|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
ERP-рынок: бизнес-реалии изменилисьИсточник: cnews Элеонора Ершова
Тенденции перехода к использованию сервисно-ориентированной архитектуры в последние годы вносят достаточно существенные коррективы в подходы заказчиков к выбору и построению ERP-решений. О том, как будут эволюционировать системы управления ресурсами предприятий, как поставщики этих решений будут приспосабливаться к новым потребностям заказчиков, а также об определяющих критериях выбора ERP рассуждали участники круглого стола "Будущее ERP-систем", проведенного CNews Analytics и CNews Conferences. Аналитики достаточно позитивно оценивают темпы роста российского ERP-рынка в сравнении с западным. В то время как в мире органический рост рынка ERP-систем почти исчерпан (глобальный рынок ERP растет со скоростью 6-8%), отечественный ERP-сегмент растет на 50-60% в год, что существенно превышает средние темпы роста российского ИТ-рынка. По данным IDC, объем рынка интегрированных систем управления предприятием в России составил 579 млн долл. в 2007. А мировой рынок ERP, по оценке ARC Advisory Group, в этот же период достиг 19 млрд долл. В числе основных факторов роста российского рынка ERP можно отметить консолидацию, в силу которой расширяющиеся холдинги стараются снизить издержки на управление за счет упорядочивания и стандартизации бизнеса в дочерних компаниях. Второй фактор роста - централизация, сопровождающаяся внедрением единых мощных ИТ-решений для управления бизнесом с сопутствующей перестройкой ИТ-инфраструктуры. Еще одна причина задуматься о внедрении ERP - это стремление компаний к прозрачности (к выходу на открытый рынок, к привлечению внешнего финансирования, к повышению капитализации). Растущий сектор малого и среднего бизнеса также является одним из катализаторов роста российского рынка ERP. Стимулирует рост интереса к данным системам и развитие имеющихся у заказчиков решений, и рост количества отраслевых и кастомизированных ERP-продуктов. Что касается глобальных тенденций данной рынка, можно сказать, что имеющийся рост (6-8% в год) обеспечивается, в основном, за счет поглощения крупными вендорами более мелких разработчиков бизнес-приложений. В результате растет общая клиентская база, увеличиваются доходы от сопровождения. Так или иначе, но в последние годы мировые ERP-вендоры значительно в большей степени заняты поиском новых ниш для продажи своих решений и подходов к их продвижению. Любопытно, что значительная доля затрат пользователей приходится на поддержку уже внедренных ERP-систем. Развитие интеграционных платформ на базе СОА, которое, казалось бы, должно затормозить интерес заказчиков к монолитным решениям, тем не менее, рассматривается аналитиками в качестве катализаторов роста ERP-рынка. Именно потому, что открывает возможность новых продаж - ввиду сочетания новых решений с унаследованными, а также благодаря продаже решений клиентам конкурентов. Чем живет рынок? В качестве основного тренда на рынке ERP директор департамента корпоративных систем управления НПО "Компьютер" Елена Истомина выделила консолидацию со стороны разработчиков и интеграторов подобных решений. Другая интересная особенность сегодняшнего использования ERP, которая несколько противоречит основному тренду, - это смещение целей заказчиков в сторону реального повышения эффективности управления предприятием. Предприятия меняют подходы к выбору подобных решений: все чаще он определяется конкретными бизнес-задачами. Заметно и стремление отечественных предприятий к "индивидуализации" ERP-проекта. "Если раньше заказчики стремились осуществить ERP-внедрение "как у всех", то сегодня выбор делается с учетом узкоотраслевой специфики, - отметила г-жа Истомина. - Они хотят увидеть решение, которое можно будет легко адаптировать под потребности своего бизнеса". По наблюдениям г-жи Истоминой, если прежде заказчики старались выбрать систему единого поставщика, способную решить все их задачи, то сегодня все чаще сначала определяется задача, а уж потом под нее подбираются решения. В результате иногда на предприятии оказываются несколько ERP-решений, интегрированных между собой. Современное состояние российского рынка автоматизации г-жа Истомина трактует как "Комплексная автоматизация 2.0". "В отличие от первого этапа комплексной автоматизации, сегодня объединяются более крупные системы, задачи. И для каждого бизнес-процесса требуется простроить работу комплекса систем", - считает она. - В дальнейшем все будут стремиться минимизировать "зоопарк" систем, но не путем отказа от тех или иных решений, а путем их интеграции". Говоря о перспективах развития рынка ERP, она отметила, что на первое место выходит не конкуренция вендоров систем, а конкуренция компаний-внедренев. Заказчики в последние годы стремятся выбрать для себя не просто лучшую систему, а лучшее решение для их бизнеса. Поэтому, по мнению г-жи Истоминой, на рынке найдется место для самых разных систем. Директор центра корпоративных решений "Парус" Алексей Казарезов отметил, что, потребность бизнеса в ERP всегда была неоднородна. Она варьировалась в зависимости от отрасли, типа бизнеса и первоочередных задач развития предприятия. По его мнению, в ближайшие годы произойдут заметные перемены в области функциональности ERP-решений. А проекты по внедрению этих систем будут иметь все более интеграционный характер. Это будет обусловлено, с одной стороны, желанием заказчиков сохранить ранее сделанные инвестиции, с другой - развитостью средств интеграции. "Соответственно, время конкуренции решений и их разработчиков постепенно отойдет в прошлое: начнется период соперничества интеграторских команд, - отметил г-н Казарезов. - В будущем ERP-вендоры будут развивать свой бизнес путем расширения продуктового портфеля партнеров за счет смежных решений". Широкое распространение, по его мнению, получит применительно к ERP и концепция SaaS (использование продукта как услуги). Интересно, что в настоящее время подобный подход является инициативой не только поставщиков ERP-решений, но и самих заказчиков. В качестве примера г-н Казарезов рассказал об опыте компании "Евроцемент", с которой достаточно давно сотрудничает "Парус". По его словам, некоторое время назад база данных решения "Парус" работала на всех 14 заводах. Это было неудобно обеим сторонам: "Парусу" необходимо было силами специалистов поддерживать отдельное решение на каждом предприятии, а заказчик испытывал трудности в агрегировании информации, поступающей с каждого завода. Решено было провести централизацию решения. Затем была достигнута договоренность о том, что сам "Евроцемент" перепродает своим дочерним структурам возможность использования продуктом "Парус" как услугой. Это позволило заказчику снизить в разы стоимость услуг по поддержке и развитию имеющегося решения. Г-н Казарезов отметил, что подобный путь - поставка головным предприятием заказчика ИТ-продукта как услуги - со временем станет привычным для российских компаний. Выступление председателя правления центра компетенции по электронному правительству Владимира Дрожжинова было в основном посвящено проблемам использования ERP в государственных органах, вопросам выделения бюджетных денег на информатизацию госсектора и разумного распределения этих средств. Однако он указал и некоторые общие тенденции, характеризующие бизнес ERP-вендоров. Говоря о скорости перемен на рынке ERP, г-н Дрожжинов отметил, что бессмысленно сравнивать динамику развития решений отечественных и зарубежных поставщиков. Понятно, что опыт западных вендоров российским разработчикам перенять удастся еще не скоро. "Традиционные поставщики ERP-систем давно расширили их возможности и поставляют интегрированные системы управления предприятием, - убежден г-н Дрожжинов. - При наличии СОА-платформы и соответствующих инструментов ERP- разработчики могут создавать ИСУП с любой заданной функциональностью". Впрочем, ИТ-директор "Вольво Финанс Сервисес" Алексей Готсданкер отметил, что динамика развития рынка ERP-систем зависит в равной степени от потребностей заказчиков и от инновационных инициатив вендора. Так что за темпы развития этого сектора потребители и поставщики несут почти равную ответственность. Подводные камни выбора Выбрать ERP-систему и не ошибиться - это большая удача. Данный тезис подтверждается аналитиками, утверждающими, что выбор верного решения в половине случаев определяет успех ERP-проекта. Вопрос о том, осуществлять этот выбор самостоятельно или передоверить его квалифицированным консультантам, стал темой активной дискуссии участников круглого стола. Так, по мнению г-на Готсданкера, основная проблема состоит в том, что чаще всего решение о выборе той или иной ERP-системы принимается топ-менеджментом заказчика на эмоциональном уровне. Иногда к принятию решения компанию "подвигают" сами вендоры - за счет рекламы, аналитических выкладок, показателей роста своего бизнеса и т.п. "Дилемма выбора состоит в том, что реальные процессы сильно зависят от того, какой станет в итоге создаваемая ERP-система. Однако не зная будущих бизнес-процессов, мы не можем сформировать качественные требования к системе, - отметил г-н Готсданкер. - Надо понять какими мы хотим быть, и под эти будущие требования выбирать систему". Облегчить заказчику выбор ERP-решения, по его мнению, может помощь внешних консалтинговых компаний. Причем консультанты должны не просто провести тендер с учетом требований заказчика. В их задачи должна входить реализация пилотного проекта с небольшим количеством реальных данных заказчика. "Не устроил пилот - пригласите следующего поставщика, - порекомендовал г-н Готсданкер. - Бюджет подобного предпроекта составляет не более 10-15 тыс. евро, эти издержки намного ниже тех, которые может понести компания, осуществившая неправильный выбор ERP-решения". Примечательно, что, по его словам, проект самой компании "Вольво Финанс Сервисес" по выбору ERP-решения в итоге не вылился в проект по его внедрению. "Решение нами пока не было выбрано, - прокомментировал г-н Готсданкер. - Возможно, это было обусловлено некоторой осторожностью головного офиса компании". Однако опыт проведения выбора ERP с помощью консультантов в "Вольво Финанс Сервисес" все-таки оценивают позитивно. По словам г-на Готсданкера, в результате проекта был проведен реинжиниринг бизнес-процессов, возникла новая организационная структура. Некоторые процессы в компании в итоге сильно упростились. Маркетолог МСТ Груп Марина Белова также придерживается мнения о том, что заказчик в большинстве случаев не может со стороны оценить "правильность" имеющихся в компании бизнес-процессов и выбрать поставщика оптимальных управленческих решений. "Выбор корпоративных систем больше не может оставаться делом ИТ-специалистов, поскольку системы все в большей степени влияют на бизнес-процессы. В оценке систем необходимо мнение бизнеса, - отметила она. - Но изучить все бизнес-процессы заказчика на этапе продажи поставщик не в состоянии. Поэтому проект выбора следует доверить компетентным консультантам". Сейчас основной фокус применения систем сместился от автоматизации отдельных функций к преобразованию всего бизнеса, поэтому проект выбора требует все более тщательного анализа бизнес-процессов. "Начало проекта с полноценного анализа качественно меняет все параметры проекта в лучшую сторону, - убеждена г-жа Белова. - Такой подход дает возможность снижения стоимости владения, стоимости внедрения, окупаемости выбора, позволяет сократить сроки выбора и внедрения систем, снизить риски неуспешного внедрения". Она поддержала точку зрения г-на Готсданкера о том, что заказчику необходимо ориентироваться в первую очередь не на текущее, а на целевое состояние компании в перспективе 3-5 лет, определяемое ее стратегией. В этом случае и бизнес-процессы, и ИТ-обеспечение будут стремиться к единому целевому состоянию. Важный нюанс проекта выбора ERP-решения состоит в ограниченности времени на размышления. Г-жа Белова отмечает, что длительность подобного проекта не должна превышать 4-6 месяцев. Иначе его результаты будут устаревать. Впрочем, участники дискуссии выразили опасение, что наличие предпроекта выбора ERP может существенно удорожить проект внедрения, отметив, что при таком подходе только выбор может обойтись в сумму, сопоставимую с суммой внедрения. Многие говорили о том, что современный заказчик достаточно хорошо разбирается в ИТ, и ему вполне по силам определить самостоятельно, какое именно ERP-решение ему необходимо. "Выбор ERP заказчиком - это волевое решение компании, - говорили участники круглого стола. - Окончательное решение должно приниматься одним-двумя топами компании". По мнению г-жи Истоминой, ERP-проект будет удачным лишь в случае, когда у проекта есть ИТ-продвинутый бизнес-заказчик. Впрочем, опыт консультантов подсказывает, что видение того, какой должна стать внедряемая ERP-система, присутствует у отечественных заказчиков не всегда. И этот фактор в значительной степени зависит от того, насколько квалифицированная команда отвечает в компании за развитие ИТ, насколько разбирается в управленческих системах сам бизнес. А это значит, что спрос на внешних консультантов по выбору ERP-решения еще долгое время будет оставаться в России достаточно высоким. Ссылки по теме
|
|