при этом отношение к компании, очевидно, заметно ухудшится: пользователи интернета традиционно не любят монополистов, особенно столь явно показывающих свое влияние. О том, что имидж AOL в итоге пострадает, говорит и Михаил Гуревич, гендиректор входящей в РБК компании "Медиа мир" (имеет опцион на покупку мессенджера QIP), назвавший случившееся "странным актом дискриминации пользователей, проживающих на территории РФ". "Протокол должен быть открытым, - считает он. - Тогда на смену монополизации приходит конкуренция, которая заставляет разработчиков улучшать сервисы".
Гуревич считает, что действия AOL способствовали усилению позиций открытого протокола Jabber, а также таких сервисов, как "Одноклассники" и "Вконтакте". А вот Skype, по его мнению, особенно не выиграет, так как его мало кто рассматривает лишь как средство обмена мгновенными сообщениями, без аудио- и видео-составляющей. Он также не исключает, что реакцией россиян могут быть флэш-мобы по уходу с AOL. "Все зависит от следующего шага ICQ, - полагает гендиректор "Медиа мир". - Если компания будет и дальше запрещать альтернативные клиенты, то вряд ли достигнет желаемых результатов".
Михаил Гуревич также напоминает, что даже на своей родине в Израиле ICQ утратила былое лидерство, уступив его конкуренту MSN. "Это говорит о неконкурентоспособности продукта, - продолжает он. - Всего пару месяцев плотной работы по добавлению новых сервисов - и у ICQ не было бы проблем по привлечению людей и увеличению маржи даже без такого метода монетизации, как баннеры в самом мессенджере".
Признаков того, что ICQ прекратит атаки на альтернативные мессенджеры, пока нет. В блогах бурно обсуждается якобы данное ICQ обещание обновлять протокол еженедельно (найти его на официальном сайте не удалось), а также намерение прислать в Россию специального эмиссара для борьбы с "альтернативщиками". "Люди, работающие на другом рынке, думают, что в России можно применять те же методы", - комментирует Михаил Гуревич. Он считает очень показательным тот факт, что ни один мировой веб-сервис пока не смог "победить в России окончательно".